Найти тему
✨УльтраГузик

Сто километров бегом - это непредсказуемо

Оглавление

Что чувствует человек, что бывает с организмом, как готовиться, чтобы решиться пробежать такую дистанцию

Я не эксперт. Я сама только-только преодолела такую дистанцию. Ранее даже пешком столько за один раз не проходила. К слову, бегом мне проще, потому что так быстрее. Или хотя бы чередовать бег и ходьбу, как и было в этот раз на моих первых ста километрах. Итак, начнём.

Сто километров - это долго

Как запланировать темп

Скорость или темп движения можно прикинуть в зависимости от привычной скорости на более коротких дистанциях. Если 50 км бежишь по 7 минут, здесь, скорее всего, один километр в среднем будет преодолеваться за 8-8:30 минут. С одной стороны, начинать лучше по 8 минут, чтобы плавно распределить силы на всю дистанцию, ведь если начать по 7 минут, потом силы могут резко пойти на спад, вместе с ними упадёт и темп, вплоть до перехода на шаг. Обмануть организм не удастся. Он своё возьмёт - не сейчас, так потом. Но есть и другая сторона, которая оказывает своё влияние - время старта.

Время старта

Если старт вечером, и первая половина гонки приходится на ночное время, по ночной прохладе, лучше бежать в посильном темпе и при этом не очень экономить силы. С наступлением утра окружающая температура начнёт расти, ближе к полудню солнце будет припекать.

Светает. Фото одного из участников забега на 100 км. 1 июня 2024.
Светает. Фото одного из участников забега на 100 км. 1 июня 2024.

Обогнать солнце

В идеале, нужно постараться обогнать солнце, насколько это получится, чтобы оставить меньше времени на движение в жару. Но получится ли? Почему может не получиться? А вот почему. Если бежать с такой скоростью, с которой до этого бегал полтинники или даже 60 км, если те пробежки совершались при более комфортных температурах, например, начинались при 13 градусах по Цельсию, а пиковое значение температуры достигало отметки в 25 градусов, а сейчас нижняя температура 20, а высшая - 30 градусов по Цельсию, то темп, взятый, как на тренировочном полтиннике, с высокой долей вероятности может вычерпать ресурс организма, и по преодолению рубежа в 50 или 60 километров, организм может пойти в отказ. Ноги могут отказаться бежать, желудок может отказаться принимать не только пищу, но даже воду. Может наступить одновременно отключение разных систем организма. Поэтому знающие никогда не стартуют быстро. Или они тренировались до этого в аналогичных температурных условиях.

Утреннее солнце. Фото с нашего маршрута на 100 км.
Утреннее солнце. Фото с нашего маршрута на 100 км.

Чудес на гонке не бывает

Если вам кажется, что вас несёт какая-то чудесная сила, то это результат проделанных ранее тренировок. Если вам очень плохо, значит, вы недостаточно готовились. Или не отдохнули перед стартом. Однако, тренированность может компенсировать недостаток отдыха, значимость которого всё же немалая.

А это моё фото рассвета на маршруте. 1 июня 2024.
А это моё фото рассвета на маршруте. 1 июня 2024.

Память мозга или сила сознания

В моём случае я обращалась к своему сознанию с тем, что неоднократно ходила на Эльбрус, стартуя ночью и возвращаясь после обеда. Я как бы говорила своему мозгу: "Мой организм умеет физически работать ночью с переходом в день". Да, восхождение на Эльбрус - это не бег. Это - пешая прогулка. По количеству часов в мае этого года она заняла у меня 12 часов и 18 минут времени. После этого я собрала вещи, свои и товарища, навела порядок в нашей комнате в приюте, собрала и выкинула мусор, пошла на канатку, спустилась, а вечером ещё провела полуторачасовое онлайн-занятие английским языком. То есть количество часов бодрстаования у меня было даже больше, чем то, что требовалось на преодоление этого маршрута в сто километров. Правда, тут были нюансы - о них расскажу чуть позже.

