Как хорошо, придя домой после долгого рабочего дня, налить себе чашечку чая и сесть в уютное кресло, прихватив интересную книгу! Или всей семьей отправиться на прогулку в парк… Или даже пойти в кино на премьеру фильма с любимым актером! Вечер - прекрасное время для отдыха и расслабления. Но что делать, если ребенок, вернувшись из школы, не может позволить себе ни знакомство с новыми литературными героями, ни отдых на свежем воздухе, ни просмотр фильма, потому что все его время занято выполнением домашнего задания? Это стресс как для самого школьника, так и для родителей, необходимость бесконечно откладывать семейные походы куда бы то ни было, а главное - накапливающаяся усталость, не сулящая ничего хорошего.
Почему ребенок долго сидит за уроками
Проблемы с вниманием
Одной из самых распространенных причин возникновения у ребенка трудностей с выполнением домашнего задания является недостаточная развитость памяти и внимания. Казалось бы, разве эти механизмы не развиваются сами собой в процессе игры, знакомства с окружающим миром, общения со сверстниками и взрослыми? Безусловно, это так. Однако, к сожалению, при столкновении ребенка с более трудными, требующими усидчивости, прилежания и умения концентрироваться школьными заданиями, этого может оказаться недостаточно.
Трудности с самодисциплиной
Другой причиной, по которой школьник долго и с неохотой выполняет домашнее задание, может стать отсутствие у него навыков самодисциплины. Представим ситуацию, в которой ребенок с раннего детства знает, что игрушки за собой убирать не надо - это сделает заботливая бабушка, пока он займется чем-нибудь поинтересней, мыть посуду после еды тоже не надо - это сделает любящая мама, как только вернется с работы, относить грязные вещи в корзину для белья - уж тем более лишнее, это запросто сделает папа во время воскресной уборки! Такой ребенок, получив в школе задание на дом, вполне закономерно решит, что и эту тяжелую и не всегда интересную работу за него сделает кто-нибудь другой, а он тем временем найдет себе дело попроще и поприятнее.
Другая ситуация - ребенок тянется к скалке, желая помочь старшим с готовкой, а в ответ слышит: “Не трогай! Ты все испортишь, давай лучше мы сами!”, ребенок примеряет новый, пускай слегка забавный, зато собранный самостоятельно наряд, а ему говорят: “Ну на кого ты похож! Куда ты в этом собрался?”, ребенок проявляет интерес, например, к роликовым конькам, а родители реагируют на это словами: “Ты что?! Упадешь и разобьешь колени, никаких коньков!” Что из всего этого выносит ребенок? Мысль о том, что у него ничего не получится. Еще ни разу не попробовав, ребенок уверяется в том, что он недостаточно хорош. Безусловно, неумение сталкиваться с трудностями, неуверенность в собственных силах повлияют и на успеваемость в школе.
Слишком трудная программа
Важно помнить, что все люди разные. Кому-то лучше даются точные науки, кому-то - гуманитарные. Кто-то с радостью проводит часы за чтением книг, а кто-то предпочтет этому спорт и физическую активность. Кто-то добивается успехов в художественном творчестве, а кому-то ближе и роднее прикладное мастерство. Подбирая школу для своего ребенка, обязательно обратите внимание на его интересы и склонности. Не стоит пытаться “сделать” из своего ребенка математического гения и отдавать его в гимназию с соответствующим уклоном, если ему ближе, например, рисование или художественная гимнастика. Высока вероятность того, что выбранная без учета склонностей ребенка программа не только не вызовет у него интереса, но и окажется для него слишком сложна, а следовательно, вызовет большие трудности.
В нашем бесплатном боте для родителей в телеграм жизненные ситуации и реальная помощь.
Особенности темперамента
Немаловажную роль в процессе привыкания к учебе в школе играет темперамент ребенка. Принято считать, что легче всего эта перемена в жизни будет принята сангвиниками - людьми общительными, оптимистичными и деятельными. Тем не менее, необходимо помнить, что все хорошо в меру, и излишняя активность может встать на пути у успешной учебы, требующей умения спокойно и вдумчиво подходить к занятиям, концентрировать свое внимание на определенной задаче и не отвлекаться по пустякам. Холерики, согласно исследованиям, обладают высокой работоспособностью, однако подвержены частым и внезапным переменам настроения и эмоциональной несдержанности, что может помешать их работе как в школьном коллективе, так и дома. Флегматики и меланхолики - те, кому смена обстановки дается труднее всего. Первым комфортнее всего работать в неспешном, размеренном ритме, они хорошо фокусируются на задаче, но с большим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Обилие новых впечатлений и необходимость успевать за школьным ритмом могут сбить их с толку. Вторым присуща излишняя чувствительность и впечатлительность. Ранимый ребенок может болезненно переживать даже мелкие неудачи, неадекватно реагировать на замечания преподавателя, расстраиваться и даже бояться приступать к выполнению заданий, опасаясь сделать ошибку.
Школьная дезадаптация
Иными словами, процесс адаптации к новой жизненной ситуации ни для кого не проходит бесследно. Одного ребенка может захватить поток новой информации, новых знакомств, новых впечатлений, заставив отнестись к школе несерьезно, как к увлекательной игре, в которой слишком много всего интересного, чтобы тратить время на долгие уроки, сложные упражнения и скрупулезную работу. На другого школа может оказать впечатление тягостное и гнетущее - незнакомый коллектив, непривычное расписание, необходимость четко следовать правилам могут напугать ученика и заставить его всеми доступными способами избегать всего, что напоминает об уроках.
Прокрастинация
Серьезным последствием отрицательной реакции на новое окружение и правила может стать прокрастинация, которая, согласно мнению экспертов, имеет под собой несколько причин. Первая - это неумение рассчитывать свое время и здраво оценивать объем работ. Человек, отложивший дела, которые, как ему казалось, не займут много времени, на последний момент, испытывает стресс, наконец столкнувшись с последствием своего опрометчивого решения, что может привести к появлению второй причины возникновения прокрастинации, а именно - негативному отношение к заданию, которое необходимо выполнить. Та работа, которая не доставила бы проблем, будь она начата в срок, теперь выглядит для человека чрезмерно объемной, практически неподъемной, отчего желание избежать ее только усиливается, загоняя человека в капкан.
Плохое самочувствие
Наконец, причиной, затягивающей выполнение домашнего задания, может стать плохое самочувствие школьника. Если ребенок выглядит непривычно бледным или наоборот краснеет, излишне суетится или засыпает на ходу, стоит узнать у него, не беспокоит ли его головокружение или головная боль, измерить давление, температуру, при необходимости - дать лекарство, и, конечно же, позволить ребенку отдохнуть. К урокам стоит возвращаться только тогда, когда ребенок почувствует себя лучше. Даже в случае, если из-за проблем со здоровьем времени на домашнее задание в этот вечер не останется вовсе - всегда можно связаться с педагогом и предупредить его о том, что ученик восполнит пробел позже.
Если подобная ситуация складывается единожды - повода для паники еще нет, однако в случае, если проблемы со здоровьем ребенка носят систематический характер, - необходимо обратиться к врачу.
Подробнее в статье на нашем блоге:
- последствия долгого времяпрепровождения за уроками
- как помочь тратить меньше времени на домашнее задание
- как помочь подростку с самоорганизацией
Полезная информация в наших социальных сетях: