"Надо бежать сотку", - диктует мне внутренний голос. "Сегодня сотка - твоя дистанция. Не бойся. Вписалась - беги. Или ты уже сейчас готова отказаться от целевой гонки? Ведь это по сути то же самое. Свернёшь сегодня, потом сойдёшь и в горах". Вот так поговорил со мной внутренний голос моего строгого сверх-Я.
Ночной старт после буднего дня
Дело было в пятницу, световой день выдался насыщенным делами, и отдохнуть, то есть вздремнуть перед забегом не удалось. Считаю это, с одной стороны, своей даже не ошибкой, а проявлением халатности, но с другой стороны, было полезно прочувствовать, как будет справляться с переходом из ночи в день мой неотдохнувший организм, ведь это ожидает на гонке, в рамках подготовки к которой я решила пробежать эти странные сто километров.
Старт с усталостью в теле
В теле моём уже перед стартом ощущалась усталость. Я верила в свои ноги, которые к тому дню набегали приличный объём. Ноги точно были готовы к такому забегу. А остальное тело тоже ведь бегало и гуляло вместе с ногами, а значит, тоже было подготовлено. Просто была общая усталость. Ну, как если не поспать перед трудовым днём.
Перед стартом сфотографировались все вместе. Ждёт нас длинное и непредсказуемое путешествие, особенно, участников дистанции 100 километров.
Старт гонки в 22:00. Включаем налобные фонарики и сначала бежим гурьбой. На старте кто-то сосредоточен, я же пребываю в состоянии лёгкого "Ах! Я" (замените восклицательный знак на букву у) от того, во что вписалась. Можете понять это по моему выражению лица. Скрыть это было невозможно. Стартовала бы я на 50 км, могла бы позволить себе беззаботно улыбаться, но 100, да ещё из ночи в день - меня ожидал новый опыт.
Выбегаем на автомобильное шоссе, движемся по левой стороне, по обочине. Небо светлое, асфальт ровный - выключаю фонарик. Дорогу видно, впереди бегущих видно - зачем тратить энергию батареек впустую? Вот свернём с шоссе в лес, тогда и включу...
Быстрые убегают, медленные отстают
Народу не много, рассредотачиваемся быстрее, чем хотелось бы. Быстрые бегуны удаляются, медленные едва за мной успевают. Я тоже медленная, просто есть ещё медленнее. Хорошо, я перед стартом попросила Ивана Марьина бежать со мной ночную часть гонки, и вот он - догоняет меня, когда я уже некоторое время бегу одна, в нескольких метрах за мной держатся Марина и один из участников дистанции 50 км - чувствую, что едва держатся. Убегать от них не хочу, но они сами снижают темп. Получилось, что стартовали они чересчур быстро - я-то ведь не ускоряюсь. Бежать одной совсем не охота, но терять время на сверхнизком темпе на асфальте в ночной прохладе тоже совсем неразумно. Днём ведь разыграется жара, ещё и борьба со сном потребует ресурса. Итак, бегу и задаюсь вопросом, где же Ваня - бежит где-то сзади или убежал вперёд. И вот он, догоняет меня - оказалось, что перед стартом замешкал. Догнал меня и говорит, что, может быть, побежит полтинник. Это, конечно, меня совсем не радует. Где-то на двадцатом километре маршруты на 50 и 100 км расходятся в противоположные стороны. Встречаются они потом только на финише. Никаких больше пересечений или общего участка. Предательская мысль о том, чтобы тоже свернуть на 50 км, посещает и меня тоже, но она встречается с сильным внутренним сопротивлением какого-то моего сверхсознательного.
"Надо бежать сотку", - диктует мне внутренний голос. "Сегодня сотка - твоя дистанция. Не бойся. Вписалась - беги. Или ты уже сейчас готова отказаться от целевой гонки? Ведь это по сути то же самое. Свернёшь сегодня, потом сойдёшь и в горах". Вот так поговорил со мной внутренний голос моего строгого сверх-Я.
