Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Догма

Оглавление

(Dogma, 1999, США)

Что смешного? Посмотрел бы я на вас, когда вы проснулись бы ночью и увидели возле своей кровати... архангела! Да ещё с лицом ныне покойного Алана Рикмана.
Что смешного? Посмотрел бы я на вас, когда вы проснулись бы ночью и увидели возле своей кровати... архангела! Да ещё с лицом ныне покойного Алана Рикмана.

Примечательно, что ни до, ни после "Догмы" режиссёр/сценарист/актёр Кевин Смит так и не снял ничего столь же многозвездного, сюжетно продуманного, скандального и разобранного на цитаты. "Клерки 1-2" и "Тусовщики из супермаркета" , при всей своей сногсшибательной болтовне, не выходили за рамки обычных молодежных комедий. "В погоне за Эми", "Девушка из Джерси" были хоть и не чистой воды мелодрамами, но в первую очередь всё-таки ими. "Бивень"? Довольно скучный, хотя и внятный, без недомолвок, хоррор. "Красный штат"? Это месиво было и вовсе не пойми чем, но формально считалось боевиком. Прочие работы Кевина тоже демонстрировали жанровый винегрет с закосами в пародию, на деле представляя собой лишь наборы гэгов и пресловутой смитовской пошлятины - дерзкой и милой одновременно.
И лишь "Догма", над сценарием которой Смит работал на протяжении десяти лет, по-настоящему радует скрупулезно прописанной фабулой и нетипичным для Кевина форматом: смесью городского фэнтези и дорожных приключений.

Мэтт Дэймон к съемкам в Борниане готов. Однако до этого знаменательного события ему придется ждать ещё целых три года.
Мэтт Дэймон к съемкам в Борниане готов. Однако до этого знаменательного события ему придется ждать ещё целых три года.

Хотя, конечно, религиозная общественность наехала в 1999-м на Смита вовсе не потому что ненавидела априори всю городскую фэнтезятину. Например, супротив вампиров и оборотней она никогда не возбухала. А вот за фэнтезятину, снятую по библейским сюжетам, да вдобавок своевольно истолкованным, "Догме" хотели учинить настоящую инквизиционную взбучку. Но, к счастью, весь гневный пар её ненавистников так и ушёл в свисток. Дальше пикетов и проклятий на бедовые головы авторов фильма дело не дошло. Гром с небес не грянул и молнии божьего гнева никого из съемочной группы не поразили. Напротив, шумиха лишь поспособствовала рекламе, кинопрокату и видеопродажам фильма. Который вот так запросто, без истерик церкви и МинКульта, прокрутили и в России, а потом ещё на лицензионных кассетах повсюду распространили. И что? Да ничего - мир не перевернулся и бездна под нами не разверзлась.
Так что же такого в "Догме" святотатственного и как много там этого добра... или зла... ну или кому как? Да понятия не имею. Я не ханжа и не эксперт в вопросах чьей-то обидчивости. Лично меня в этом фильме не покоробило абсолютно ничего, зато повеселило буквально всё. Хотя, полагаю, что если вы - гордый обладатель легкоранимых религиозных чувств и вдруг решите их хорошенько оскорбить, тогда, конечно, вы пришли по адресату. И своей цели достигните уже в первой сцене, где герой Мэтта Дэймона безжалостно троллит монашку.

Аэродинамика, конечно, отвратная, зато смотрится ну о-о-очень пафосно.
Аэродинамика, конечно, отвратная, зато смотрится ну о-о-очень пафосно.

И Дэймон, и Аффлек играют в "Догме" двух падших ангелов, которых разгневанный Бог сослал в место, гораздо худшее, чем ад - в штат Висконсин. Где они, упрятав от людских глаз свои крылья, косили под четких пацанов, тусили и в ус не дули, пока однажды не увидели в теленовостях любопытный сюжет. В котором некий священник, дабы зазвать в свою церковь паству, объявил, что всяк, кто пройдет в урочный день через его церковные ворота, получит автоматическое отпущение всех своих грехов.
И что? Да ничего. Кроме разве что того факта, что если этот финт грехами проделают падшие ангелы, то они, умерев, вернутся в рай, а на Земле тотчас наступит апокалипсис. Почему? Да потому что они обманут самого Бога, а поскольку мир держится лишь на его абсолютной непогрешимости, то с её концом настанет и конец всего сущего. Вуаля! А когда сущее обычно кончается, людям при таком хреновом раскладе не светит уже никаких перспектив.

Есть, конечно, в мире проблемы, которые можно решить и без вмешательства Джея и Молчаливого Боба, но Конец Света эти легендарные торчки уж точно ни за что не пропустят.
Есть, конечно, в мире проблемы, которые можно решить и без вмешательства Джея и Молчаливого Боба, но Конец Света эти легендарные торчки уж точно ни за что не пропустят.

И вот, чтобы не допустить катастрофы, силы Света мобилизуют свою спасательную команду из грешницы, стриптизерши, двух торчков и примкнувшего к ним чернокожего 13-го апостола, о котором даже не упомянуто в Евангелии (чистейшей воды расизм!). Силы Тьмы тоже не дремлют. Поскольку грядущий апокалипсис им на руку, за падших ангелов вкупается их бывший собрат, коварный ангел смерти Азраил, и с ним троица зловредных бесов. Короче говоря, заваруха грядет беспрецедентная и эпическая, чего уж там.
А что же Бог? Почему бы ему самому не вмешаться в эту разборку - как-никак, а причина-то уважительнее некуда.
И он бы вмешался, если бы внезапно... не пропал без вести, когда проводил отпуск на Земле в человеческом обличье, играя "с мужиками" в скай-бол. Так что вот вам, дорогие герои, ещё один квест, который надо разгадать прежде чем ваш мир спикирует в тартарары, что грозит случиться уже через пару дней.

***

В общем, кому как, а в моем персональном Кевин-Смит-рейтинге "Догма" всегда занимала почетное первое место, кто бы что о ней ни говорил. И вряд ли в обозримом будущем этот порядок изменится. К сожалению, нынешний Кевин совсем не торт и ожидать от него картину такой же убойной мощи и фантазии, кажется, столь же безнадёжно, как от Николаса Кейджа - возвращения в блокбастерную лигу.

Трейлер фильма: