В конце индивидуальной сессии подводится итог, проясняется, насколько клиент смог решить свою задачу, и делается "протяжка" на следующие сессии (предложение фронта работ), исходя из того, что клиент озвучивал в ходе текущей сессии.
См. также: структура коуч-сессии.
- Вопросы на этапе подведения итога сессии: Ваш запрос был таким-то, что вы ценного сегодня вынесли для себя в отношении данного запроса? Каков будет ваш первый шаг по итогам сегодняшней работы?
- Вопросы о состоянии клиента: Как вы сейчас себя чувствуете? С чем уходите после сессии?
- Запрос обратной связи клиента: Что ценного для себя берете? Чего не хватило?
- Варианты "протяжки": В ходе сессии несколько раз звучало то-то, со своей стороны могу предложить вам разобрать это на следующей встрече, используя такие-то техники. Вы сформулировали такой-то план, я была бы рада узнать о том, что у вас получилось, и помочь вам в дальнейшем продвижении в той области на следующей встрече.
- Благодарность клиенту: Я благодарна вам за открытость, доверие и работу и буду рада встрече на следующей сессии.
Домашние задания в коучинге не являюся обязательным элементом и далеко не у всех типов клиентов есть в них потребность. Однако этот инструмент в ряде случаев может быть эффективен и способствовать достижению клиентом целей, закреплению того, что было достигнуто в ходе коучинга, и развитию идей и привычек. Чаще задания используются, когда речь идет о нескольких сессиях (пакет).
Если клиент запрашивает домашнее задание, то реакция коуча может быть разноплановой в зависимости от ситуации, например:
- Вернуть в этом вопросе ответственность клиенту: Какое задание вы бы сами себе назначили? Какое задание в связи с вашим запросом вы считаете наиболее эффективным?
- Предложить доделать. Если в ходе сессии использовались какие-либо техники с визуализацией (например, рисунки в ходе трансформационных техник, арт-техник и др.), то домашнее задание может быть связано с завершением работы, начатой на сессии.
- Предложить закреплять результат. Если в ходе сессии проводилось "якорение" (закрепление определенного состояния, образа и др.), то домашним заданием может быть периодическое возвращение к этому "якорю". К примеру, клиент на сессии придумал образ, который помогает ему ощущать себя увереннее при подготовке публичного выступления, "домашним заданием" может стать периодический возврат к этому образу (пример: вспоминать в течение недели после сессии раз в день).
- Преложить техники для продолжения работы вне сессии (рабочие листы, вопросники, ведение дневника и т.п.), которые помогают клиентам рефлексировать, размышлять, предпринимать действия и достигать необходимых этапов на пути к своей большой цели, сохранять фокус на своих планах, идеях и целях.
В примерах выше я использую слово "предложить". Если задание предлагает коуч, то клиенты лишь получают руководство по применению полученных в ходе коучинга знаний в реальной жизни, но в то же время сами берут на себя ответственность за выполнение задания, свое развитие, действия и успех в процессе коучинга и в жизни в целом.
Не стоит условия отчитаться коучу о выполнении домашнего задания. У коуча нет задачи контролировать выполнение.
Если домашнее задание не выполнено и была договоренность, что клиент сообщит о судьбе задания на следующей сессии, то для понимания коучу есть смысл уточнить: Какие препятствия возникли в ходе выполнения? Что помешало?
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 15 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.