Иван за две недели до этой ночной ультры участвовал в гонке Back Yard Ultra, где пробежал 27 кругов. То есть он бежал 27 часов. Это сутки плюс ещё три часа.
Парни пробежали 183 километра.
Бежим ночью
За это время Иван ещё не восстановился, но он не из тех людей, которые включают "заднюю", и по прошествию девятнадцати километров он уже не говорит ничего о том, чтобы свернуть на пятьдесят. Бежим вместе. За маршрутом в основном следит Ваня, но, после того, как мы пару раз пропустили на развилках нужное направление, в трек начинаю посматривать и я. Хорошо, что ночью спутники не терялись, и направление движения было всё время понятно.
Впереди горят огни села Пискалы. Мы с Иваном договорились, что забежим там на родник и пополним бутылки. Тут уже я понимаю, что даже когда я их наполню, воды до следующего места, где нас будет ждать автомобиль с нашей заброской, мне не хватит. Ещё ночь, а пить хочется много. С наступлением утра начнётся жара, и потребление воды вырастет.
О самом сложном на этих ста километрах
Утро и тяжесть сонливости
Это не просто глаза закрываются. Это внезапно тяжёлая голова и тяжесть в теле. Это лёгкие визуальные галлюцинации, когда на дороге видишь хорька, а это ком земли, когда среди деревьев мерещится мужик в крестьянской одежде, которого там нет. Когда шевелится всё то, что лежит, стоит и просто растёт. Ты видишь, что оно то ползёт, то идёт, а присмотревшись, понимаешь, что это обман твоего зрения под воздействием утомления. С Иваном происходит то же самое. Ему тоже мерещатся хорьки, сурки и мужики, которые на самом деле комья земли, кочки и высохшие стволы деревьев.
Встреча с кабанами или весёлая побудка
- Гузэль! Посмотри туда. У меня галлюцинации, или это кабан? Ты видишь кабана?
Да, я вижу здорового кабана. Такого огромного, как молодой бычок. И много поросят. И ещё одного взрослого кабана или кабаниху. Семейство кабанов. Они бегут по дороге навстречу нам. Они бегут прямо на нас.
Мы останавливаемся. Ваня достаёт смартфон и включает видеозапись, а я нахожу свистульку, пришитую к одному из передних кармашков рюкзака, и начинаю свистеть. Ирония заключалась в том, что, собирая накануне вещи на этот ультрамарафон, я отвязала от одной из петель рюкзачка свой большой металлический свисток, решив, что зачем он мне здесь? Хорошо, что хотя бы та маленькая свистулька не отвязывается, что она пришита. Делаю множество свистов. Кабаны продолжают движение на нас. Я наращиваю усилие и делаю один свист погромче. На этот раз кабаны реагируют и сворачивают с дороги. Этот момент можете увидеть на картинке ниже:
Главный кабанЕц смотрит на нас. Он ещё сомневается, представляем ли мы настолько серьёзное препятствие, чтобы свернуть с накатанной дороги. Свищу ещё. Срабатывает.
Это было бы просто, если бы главный самый большой кабан не испытывал сомнений. Смотрите, показываю:
Кабаны бегут быстро, и кажется, что мы уже можем продолжать движение по дороге, как вдруг предводитель стаи останавливается и снова смотрит в нашу сторону:
Опять приходится свистеть. Делаю два или три сильных свиста.
Так мы с Иваном проснулись и перестали видеть вокруг галлюцинации. А чтобы голова стала легче, Ваня предложил мне скушать спортивный гель с добавлением гуараны. Съедаю, и минут через десять мне становиться заметно легче. Голова ясная, в тело возвращается прежняя лёгкость, но надолго ли это? Пока оно так, следует пользоваться этим состоянием и бежать дальше. Пробежали мы к тому моменту около пятидесяти километров.