Мои спутники: Ваня Марьин слева и Гена Гайдуков справа. Гене тут не бежится. И все мы ориентируемся уже по дорогам, указанным на Organic maps. GPS уже работает, но от трека мы сильно отклонились.
Мои спутники: Ваня Марьин слева и Гена Гайдуков справа. Гене тут не бежится. И все мы ориентируемся уже по дорогам, указанным на Organic maps. GPS уже работает, но от трека мы сильно отклонились.

Итак, разговор со своим сознательным, попытка напомнить ему, что могут тело и разум, это манипулятивная техника, направленная на самого себя. В момент, когда мне всё надоело, рядом со мной двое парней. Один уже не может бежать - ноги отказываются из-за отсутствия у него необходимых беговых объёмов по причине растяжения связки голеностопа, полученной летом 2023-го года, и, возможно, из-за повышенного на первой половине дистанции темпа. Начал бы медленнее, может быть, бежал бы. Но, тем не менее, набег в километрах на сотке важен, я считаю. Беговые объёмы не ниже 100 км в неделю, или суммарно с километрами горного треккинга. Без объёмов на старт ста километров, считаю, выходить не стоит.

Связь со спутниками по системе геопозиционирования

С ней у нас троих одновременно возникла проблема примерно на 53-ем километре пути. Наше местоположение определялось некорректно, движение на карте отображаться перестало. К сожалению, трек я скачала только в пятницу, за три часа до старта, в машине, по дороге в стартовый лагерь. На его подробное изучение времени уже не оставалось, да и что бы я поняла? Буду честной, друзья. Откуда я могла знать, в каком месте может глушиться сигнал GPS? Местность проведения этого ультра-трейла мне незнакома. Бежать в одно лицо я там не намеревалась. Был сделан расчёт на то, что рядом со мной кто-то из участников обязательно будет, как минимум, Ваня Марьин. Перед стартом я его попросила бежать рядом хотя бы в ночное время. Трек у Вани был закачан в GPS-часы. Это обычно надёжное решение. Однако, на ночной части маршрута моя карта тоже прекрасно работала. То есть GPS-модуль в смартфоне исправно показывал моё местоположение и движение по треку или рядом с ним. Напомню, что разметки на маршруте не было. Предполагалось, что это автономный забег. Правда, в двух местах был автомобиль поддержки с нашими забросками, куда мы положили еду, напитки и что-то из вещей.

Первая точка поддержки была на 19-ом километре, а следующая - уже за 21 километр до финиша. И вот между этими точками 60 автономных километров, где частично глушится сигнал GPS. Довольно неприятно, друзья, блуждать без понимания своей геопозиции. Там мы уже не бежали, а ходили пешком. Периодически подбегивали, но больше шли. Я заметила, что на прохождение 18-ти километров мы затратили 3 часа времени. Это совсем не беговая скорость. Даже не скорость лёгкой трусцы. Это больше похоже на кросс-поход, и если бы мы продолжали так же, нетрудно было прикинуть, сколько ещё часов нам пришлось бы идти до финиша. По жаре.

Где-то здесь проходил наш трек. Дороги нет. То есть нужно было бежать по засеянному полю. А тут у нас не ловился сигнал спутника. И мы не видели своего местоположения, поэтому продолжали движение по грунтовой дороге. А это фото Марины, которая шла самой последней.
Где-то здесь проходил наш трек. Дороги нет. То есть нужно было бежать по засеянному полю. А тут у нас не ловился сигнал спутника. И мы не видели своего местоположения, поэтому продолжали движение по грунтовой дороге. А это фото Марины, которая шла самой последней.

Солнце высоко

Солнце уже было высоко, когда мы просто вышли на шоссе. Не на наш трек, а на понятную дорогу, ведущую в село Новый Буян, по которому походит часть трека. Там я приняла решение бежать сначала до Нового Буяна, а далее - до села Николаевка, где нас, предположительно, ожидал автомобиль поддержки. По дороге, а не по треку. Почему? Потому что километраж уже к тому моменту был пройден сверх 70-ти километров. 73 км, насколько помню. Движение далее по треку удлинило бы путь и время пребывания на маршруте. Еда у меня уже закончилась. Вода была на исходе.

