«Цезарь», специально для проекта @wargonzoya
– Привет, я-вот хочу быть пулемётчиком, хочу пулемёт взять, но, говорят, они тяжёлые, неудобные, если на ногу уронишь – сломать, нахрен можно. Даже не знаю, что посоветуешь?
– Ну, если уметь.
– А, ну если уметь, то поня-я-ятно…. – постоял, помолчал – Я вообще-то, на охоте профи: уток на раз кладу.
Нормальный диалог? Возможно его представить среди военных? Возможно! Мало того, я участник такого диалога, ну почти. А теперь по порядку: я буду говорить о ситуации на дорогах, как мирных (а были ли они когда-нибудь мирными?), так и военных, об отношении к водителям и о самих водителях.
Дабы сразу ответить на повисший в воздухе вопрос: а кто, собственно, ты такой, чтобы оценивать и давать советы, отвечу: я профессиональный водитель со стажем более 29 лет, имеющий опыт гонок (регалии и дисциплины, по причине анонимности, раскрывать не буду), и более чем 10-тилетний стаж преподавания и обучения водителей, в том числе силовых ведомств и спецгаражей, профессиональному управлению автомобилем. В последнее время к этому еще и плюсуется опыт выполнения задач в зоне СВО, в составе отдельного разведывательного батальона, уже более 2-х лет.
Если вы считаете себя профессиональным водителем, то я не буду вас просить ответить на «глупые» вопросы: надо ли пристегиваться в атомобиле?; как правильно настроить посадку и для чего это нужно?; сколько раз за минуту вы смотрите в зеркало заднего вида и сколько у вас занимает времени полный цикл оборота руля слева направо? Не буду. Я просто попрошу вас установить на телефон (это займёт 2 минуты времени) приложение по проверке знаний ПДД и попрошу вас пройти экзамен – это еще 5 мин. Прошёл, профессионал? А теперь (ведь у всех, в окружении, полно водителей), дай пройти тем, кто рядом. Вот такая у нас ситуация на ВСЕХ дорогах: 99,9% не знают правил дорожного движения.
А теперь вернёмся к диалогу в начале статьи. Такую форму, скажем так, преобразования я выбрал для того, чтобы стало более очевидно понимание в настоящих реалиях. Проводя параллель, можно сказать, что ситуация такая, что 99,9 % на войне не знают устава. Что ждёт такую армию, которая чихать хотела на свои регламентирующие функционирование документы? Правильно. Туда же и идет вся наша армия «профессиональных» водителей. Каждый год 30 тысяч гибнут на этом пути. Каждый год! 30 тысяч! И не надо говорить про тенденции по улучшению ситуации "...с каждым годом гибнет меньше…". Это происходит исключительно из-за повышения уровня пассивной и активной безопасности автомобилей и дорог. Чтобы было понятнее – ездили бы мы до сих пор все (условно) на «шестёрках» и «москвичах», статистика была бы куда более печальная. У нас в любом городе любой человек может купить водительское удостоверение. У вас в городе нельзя? Я сам, по роду деятельности, наблюдал, как в одном из отделений по выдаче удостоверений, очередная «посадка» приводила лишь к остановке по торговле «правами» максимум на 4-5 месяцев, и так на протяжении 4-х лет. Это было до СВО, но, знаю, и сейчас ничего не изменилось.
Так что же по «идиотскому» диалогу в начале? Мы такую ситуацию имеем сейчас: водители, которые были неграмотными в мирной жизни (безалаберные охотники, да даже не охотники, а просто гражданские с гладкостволом), управляли (да какое там) – ездили, в большинстве своем, на одноприводных автомобилях, получают внедорожники с полным приводом и повышенным центром тяжести.
«Пулемёт». И попадает наш «охотник» с «пулемётом» на передовую. Представили эту ситуацию? Если поднять статистику, сколько пострадало от ДТП до передовой, на передовой, сколько не доехало, сколько не вернулось после? Когда вы рассмотрите большую массу этих аварий, то придёте в ужас.