Потеря сигнала спутников GPS
Об этом я уже рассказывала в статье, посвящённой особенностям этой гонки. Если не читали, ссылка будет далее в тексте. Напомню, что маршрут размечен не был, участники двигались, руководствуясь треком, закаченным в устройство, поддерживающее сигнал GPS. При потере сигнала, мы перестали видеть своё местоположение. Стрелка на карте сдвинулась в сторону от трека и замерла на месте. К тому моменту нас было три человека, и данный сбой произошёл на разных устройствах всех троих. Эта трудность стала для нас неожиданностью.
Сигнал GPS глушится
О наличии ПВО в том районе мы знали, но полагали, что, раз организатор дал нам этот трек, он его полностью проверил, а значит, составил, используя сигналы спутников. Но оказалось не совсем так. Видимо, часть маршрута он пробегал или проезжал на велосипеде в предыдущий год или ещё раньше, и сигнал GPS тогда не глушился. А ещё, как мы узнали позже от тех, у кого каким-то чудом сигнал спутников в этом районе не пропадал, дороги там нет. Возможно, она там была прежде, но теперь там засеянное поле, а где-то и вовсе трава по колено. Мы же наплутали огромную петлю по грунтовым дорогам, пока не возобновился приём сигнала GPS, и мы просто не вышли на шоссе, на котором у нас будет пройдено уже 73 километра из ста.
Жара
Ещё одно ожидаемое испытание на дистанции была жара. На нашу удачу, начнётся она позже ожидаемого. С утра солнце скрывали лёгкие облака, и оно не жарило, поддувал лёгкий прохладный ветерок, но пока мы блуждали, облака разошлись, и стало прижаривать.
Перегрев или тепловой удар
На участке примерно за 13 километров до финиша мы нагоним парня, которого накрыл перегрев. Когда мы к нему добежали, он шёл пешком и перейти даже на лёгкую трусцу был не в состоянии. Зайдя в тенистое место, парни присели на траву, и тот парень лёг. Позже он расскажет мне, что уже не мог ни принимать пищу, ни даже пить воду. Его организм отторгал всё, и сил бежать у него не было.
Об опасности перегрева
Перегрев - опасная штука, друзья. Из-за теплового удара участники на гонках умирают. Бывает даже, что участника эвакуируют с трассы забега в карете скорой помощи, успевают оказать ему или ей первую помощь, увозят в больницу, а там он или она вдруг отдают концы. К сожалению, такие случаи происходят каждый год. Для себя я уяснила два важных аспекта касаемо борьбы с перегревом:
- Необходимо постоянно пить, не реже двух-трех глотков каждые 20 минут
- На открытом солнцепёке стоит сбавить темп, а при зашкаливании пульса сверх нормы, нужно его привести к норме, либо перейдя на шаг, либо, найдя тень, сделав передышку: присесть или прилечь. Положение лёжа помогает хорошо.
Я ложилась отдыхать до того, как перегревалась
Я уже научилась определять состояние до перегрева и на этот раз целых два раза ложилась отдыхать. Первый раз я это сделала в конце села Новый Буян, на маленькой детской горке. Стояла она в тени, которую отбрасывали берёзы, и её горизонтальная часть, переход от ступенек к скату, была выложена дощечками, очень удобными для лежания. Легла я набок, положив голову на рюкзачок, а ноги раскидала по сторонам, обеспечив таким образом мышцы ног расслаблением. Иван в тот период времени бежал где-то позади, потому что оставался сопровождать Геннадия, который уже не мог бежать и на эвакуацию которого из стартового лагеря выехали парни. Сколько я пролежала на той детской горке, не засекала, может быть, минут семь-восемь, а может, и все десять, но мне удалось даже немножко вздремнуть. Я ощутила облегчение и прилив энергии. Продолжила движение довольно бодро.
