Боровичи - это не областной центр, но и не совсем райцентр: для всей восточной части Новгородской области именно этот город - основной центр притяжения.
Пойди история по-другому и окажись российский Северо-Запад более населённым местом, вполне могла бы появиться какая-нибудь Боровичская область.
Хотя этого не произошло, окрестности Боровичей представляют отдельный интерес, как у какого-нибудь гораздо более значительного и крупного города.
Достопримечательности "Подборовичья" - это прежде всего так называемая "Горная Мста", порожистый участок реки с быстрым течением, по которому когда-то проходил основной путь из центральных в северо-западные регионы России.
Ещё можно выделить усадьбу Кончанское-Суворовское, с другой стороны от Боровичей и гораздо дальше от города, которая когда-то принадлежала знаменитому полководцу Александру Суворову.
В менее равнинной стране, чем наша, "Горная Мста" была бы совершенно непримечательным местом.
Но посреди России река, которая прорывается с холмистой и полной озёр Валдайской возвышенности на низменную приильменскую равнину, к Новгороду - это нечто примечательное.
За 30 километров течения Мста теряет здесь чуть ли не 60 метров по абсолютной высоте - при том, что общее падение этой реки от истока до устья составляет что-то около 100 метров.
Сейчас это популярный водный туристический маршрут: где ещё так близко к Москве найдёшь такие пороги, да и карстовые выходы на Русской равнине не в каждом районе встречаются.
Река Понеретка за 2 километра до устья исчезает в карстовых пещерах, а потом буквально выливается в Мсту из отверстий в известняковом склоне.
Такая красота 500 и даже 200 лет назад мало кого интересовала, но по этим порогам и перекатам столетиями пролегал важнейший торговый путь - водный, ведь вплоть до строительства железных дорог с сухопутными торговыми путями было не очень.
По Мсте, одной из крупнейших рек бассейна Волхова, который, в свою очередь, принадлежит к бассейну впадающей в Балтийское море Невы, было проще всего попасть в Волгу, а по ней в Каспийское море и в конце концов в Южную Азию.
И люди, вынужденные перевозить столько грузов по всем этим порогам и перекатам, прибегали к помощи местных жителей, которые проводили и сопровождали суда.
Так что в этом далёком от больших городов районе издревле были большие и богатые деревни.
Церкви, висячие мосты как в Карелии, и даже гранитная набережная - если не как в Петербурге, то уж точно не хуже чем в Твери.
Прежде всего это описание относится к селу Опеченский Посад, самому крупному в этих местах.
К историческим достопримечательностям в последние десятилетия тут добавился ещё и дендрарий, который устроил на набережной местный житель.
Вообще, Опеченский Посад - село не только большое и красивое, но и благоустроенное: оборудованная набережная, да ещё и с парками, не в каждом российском городе есть.
В общем, вдоль Горной Мсты образовался настоящий природно-культурный ландшафт.
Кончанско-Суворовское - это более обычный для России тип достопримечательности, музей-усадьба.
Суворов не то чтобы много времени провёл в своём имении Кончанское, он был тут лишь трижды; впрочем, третий раз, когда он отбывал здесь ссылку при Павле I, продлился больше двух лет.
Долгое время в Кончанском ничего не напоминало о великом полководце, пока в конце 1930-х годов, в рамках большого разворота СССР к традиционализму и консерватизму, Суворова не вернули на "пароход современности".
В селе был поставлен памятник Александру Васильевичу, во время войны, в 1942 году здесь был организован музей полководца, а в 1950 году село из просто Кончанского стало Кончанско-Суворовским.
Музейные комнаты, кстати, не выглядят пустоватыми, как это часто бывает в таких музеефицированных российских усадьбах.
Усадебный парк - скромный, но приятный на вид:
И в Кончанско-Суворовском уцелели какие-то старые дома, а не так давно была заново построена Александро-Невская церковь.
Так что вместе с музеем-усадьбой образовался настоящий ансамбль.
И окрестности живописные.
Атмосферное место, посетить стоит - не так уж много на российском Северо-Западе усадеб в хорошем состоянии, да и сохранившаяся историческая застройка далеко не в каждом селе есть.