("Омен. Первое знамение", The First Omen, 2024, США и др..)
Что ж, и прежде "Омен" стоял особняком от других пугательных киноэпопей 70-80-х, и теперь, когда нагрянула мода их "перезагружать", творцы Омениады пошли своим, особым путём. И, вместо обычного переноса её каноничного сюжета в эпоху мобильников и Интернета, поступили экстравагантно. А именно...
...А именно: сотворили полноценный приквел к оригинальному "Омену" 1976 года. Тому, с которого начал славный путь в большом кино ныне покойный Ричард Доннер, создатель много чего крутого и знаменитого. Ради чего режиссёрша "Первого знамения" с ласковым именем Аркаша (Arkasha) Стивенсон не только воссоздала у себя атмосферу Рима 70-х, но даже картинку стилизовала под "аналоговую" старину. Чуть бледнокрасочную, с мягким, рассеянным освещением, снятую в антуражах реальных исторических зданий постройки 17 века. Только дефектов потертой кинопленки на экране недостаёт, как это делалось у Тарантино, а иначе был бы полный ностальгический набор киномана.
Зато бюджет по меркам хорроров сюда вбухали нехилый - 30 млн. $. Тоже нестандартный и смелый коммерческий финт. Поскольку в 20 веке "Омены" тем и гордились, что были сняты за скромное количество миллионов, а окупались в прокате на зависть многим; первый и вовсе отбил свои 2,8 "ляма" аж 22-кратно. Лента же Стивенсон за полтора месяца театрального вояжа по миру не набрала и двойную кассу. Хотя её онлайн-прокатная судьба может сложиться получше. Учитывая, что эта индустрия ныне идёт в гору, а кинозалы, наоборот, всё чаще закрываются.
Да, с одной стороны "приквелизировать" классического "Омена", даже спустя 48 лет, было неожиданной и любопытной идеей. Способной заинтриговать всех "ностальгёров" по эпохе VHS, для которых это название столь же памятно, как "Изгоняющий дьявола" и "Кошмары на улице Вязов". И которые ещё не забыли коронные оменовы сцены, пугавшие не безумной фантазией, а, напротив, обыденностью своего ужаса (публичный суицид няни, обезглавливание листом стекла, лютая развязка и т. п.).
Увы, но, посмотрев "Первое знамение", понимаешь, что овчинка на самом деле не стоила выделки. Потому что главной звезды сего инфернального банкета - пацанчика-кровожадины Дэмиэна, он же малолетний антихрист, - здесь пока нет. А занявшая его "несвято место", 16-летка Карлита (Николь Сорас) оказалась ему бледной и неудачной заменой. Ибо что в ней столь уникального? Как будто мы в 21 веке зловещих растрепанных девочек в фильмах ужасов не видели! И живых, и мертвых, и демоно-, и зомбиобразных - выбирай на любой вкус, цвет и калибр фломастеров.
У "Первого знамения" та же проблема, что и у нового российского хоррора "Домовой", о котором мы говорили на прошлой неделе. С разницей в том, что, в отличие от его создателей, Аркаша кумекает в искусстве пощипывать зрителям нервы. И фирменные "напугательные" приёмы "Омена", разработанные ещё Доннером, она в целом освоила.
Роднит её картину с "Домовым" сочетание талантливо выстроенной, художественной картинки - и банального, "никакого" сюжета. Который подводит нас к неминуемому рождению Дэмиэна - уже, считай, одной интригой в фильме меньше. И где из двухчасового действия запоминаются разве что пара-тройка душераздирающих сцен, костюмы, да красивое манипулирование освещением - вот, пожалуй, и всё.
Впрочем, во главе сюжетного угла здесь не Карлита с её прибабахами, а молодая американка Маргарет (Нелл Тайгер Фри).
Она прилетела в Рим в 1971 году, незадолго до событий первого "Омена", но не как туристка, а по долгу службы. Дело в том, что она готовится принять постриг в монахини, а перед этим ей надо поработать в церковном приюте для девочек. В том, где помимо остальных сироток держат и Карлиту. Чьи странности и мрачные картинки, что она рисует (блин, вам бы дали один лишь черный карандаш, я бы посмотрел на ваше жизнерадостное творчество!), делают её изгоем и частым узником местного ШИЗО. Однако кое-какая симпатия между ней и Маргарет всё же возникает. В том числе на почве зловещих видений, мучающих порой и ту, и другую.
Между тем кандидатурой в монашки Маргарет была своеобразной.
В свободное от постов, молитв и приютских хлопот время они со своей соседкой по келье (Ну или как - келья... Нормальная 2-комнатная квартирка со всеми удобствами.) переодевались в модные шмотки, бегали по дискотекам и даже... кадрили мальчиков! Иными словами, сами того не ведая, претворяли в жизнь призыв кардинала Глика из "Догмы" - "Католичество - это круто!", - даром что сам Глик озвучит его только через 28 лет.
И вот на одной тусовке Маргарет вдруг отключилась, чего раньше за ней не наблюдалось. И наутро не могла вспомнить, чем всё закончилось, и как она вернулась в келью. Но эта мелкая неприятность была ею вскоре забыта (а зря!), ведь в приюте начнёт творится разная чертовщина. А затем к Маргарет явится еще более загадочный, чем Карлита, священник Бреннан (Ральф Айнесон). И расскажет ей такое... вернее, ТАКОЕ, от чего девичьей "крыше" было впору съехать. Причем безвозвратно.
Короче, отныне Ритке станет не до танцулек. Ибо пришла пора вываливать зрителям на головы порцию очередной хоррорятины про приход антихриста, на чём в Омениаде и завязана вся движуха...
***
В общем, если вы знакомы с первыми тремя "Оменами" (четвертый и остальные "довески" можно пропустить), то резон ознакомиться с предысторией к ним всё же есть. Чисто в факультативном смысле, при наличии такого желания. Хотя чего-то сногсшибательного не ждите. Кино красиво снято, но банально сюжетом. Тем более "мякотка" в этой мракоэпопее начнется после рождения Дэмиэна. То есть не здесь, ведь оно случится лишь перед финальными титрами.
А если вы не знакомы с данной классикой ужасов... то рекомендации те же самые. Поскольку это приквел к "Омену", его можно смотреть, не зная первоисточник. Разве только отсылки к нему в "Первом знамении" не поймете, но, чес-слово, невелика потеря.
Ну а если вы равнодушны к хоррорам, то Аркаша Стивенсон явно не заставит вас полюбить этот жанр. А вот доннеровский "Омен" с Грегори Пеком - как знать, как знать. Возможно, не ужаса, но мрачной стильности в нём и по сей день с избытком.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):