Второй раз я ложилась отдыхать примерно за 19 км до финиша, на дороге между колеями. Именно то место я не сфотографировала, но дорога выглядела примерно так, как на фото ниже:
Почему между колеями? Потому что сбоку дороги в том месте были не засеянные поля, а луга, поросшие густой травой, в какой бывают клещи. Справа были деревья, под которыми тоже была густая трава. Я решила, что через дорожную колею им ходить или прыгать не прикольно, поэтому легла между колеями. Отдохнула там, кажется, минут десять. Тоже поспала. Не знаю, были ли клещи в той траве по бокам от дороги, но на себе я ни одного не обнаружила.
Очень сильно хочется лечь
Это состояние, бороться с которым я не могла. Отдыхать ложилась в моменты, когда казалось, или я сейчас срочно лягу, или я помру. Накатывала такая внезапная и нестерпимая усталость, друзья, что терпения моего не хватало. Так, ложилась я отдыхать дважды, когда до финиша оставалась меньшая часть пути. Спортивные гели больше не ела. Был съеден только тот один, которым меня угостил Иван, примерно на 52-ом километре маршрута.
Отдых у воды
Примерно за 10 или 9 км до финиша я сделаю ещё один привал, на этот раз уже сидячий. Пробегу через село Молгачи, где зайду в отделение почты, чтобы купить воды. Заодно отдохну в тени помещения. Да, друзья, имейте в виду, что на почте в любых населённых пунктах продают продукты питания и напитки. Вода здесь, между прочим, была представлена в ассортименте.
Гидратация и отдых
Как я уже сказала выше, регулярная и обильная гидратация помогает справиться с воздействием жары. По мере усиливания жары, кроме жажды, всё чаще требовались остановки на отдых. Всё-таки ночь, проведённая на ногах, и предыдущий будний день внесли свой вклад в утомление. Когда мы плутали в зоне потери сигнала GPS, я чётко понимала, что, чем больше времени я провожу на ногах, вне зависимости от скорости и интенсивности движения, тем более наращивается утомление. Тот, кто двигается быстрее, того состояние переутомления настигнет позже. То есть при средней скорости движения выше, у человека больше шансов быстрее добраться до финиша, не только благодаря его скорости бега или хода, но и благодаря тому, что он меньше времени проводит на ногах. Понимаете, о чём я?
Моя потребность в частых остановках возникла в результате большого количества часов без сна и того количества часов, которое уже было проведено на маршруте.
Стопы от длительного движения уже "подгорали". Остудить их было очень приятно и принесло облегчение. Рядом с этой лужей был импровизированный мостик, по которому перейти эту речку можно было, не разуваясь.
На фото выше, возле столба вы можете видеть бревно. Дойдя до него босиком по траве, я присяду на него, оботру стопы носками, обуюсь, подожду некоторое время, глядя на дорогу, не бежит ли там Ваня, и продолжу движение в сторону стартового лагеря. Сидеть на жаре дольше был не вариант.
Финиш
На финише меня встретят приветственными возгласами и сразу же вручат мне кубок и призовой сертификат за второе место среди девочек. На маршруте ста километров будет ещё находиться Марина. Девчонок, стартовавших на эту дистанцию, было всего трое.
Заряда моего трекера Garmin Forerunner на весь маршрут не хватило - у меня записалось только 92 км пути. Финишировала я за 18 часов 18 минут. Символично, потому что дата моего рождения - 18-е.
Вместо послесловия
Ограничения по времени для нас установлено не было. Я для себя закладывала на преодоление этой дистанции 17 часов. Считаю, что это могло быть реальным, если бы маршрут гонки был маркирован, но это не точно, потому что на практике не проверено и не доказано.
В этот очерк не вошёл эпизод о нашей встрече с чёрным трактористом, который решил устроить нам дымовую завесу - рассказываю о нём в этой публикации 👇
Ещё о нюансах этих ста километров рассказываю в этой публикации 👇