А если вам еще и объяснит профессионал, что, где, и как можно было сделать по-другому, то ужас, поверьте, значимо увеличится от понимания, скольких жертв можно было бы избежать и какими малыми силами.
Теперь к нашим водителям – «охотникам». Ну что может наделать охотник, считающий себя профессионалом, с огромным опытом уничтожения тарелочек и уточек, получивший пулемёт и начинающий считать себя, тут же, профессиональным пулеметчиком, без обучения и подготовки? Думаю, в красках объяснять не нужно. Просто сами можете найти видео, когда таких «профессиональных» водителей пускают на спортивную трассу вместе с реальными гонщиками. Сам я такие видео не искал – но, уверен, найти можно, так как собственными глазами наблюдал такие шоу… Весёлое и печальное зрелище, когда добрая половина «профессионалов» делала «уши» (переворот через крышу) в первом повороте.
В автоспорте автомобиль называют «боевым» и это неспроста. Ты на гонку выходишь, как на бой и оружие твоё – это твой боевой автомобиль. Такое отношение водителей к своим навыкам, своему автомобилю на войне я, увы, вижу редко. Почему штурмовик постоянно совершенствует свои навыки, экипировку, улучшает эргономику автомата, ставит на него дополнительные приборы, учится эффективно ими пользоваться, совершенствуется, подстраиваясь под новые реалии ведения боевых действий? А водитель? Я видел водителя, который «обвесил» свой автомат на 300 тысяч рублей, а когда я его спросил про прибор ночного видения – нет… Вернее он есть, чтобы на автомат поставить, а вот крепление на шлем не взял.
– Да ну, мне неудобно.
– А сколько ты стрелял за это время?
– Ни разу…
– А сколько ездил по ночи?
– Постоянно.
Занавес.
А сколько вы видели водителей (автомобилей) у которых световые приборы переключаются в разные режимы – для движения по переднему краю и для движения по дорогам общего пользования? Стандартные картины на дорогах, близких к передовой: свет такой, что «глаза выжигает», либо не горит ничего. И что-то объяснить такому водителю весьма затруднительно, так как человек, который не понимает угрозы от «ослепления» движущегося на него водителя – это человек, так скажем, не интеллектуал. А учитывая, что во встречном автомобиле могут быть гражданские, женщины, дети, то это уже начинает граничить с отсутствием вменяемости водителя. То же самое и с задними габаритами. Иногда с таким ночным «летучим голландцем» разница в скоростях бывает за 100 км/ч. За время СВО я насмотрелся на бесчисленное количество аварий с расплющенными автомобилями о «невидимку» и не обязательно тихохода, просто снижающего скорость для остановки или не успевшего набрать её. Конечно, я не призываю заниматься маразмом с установкой разных режимов работы световых приборов на автомобили, едущие «в один конец». Но если предполагалось движение по дорогам общего пользования, а водитель решил, что поставить тумблер – это долго (умеючи – 15 мин) и в тёмное время суток, которое в зимнее время начинается задолго до комендантского часа, в него, невидимого на дороге, влетит семья – долгими ли ему покажутся 15 не потраченных минут? К сожалению, та культура, а вернее её отсутствие, на дорогах в мирной жизни, перенеслась и на дороги войны.
Конечно на войне не так печально – потому что цена ошибки намного выше. Конечно, наши водители героически выполняют боевые задачи, зачастую поражая лихостью и мужеством, но повышать уровень оснащения и управления нужно. Обучать, закладывать «базу», учить работать с приборами в условиях ограниченной видимости, с геопозиционированием и навигационными системами и т.п. Ведь водитель, зачастую – это единственный человек, который может вывезти по более безопасному и кратчайшему пути. И от его навыков, умений и знаний зависит очень многое. Каждая невыполненная задача водителем – это практически, невыполненная задача группы.