Автомобиль поддержки

Автомобиль ждал. Его было видно с трассы, так как дорога там идёт на спуск. До этого в селе Новый Буян я зашла в магазин "Магнит", где купила 1 литр морса, 0,5 л воды, несколько детских фруктовых пюре в дой-паках и упаковку "Мишек Барни" с банановой начинкой.

И "Мишки", и фруктовые пюре были в моём мешке заброски в багажнике автомобиля поддержки, но меня посетило сомнение, будет ли он там. А вдруг не будет? Мало ли, какая оказия. У меня должно быть питьё и питание, столько, чтобы добежать до финиша. А пить будет хотеться очень сильно. В конце концов, в Молгачах (следующее после Николаевки село на нашем маршруте) на карте показан продуктовый магазин. Куплю там воды, если у меня будет заканчиваться. А всяких фруктовых пюре и "Мишек" в мелком магазинчике может не быть. Так я рассуждала и так поступила в селе Новый Буян.

Автомобиль поддержки возле села Николаевка. Фото Лены Шахматовой. 1 июня 2024.
Автомобиль поддержки возле села Николаевка. Фото Лены Шахматовой. 1 июня 2024.

Но автомобиль в Николаеве ждал. Лена Шахматова была нашей охранительницей. Проводила нас на старт, поехала на 19-ый километр ночью, а потом - в Николаевку. Спала ли она хоть сколько-нибудь в ту ночь?

Елена Шахматова. Наша заботушка, ждёт нас в Николевке.
Елена Шахматова. Наша заботушка, ждёт нас в Николевке.

Зачем и для чего

Если вы далеки от темы ультрамарафонов, и сами не понимаете, зачем читаете это повествование, вас может не оставлять в покое вопрос "Зачем?". На этом месте я вас разочарую. Если этот вопрос у вас возникает, вам не стоит продолжать читать. Вам вообще не стоит интересоваться этой темой с вашего места. Ответ вы не найдёте. Наличие такого вопроса уже не даёт никакого доступа к пониманию. Если же у вас позиция "Мне интересно. Я не знаю, зачем они это делают, но я чувствую, что в этом что-то есть", - тогда у вас есть шанс понять. Правда, шанс не означает, что вы поймёте. Понимание достигается через действия, через практику. Вы либо идёте волонтёром на гонку, окунаетесь в эту атмосферу, видите организаторов, волонтёров, участников, общаетесь с ними, ощущаете энергию этих людей и получаете понимание. Либо, если вы уже бегаете, и вас привлекает длительный бег, пробуете постепенно наращивать дистанцию, знакомитесь и общаетесь на таких гонках с любителями сверх-длинных дистанций, ультрамарафона, ультра-трейла, и приходите к пониманию. Либо вы остаётесь в стороне с вашим непониманием. Не ждите в этом случае, что на ваш вопрос "Зачем вы это делаете?" будет дан понятный вам и приемлемый для вас ответ.

Варианты

Зачем бегать так много, зачем бежать ночью, зачем подвергать организм испытаниям

На эти вопросы у разных людей могут быть разные варианты ответов. Например:

  1. "Мне нравится узнавать, где мой предел, мне нравится отодвигать его. Когда-то я не бегал больше километра, а километр в школе давлся мне с трудом. Сегодня я могу пробежать 100 километров и понимаю, что предел только в моей голове."
  2. "Бежать ночью приятно. Летом в жару ночью прохладнее. Можно стартовать вечером, когда жара спала, и финишировать утром до её наступления. Во время ночной ультры встречаешь рассвет, слышишь, как перед восходом просыпается природа. Птицы начинают неистово щебетать, на траве выпадает роса, воздух наполняется свежестью, а лесные и луговые ароматы становятся ярче."
  3. "Я мечтаю пробежать сто миль. Сто километров днём я уже бегал. Дистанция в сто миль займёт не менее суток. Придётся бежать и днём, и ночью. Ночные сто километров - это репетиция ночной части гонки в сто миль."
  4. "Мне просто интересно. Я люблю бегать и днём, и ночью."

