В тот же день, 19 мая, когда к вечеру все мировые агентства тиражировали новость о «жесткой посадке» (так поначалу называли предполагаемую катастрофу) вертолета с президентом Ирана Эбрахимом Раиси и главой МИД Ирана Хосейном Амир-Абдоллахианом, в крупнейшей израильской газете «The Jerusalem Post», выходящей на английском языке, появился материал под интересным заголовком «Иран намерен достичь ядерной цели за одну-две недели», - говорят эксперты».
Подобное громкое утверждение только усиливало напряженность в отношениях двух стран, которая, казалось, достигла высшей точки в прошлом месяце, когда в ответ на израильский авиаудар по иранскому консульству в Сирии, где погибли, в частности, два иранских генерала и пять офицеров, Иран запустил сотни беспилотников и ракет по военным целям в Израиле.
Наводнив эфир и первые полосы сообщениями об иранской атаке на Израиль, основные СМИ предпочли не акцентировать причину этого нападения - кровавую провокацию в Дамаске, хотя иначе, чем государственный террор, ее определить нельзя.
Не секрет, что стороны годами вели теневую войну, состоящую из тайных операций и кибератак, но апрельский инцидент стал их первым прямым военным столкновением, которое, к счастью, не получило продолжения. Как только ни называли данный эпизод: «пробой сил», «разведкой боем», «шантажом войной»… Несомненно, одно: желающих спровоцировать масштабную войну на Ближнем Востоке с далеко идущими целями среди сторонников установления нового мирового порядка по прописям каких-нибудь «мудрецов» из Давоса достаточно, но при условии, чтобы истинные устроители хаоса оставались в тени. Лишь дергали за ниточки.
И вот израильское издание находит момент, чтобы с новой силой нагнетать страхи о «ядерной угрозе» Ирана, да еще с опорой на мнения экспертов и самого руководителя МАГАТЭ Рафаэля Гросси.
«… Иран намерен производить оружейный уран», начинает статью автор «The Jerusalem Post». И далее следует ссылка на Гросси, который говорит, что «Ирану осталось не месяцы, а недели до получения достаточного количества обогащенного урана для разработки ядерной бомбы».
Итак, слово сказано, не важно, что затем следует осторожное уточнение: «это не означает, что Тегеран воспользуется ядерным оружием на этом этапе».
Рафаэль Гросси действительно побывал в Иране неделю назад, потому что Иран согласился предоставить агентству информацию о своих ядерных объектах и доступ к камерам на ядерных прицелах. Находясь там, Гросси встретился с Мохаммедом Эслами, главой иранской ядерной программы.
После завершения визита последовало заявление, которое цитирует израильская газета, сделав упор на том, что «Иран почти обладает ядерной бомбой». «Иран никогда не был так близок к созданию ядерной бомбы», - заявил Гросси журналистам после своего визита в Иран. «По оценкам, это может быть вопросом недель (!), а не месяцев, если [Верховный лидер Али] Хаменеи решит пойти этим путем». Прямо указано, кто главный злодей!
Насколько можно рассчитывать на объективность подхода директора МАГАТЭ, мы, в России, имеем собственное мнение с учетом отсутствия надлежащей реакции МАГАТЕ на обстрелы украинскими войсками Запорожской АЭС. В израильской публикации мнение Гросси, разумеется, становится доминирующим, и все последующие комментарии экспертов подобраны так, что лишь подтверждают его.
Так, например, идет ссылка на Дарью Должикову, научного сотрудника программы Королевского института объединенных служб по распространению и ядерной политике, сообщившей The Media Line (US), что Иран достиг 60% чистоты урана и приближается к оружейному уровню чистоты в 90%, что «весьма тревожно».
А Стивен Бигальски, председатель Программы ядерной и радиологической инженерии и медицинской физики Технологического института Джорджии, говорит, что чистота в 60% «намного превышает» чистоту, необходимую для атомных электростанций, что «вызывает огромную озабоченность». «Они явно готовят себя к достижению своей цели за одну или две недели без каких-либо значительных международных санкций против них», сказал он.
В статье звучит призыв к США, Франции, Германии и Великобритании подтолкнуть Иран к возобновлению сотрудничества с МАГАТЭ, потому что «превращение Ирана в ядерную державу вызовет цепную реакцию на Ближнем Востоке и во всем мире».
Но главный акцент делается на том, что
«Без военных действий и только с использованием политики остановить этот процесс (создания атомной бомбы, прим. ред.) практически невозможно» (С. Бигальски).
«The Jerusalem Post» не забыла упомянуть, что иранское правительство последовательно заявляло, что у него нет намерения создавать ядерное оружие, однако, подчеркивает издание, «после эскалации отношений между Ираном и Израилем в прошлом месяце Камаль Харази, советник Хаменеи, занял другую позицию».
«Если сионистский режим [Израиль] начнет атаку на наши ядерные объекты, наше сдерживание изменится. У нас есть потенциал для создания ядерного оружия, и мы можем использовать его в будущем, чтобы защитить себя», - цитирует The Jerusalem Post слова Харази в интервью телеканалу «Аль-Джазира».
