Найти в Дзене
Наталья Косякова

И слава тем, кто видит!

Сцена из спектакля. Фото: Светлана Рубцова.
Сцена из спектакля. Фото: Светлана Рубцова.

Творческое объединение «Вахтанговский практикум» представило премьеру спектакля «Хвала Котам, Или Приношение Почтеннейшей Публике» в постановке режиссёра Аси Князевой на сцене открытого театрального пространства «Арт-платформа» в Новом Манеже.

Гротеск! Тебе петь оды и рукоплескать во время перемен и всякой тьмы!

Знаток и любитель театра масок Ася Князева этим древним способом задумала поговорить о сущности театра и его части … - публике, ведь без неё о первом и беседовать не стоит.

Олег Пармёнов (Моралист), Полина Утукина (Суфражистка), Анна Карабаева (Кокетка), Мария Лисовая (Влюблённая) и Руслан Погодин (Фат). Фото: Светлана Рубцова.
Олег Пармёнов (Моралист), Полина Утукина (Суфражистка), Анна Карабаева (Кокетка), Мария Лисовая (Влюблённая) и Руслан Погодин (Фат). Фото: Светлана Рубцова.

«В сложное время не знаешь, о чём говорить со зрителем, чем его поддержать», - сетует режиссёр, но отлично знает, что говорить-то надо о человеке, ибо в нём и горести и радость обновленья.

Ах, какие архетипы Князевой под силу – Хвастун, Отщепенец, Моралист, Социопат, Фат, Влюблённая, Суфражистка, Кокетка, Интриганка. Чувствуете смак?

Это те, в ком мы без проблем угадываем приятелей, соседей, домашних и весело смеёмся. Стоп! А где же мы? Себя мы видеть не ... хотим? Однако мы всё … там же!

Блажен (читайте «счастлив») тот, кто может посмотреть на свой портрет со стороны, а он совсем не так прекрасен!

Гоша Шимоненко (Хвастун) и Анна Карабаева (Кокетка). Фото: Светлана Рубцова.
Гоша Шимоненко (Хвастун) и Анна Карабаева (Кокетка). Фото: Светлана Рубцова.

Так вот, архетипы Князевой ещё и с отраженьями: да, зрители пришли в театр, так ведь актёры тоже – архетипы. И я не об амплуа, а вновь о людях.

Итак, все «хороши» – что зрители, что лицедеи. Хрупкость странного мира подмостков и столь же тонкого у зрителей внутри. Но вовсе не снаружи.

О, слепок публики у режиссёра на все 100! Все мы их видели неоднократно: по словам искусствоведа Елены Дунаевой, - парад странных людей. Зачем пришли в театр? Костюмчик прогулять? Похвастаться кудрями?

Но главное – всезнайки! Король-то всё из образа выходит, и смыслы всё не те, и даже кролика как брать за уши знают … А как уверены в своём хорошем вкусе, «Мы заплатили деньги!» - говорят.

Какой ужасный мир невротиков – финал ей-Богу …

Мария Лисовая (Принцесса) и Олег Пармёнов (Король). Фото: Светлана Рубцова.
Мария Лисовая (Принцесса) и Олег Пармёнов (Король). Фото: Светлана Рубцова.

И ведь приходится театру думать, как этим угодить … Картину мира им какой обрисовать? Куда вести? Чем занимать?

"Жестоки" авторы (и поделом!) не только к зрителям, к себе, но это славно: чем лучше видим гнойники, тем шибче с гноем будем мы бороться.

А как увидеть? Путь начал – театр, а дальше вас Всевышний поведёт.

Старайтесь только не проспать, чтобы потом, когда всё в мире разрешится, не оказаться у корыта, ну, того ... что у старухи ))

Так что театру в эти времена работы – воз, и слава тем, кто видит!

Анна Карабаева (Повар). Фото: Светлана Рубцова.
Анна Карабаева (Повар). Фото: Светлана Рубцова.

P.S. Спектакль создан по мотивам пьесы Людвига Тика «Кот в сапогах» и рассказа Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Необыкновенные страдания директора театра».

Антон Власов (Кот) и Руслан Погодин (Готлиб). Фото: Светлана Рубцова.
Антон Власов (Кот) и Руслан Погодин (Готлиб). Фото: Светлана Рубцова.