И пока к водителям будут относиться наподобие гражданских: «Можешь доехать на автомобиле из точки А в точку Б? Отлично – можешь быть инструктором в автошколе; водитель, имеешь категорию, ездишь, можешь ремонтировать? – Чуть обучим стрелять и вперёд» – мы будем иметь плачевную статистику. Очень обидно видеть видео переворота автомобиля только лишь потому, что при «неожиданно» возникшем заносе, водитель просто машинально нажал на педаль тормоза – машина «в утиль», задача не выполнена, про 300-х и 200-х промолчу…
Итак, как мы получили такую ситуацию на дорогах, что же делать и как быть?
Расписывать все причины я не буду, достаточно одной, озвученной ранее – торговля водительскими удостоверениями. Это основная причина и из неё вытекает большинство остальных: незнание правил дорожного движения у подавляющего количества водителей, стремящееся к нулю обучение новых, отсутствие культуры поведения на дороге, отсутствие понимания опасности автомобиля, большое количество аварий на дорогах и т.п. Я уже не говорю о наличии навыков контраварийного управления автомобилем – этим владеют единицы водителей.
У нас полностью отсутствует система ДОСААФ в том виде, который был ранее. С подготовкой, надо отметить, хорошей подготовкой водителей, начиная от картинга, с закладкой основной базы управления автомобилем и через стрелковую подготовку, серьёзную подготовку по ПДД (деды-то глупые были, да? с детства закладывая основы в будущих водителей), до управления «КАМАЗами», «УРАЛами», «ЗИЛами».
Что же сейчас предлагают нашим родителям? Помню, еще лет 8-9 назад, в N-ом городе, собрали у мэра консилиум по безопасности на дорогах. В том числе были и заслуженные пилоты автоспорта. И когда у одного из них, спросили какой он видит выход, он сказал: «… нашим родителям предлагают обучить их детей любым способам «мордобоя», а сколько школ по картингу, автомногоборью, ралли, кольцу, дрифту?»
Это был не я, но отчасти, с его словами я согласен. И тут ещё не только вопрос в наличии таких школ – вопрос в финансировании, так как ни одна автошкола с профессиональной подготовкой водителей с детского возраста, с занятиями по 12 часов в неделю, с большим количеством практических занятий, участий в соревнованиях разных автодисциплин и последующим выпуском отлично обученных водителей с выдачей водительских удостоверений – финансово не потянет за счёт родителей. Технические виды спорта – дорогое «удовольствие»: необходимо участие государства. Но и здесь можно находить пути более дешёвого подхода – подключением виртуальных тренажёров, проведением соревнований не в дорогих спортивных классах автомобилей, а на стандартных (слегка доработанных самими учениками) машинах и чтобы это было не только автомногоборье (которое, при всех плюсах данной дисциплины, надо признать, не так интересно детям, как другие автоспортивные дисциплины), позволять вести занятия в приемлемых гаражах, без требований, как к диллерским техническим станциям и т.п.
Пути есть, нужно вставать на них и начинать уже идти. И такие движения со стороны государства, что не может не радовать, есть.
И сейчас я говорю только об автомобилях – это понятно, это моя тема. Но молодому поколению надо прививать знания и навыки, которые востребованы уже сейчас и будут ещё больше востребованы в будущем: медицинская помощь, спортивное ориентирование, горная подготовка, управление различными видами техники: от велосипеда, до МТЛБ, управление дронами, езда на лошадях. Последний навык вообще может быть утерян. Необходим целый комплекс мероприятий со стороны государства, с созданием структуры, которая объединит профессионалов, способных передать свои знания молодому поколению.
Какой это комплекс и насколько объёмна такая работа – можно поговорить в другой раз. Но, возвращаясь к нашей теме, в заключениие скажу. Работа по наведению порядка на дорогах крайне важна и необходима и результатом её станут многие сохранённые жизни, как на «гражданских» дорогах, так и на «военных». В этом ни у меня, ни у близких мне профессионалов никаких сомнений нет!
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4817 7601 3171 9092