Какой же вывод следует из этой статьи? Одной политикой остановить процесс создания атомной бомбы Ираном невозможно, но и военные действия, на чем настаивают некоторые эксперты в цитировавшейся статье, не достигнут цели, потому что иранское ядерное производство хорошо защищено и скрыто глубоко в подземных убежищах. Значит, остается надеяться на испытанной метод Запада: раскачивать политическую ситуацию в этой стране, чтобы спровоцировать смену власти. Тем более что влияние Ирана распространяется ныне за пределы Ближнего Востока и соперничества с Израилем, а его нынешнее руководство является оплотом многих антиамериканских движений на Ближнем Востоке, поддерживает не только повстанцев-хуситов и палестинское сопротивление, но и (о, ужас!) Россию, не присоединившись к санкциям и не прерывая с ней экономических связей. Иран стал одним из ключевых союзников России после начала СВО, и его постоянно обвиняют на Западе в поставках беспилотных летательных аппаратов, которые эффективно действуют на поле боя. Прошлой осенью президент Раиси опроверг эти обвинения в интервью Associated Press, заявив, что Иран не поставлял такое оружие с начала боевых действий в феврале 2022 года. В то время как официальные лица США и Европы продолжают настаивать, будто количество используемых в войне на Украине дронов показывает, что поток такого оружия усилился с начала войны, и эти «дроны-шахиды терроризируют мирное население Украины».
Кто и как совершает подобные подсчеты да еще определяет, где и каких «мирных» украинцев они терроризируют»? - ответа на этот вопрос ждать бессмысленно. Главное - прием безотказный: обвинить, не обращая при этом внимания на постоянные обстрелы русских городов с многочисленными жертвами, расположенных вдали от линии фронта.
Теперь складывается такая картина. 20 мая иранское информационное агентство Mehr сообщило, что Раиси, которого многие считали потенциальным преемником 85-летнего Верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, министр иностранных дел Амир Абдоллахиан и остальные пассажиры, находившиеся на борту вертолета, стали «мучениками».
И хотя Верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил государственному телевидению, что «народ Ирана не должен беспокоиться» и что в управлении страной «не будет никаких сбоев», по сетям и средствам массовой информации стало распространяться множество спекуляций как о причинах катастрофы вертолета, так и о возможном/желаемом дальнейшем развитии ситуации в Иране. Естественно, на первый план вышла главная тема - кто станет преемником?
Выдвигаемые версии основываются на том, что катастрофа произошла как раз после того, как американские дипломаты провели переговоры с Ираном через доверенных лиц, чтобы предотвратить более масштабную войну на Ближнем Востоке и в то время как Израиль повышает ставки, продолжая наступление в Рафахе, а Тегеран усиливает поддержку «Хезболлы» в Ливане и повстанцев-хуситов в Йемене.
При этом непременно вспоминают непреклонную позицию Раиси, сторонника жесткой линии, в частности, то, как он отчитал Израиль в прошлом месяце, заявив, что «сионистский израильский режим притеснял народ Палестины в течение 75 лет»: «Во-первых, мы должны изгнать узурпаторов, во-вторых, мы должны заставить их возместить весь причиненный ими ущерб, и, в-третьих, мы должны привлечь к ответственности угнетателя и узурпатора».
Сегодня потенциальный преемник Раиси Мохаммад Мохбер, в молодости - участник Ирано-иракской войны. В свои 69 лет Мохбер - бывший офицер Корпуса стражей Исламской революции и бывший глава Setad, мощной экономической организации, контролируемой Верховным лидером. В 2013 году агентство Reuters провело расследование, установив, что Setad на тот момент была настоящей бизнес-империей стоимостью около 95 миллиардов долларов, но дальше домыслов и предположений о назначении этих средств расследование не продвинулось. В 2021 году Министерство финансов США ввело против Мохбера санкции за его деятельность в качестве руководителя высшего звена. Мохбера часто называют «архитектором экономики сопротивления».
Конечно, угрожающая информация в массовом израильском издании в день крушения вертолета, подкрепленная выводом руководителя МАГАТЕ, о возможности Ирана уже через неделю получить атомную бомбу, возрастающая напряженность в отношениях с Америкой и Израилем, наводит на мысли о том, что вертолет, на борту которого находились высокопоставленные иранские деятели, мог подвергнуться теракту или даже был сбит в рамках заговора с целью убийства, чтобы спровоцировать беспорядки с последующей сменой властей в Тегеране. Вряд ли стоит исключать подобные скандальные предположения, да еще на фоне недавней попытки устранения премьера Словакии. Но безответственно делать конспирологические выводы, основываясь на предчувствиях и эмоциях, учитывая взрывной и сложнейший геополитический контекст и внутреннюю борьбу в треугольнике – британцев, американцев и Израиля.
Слишком много случайностей в истории с гибелью вертолета, чтобы считать их случайностями.
Не станем сбрасывать со счетов возможность заговора, но пока информации недостаточно для того, чтобы уверенно выдавать это за констатацию факта, делать поспешные выводы, поскольку расследование иранской катастрофы только началось.
Ответ увидим в ее последствиях.
Роман Коломойцев