Ответы, приведённые выше, могут не включать в себя все варианты, и в них может быть не выражена глубинная суть вопроса. Заключается она в том, что предела нет, и каждому, кто пробует впервые пробежать 100 километров, хочется проверить это на себе. Сотка - это как начало безлимита. Это как портал в познание чего-то скрытого. Сможешь её преодолеть - узнаешь о себе и о других что-то такое, чего не знают те, кто этого не делал. Чего не знал ты сам. Вот за этим заветным знанием и бегут ультрамафонцы. Только не все из них об этом вам скажут.

Фото пруда возле села Николаевка на маршруте забега на 100 км. Автор фото - Елена Шахматова.
Фото пруда возле села Николаевка на маршруте забега на 100 км. Автор фото - Елена Шахматова.

Травмы

Многие читатели в комментариях склонны пугать любителей длинного и сверхдлинного бега травмами. Рассказывают, как увлекались бегом и как приобрели проблемы с суставами. Или просто пугают проблемами люди, которые сами никогда не бегали. Таких, к слову, больше. Они этими пугалками оправдывают свой малоподвижный образ жизни.

❗Как на это реагировать?

✔️Принимать к сведению и понимать, что у каждого свой путь.

Мозоли и натёртости

Во время длительного бега кто-то натирает мозоли, кто-то сбивает пальцы, у кого-то образуются натёртости на отдельных участках кожи. Вазелин, лейкопластырь, грамотно подобранная одежда, обувь и носки - всё это приходит с опытом. Например, я, прежде чем стартовать сто километров, много раз бегала 50, 60 и 70 км. Самый длинный в километрах забег был на 86 километров. Бегала эти дистанции в разных местах и в разные годы. Опыт уже накопился. Понимание сформировалось. Стартовать 100 километров я не решалась очень долго.

Из моей переписки с участницей, занявшей 3-е место по женщинам на этих 100 км.
Из моей переписки с участницей, занявшей 3-е место по женщинам на этих 100 км.

Проблема с кроссовками и носками

Не стоит пренебрегать. И носки, и обувь должны быть подобраны так, чтобы в них бежалось комфортно. Это не то, на чём стоит экономить.

Из моей переписки с участницей, занявшей 3-е место по женщинам на этих 100 км.
Из моей переписки с участницей, занявшей 3-е место по женщинам на этих 100 км.

Сухой чернозём и песок попадали и в мои кроссовки. По влажной от росы траве я тоже бежала, но у меня ни одной мозоли, хотя ни кроссовки, ни даже носки я в течение забега не меняла.

Из моей переписки с участницей, занявшей 3-е место по женщинам на этих 100 км.
Из моей переписки с участницей, занявшей 3-е место по женщинам на этих 100 км.

Кстати, в кроссовках Salomon Speedcross я бежала свой первый зимний марафон "Дорога жизни". Очень тяжело он мне дался. Ноги после 30-го километра болели безудержно. Бежала через боль и слёзы. Жёсткие они. Они не только для ультры не подходят, в них даже марафон лучше не бежать.

Это мы с Мариной на следующий после гонки день. Уже поспали ночь. Фото из личного архива.
Это мы с Мариной на следующий после гонки день. Уже поспали ночь. Фото из личного архива.

Счиаю, что Марина - супер. Сильная духом. Она шла одна, самая последняя, без сопровождения и поддержки. Медленно, но добралась до финиша сама. Эвакуацию с маршрута не просила. Выдержала это испытание.

О том как я боролась с сонливостью, с жарой и как отгоняла кабанов с дороги, рассказываю здесь 👇

Ещё по теме рассказываю здесь 👇

О том, насколько давно мысль о том, чтобы пробежать сто километров, посетила меня, и почему я её отодвигала, рассказываю тут 👇