«Москоцерт» одна из самых крупных культурно-развлекательных организаций Москвы. Ее история насчитывает почти сто лет. В копилке событий фестивали, городские праздники, концерты, театральные постановки. Каждый зритель найдет событие по своему предпочтению, от оперы и балета до иммерсивных и поэтических представлений. Мероприятия проводятся на разных площадках, в их числе Парк Зарядье, Мэрия Москвы, Петровский Путевой Дворец. Вчера я побывала на одной из них, «Москонцерт Холл» на ул. Каланчевской, 33, недалеко от площади трех вокзалов.
Последний майский вечер решила посвятить вечной классике, балету на музыку П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (хореография Мариуса Петипа). Представлял балет Московский Государственный Театр Балета Классической Хореографии «LA CLASSIQUE» под руководством Элика Меликова. В репертуаре театра заявлены также «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Дон Кихот», которые еще можно успеть посмотреть летом. Начинается сезон отпусков и каникул, самое время вдохнуть в наших детей вечное и прекрасное искусство. Сейчас невозможно представить, что первые показы «Лебединого озера» в 1877 году были провальные и балет быстро сошел с афиш Большого Театра. На мой взгляд он самый прекрасный из всех классических, его можно смело назвать символом русского балета, вершиной и недостижимым идеалом во всем мире.
Здание Москонцерта на Каланчевской не большое, интерьер сдержанный, зал не большой, но удобный. Подъем высокий, расстояние между рядами большое, комфортно для высоких людей. За счет того, что нет оркестровой ямы, музыка звучит в записи, сцена находится на расстоянии вытянутой руки и можно рассмотреть все детали костюмов балерин, мимику исполнителей, если сидеть в первых рядах. Однако не рекомендую выбирать первый ряд, особенно с детьми, так как сцена достаточно высокая и придется поднимать голову. Вообще, балет не желательно смотреть вблизи, так как не будет виден весь рисунок танца, особенно в тех сценах, где задействовано большое количество персонажей. Так же издалека лучше смотрятся декорации, в данном случае их выставляли дважды, в первом акте мы видим пейзажи парка и озера, а во втором интерьер бального зала в замке.
Вчера видела в зале много детей и подростков, некоторых приводили классами. И это очень правильно, постановка идеально подходит для первого знакомства с балетом, яркая, красочная, понятный сюжет, вечные ценности и вечная борьба добра со злом. В основе либретто история заколдованной девушки-лебедя, спасти которую в силах только искренняя любовь. Ночью она в своем истинном облике, а днем превращается в прекрасного белого лебедя. Но если свершится предательство и любовь будет разрушена, принцесса и ее подруги навечно останутся гордыми птицами. Однажды на озере появляется принц Зигфрид, который празднует свой день рождения на охоте, а на следующий день на балу должен выбрать невесту. Он знакомится с Одеттой, влюбляется и клянется в вечной верности. Когда наступает время бала, злой колдун приводит туда свою дочь Одиллию. Принц принимает ее за свою невесту, так похожи девушки, только наряд черный у дочери злодея, а у лебедя белый, и представляет матери. Ничего не подозревающий Зигфрид целует Одиллию, чем разрушает обещание, данное на озере. Теперь должно свершиться страшное пророчество. Принц бросается к любимой, та на грани гибели, вызывает злодея на поединок и побеждает его, спасая Одетту. В разных версиях постановок финал отличается, в этой он счастливый – любовь побеждает коварство.
На меня балет произвел сильное впечатление. Очень красиво были поставлены сцены на озере, все балерины двигались синхронно, изящно и грациозно. Знаменитый танец маленьких лебедей выполнен превосходно, невозможно было оторвать взгляд от сцены, движения рук и ног танцовщиц приковывали внимание. Хороши были танцы и на балу, Неаполитанский, Испанский, Венгерский, Русский, Польский. Все сцены бала смотрелись с восторгом, а музыка узнавалась с первых нот. Эти классические произведения Чайковского постоянно сопровождают нас по жизни в разных обработках, поэтому детям будет интересно слышать знакомые мотивы и восклицать: «Ах вот откуда эта музыка! Я уже слышал ее раньше!» Одно дело знакомиться на уроках с музыкальными произведениями, и совсем другое погружаться в те же звуки в зале музыкального театра, восприятие и отношение совершенно меняются. Мне очень понравились как танцевали исполнители главных ролей Зигфрида (ведущий солист театра Степан Косыгин – грациозный и пластичный) и Одетты (хрупкая и нежная приглашенная балерина, ведущая солистка театра «Кремлёвский балет» - Александра Криса), какие красивые и одухотворенные лица у них были, как легко и свободно выполняли элементы и поддержки. Кстати, часто бывает, что партии Одетты и Одиллии танцует одна балерина, так было и вчера. Роль шута (ведущий солист театра – Сергей Котов) хоть и была не очень велика, но хорошо запомнилась виртуозными прыжками, замысловатыми движениями и выразительно мимикой. Колдун Ротбард (солист театра – Семен Болдырев) воплощение зла, когда размахивал плащом, казалось тьма накрывала весь зал – весьма харизматичный персонаж.
Прекрасный выдался вечер, вышла с ощущением наполненности положительными эмоциями. И важно, что конец у сказки хороший, нет места грусти и печали, только свету и добру.