Найти в Дзене

Роль Ахматовой в литературе

Оглавление

Её творчество оказало большое влияние на последующие поколения поэтов, в том числе на поэтов, которые стали писать во время и после сталинских репрессий.

Она стала символом непоколебимости духа и творческой стойкости в тяжелые годы репрессий, и её судьба вдохновила многих на борьбу и выражение своего мнения через искусство.

Ксения: Какие препятствия Ахматова преодолела, чтобы стать признанной поэтессой?

1. **Социальные ожидания**: В эпоху Серебряного века женщины в литературе сталкивались с ограничениями, обусловленными гендерными стереотипами и ролями. Ахматова разрушила эти ожидания, заявив о себе как о серьезном литературном деятеле.

2. **Личные трагедии**: В ее жизни было немало трагедий, включая смерть второго мужа Николая Пунина, расстрел первого мужа Николая Гумилева и арест сына Льва Гумилева. Эти испытания отразились в ее стихах, добавив глубины ее лирике.

3. **Политический террор**: Ахматова жила и работала во времена сталинских репрессий, когда любое проявление интеллектуальной свободы могло быть жестоко наказано. Она подверглась официальному осуждению, а ее стихи были запрещены к публикации в СССР с 1925 до 1950-х годов.

4. **Цензура и запреты на публикацию**: В связи с политической обстановкой некоторые из ее произведений не могли быть опубликованы или были доступны только в самиздате и за границей.

5. **Моральное сопротивление**: Ахматова не отступала перед трудностями, в том числе и ценой личного благополучия. Ее поэзия часто выступала актом морального и культурного сопротивления, выражая тихий протест против тоталитарной системы.

Анна Ахматова

Годы жизни: 23 июня 1889 - 05 марта 1966

Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда.

Анна родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова.

«Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем».

Детство Анны прошло в Царском селе. В начале своего творчества она пошла путем акмеизма — представляла новое литературное течение, которое противостояло символизму XIX века, вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и другими поэтами она провозглашала культ конкретности, материальность, «вещественность» литературных образов. В тот период она писала много стихов и быстро стала популярной в поэтических кругах. Первую известность поэтессе принесло выступление в литературном кабаре «Бродячая собака».

В 1912 году поэтесса родила сына Льва Гумилева — будущего ученого.В 1914 году Николай Гумилев ушел на фронт, и Анна Ахматова проводила много времени в Слепневе — имении Гумилевых в Тверской губернии. Здесь она написала большую часть стихотворений, которые вошли в следующий сборник — «Белая стая», опубликованный в 1917 году.

«Белую стаю» открывало стихотворение “Думали нищие мы…” 1915 года — тогда поэтесса заговорила о первых военных потерях:

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так сделался каждый день

Поминальным днем, —

Начали песни слагать

О великой щедрости Божьей

Да о нашем бывшем богатстве.

Брак Ахматовой и Гумилева распался в августе 1918 года. Поэтесса вышла замуж за Владимира Шилейко — востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту. В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли — поэта обвинили в причастности к контрреволюционному заговору.

После развода с Шилейко поэтесса впервые официально получила фамилию Ахматова — ранее в ее документах значились фамилии мужей. В 1922 году Ахматова стала женой искусствоведа Николая Пунина, однако их брак не был зарегистрирован.С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. В то время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и творчеством Пушкина.

Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений — автобиографическую поэму «Реквием» Ахматова сжигала рукописи "Реквиема" после того, как прочитывала их людям, которым доверяла

В 1946 году её исключили из Союза писателей.

“Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе». - Отрывок из Постановления оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»

В сентябре 1941 года, когда Ленинград постоянно бомбили, Ахматова выступала на радио, по словам Берггольц, "как истинная и отважная дочь России и Ленинграда".

В октябре больную Ахматову эвакуировали из осажденного города. Лев Гумилев, который после отбытия наказания добровольцем пошел на фронт и дошел до Берлина, снова был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все его годы заключения Ахматова пыталась добиться освобождения сына, однако Льва Гумилева выпустили на свободу только в 1956 году.

В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово.

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы

Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. В марте она ушла из жизни.

-2

В целом её роль в литературе того времени определяют следующие аспекты:

1. Голос женщины: Ахматова внесла значительный вклад в представление женского голоса в литературе, делая акцент на личных переживаниях и эмоциях. Её работы способствовали тому, что женскую поэзию стали воспринимать всерьез и как значимую часть литературной среды. Она также повлияла на формирование целой традиции женской поэзии в России, которая выходит за рамки образов "музы" и "страдающей красавицы", представляя более полную, объемную и многогранную картину женской души. Её творчество послужило стимулом и примером для многих женщин-писателей, которые стремились выразить себя через словесное творчество. Ахматова постоянно обращалась к вопросам женской индивидуальности и самоидентификации в обществе, что делает её наследие актуальным до сих пор. Её работа способствовала эволюции женского голоса в поэзии, освобождая его от стереотипов и обогащая русскую и мировую культуры глубокими, мощными произведениями.

2. Инновационный стиль: Она славится своей способностью к сжатию и точности выражения, что отличает её стилистически от других поэтов своего времени

3. Доступность и эмоциональность: Ахматова использует ясный язык для описания сложных эмоций, что делает её работы понятными и привлекательными для широкой аудитории.

4. Мотивы любви и потери: Её стихи часто отражают мотивы любви, предательства и потери, выраженные с помощью простых, но мощных образов и символов "Я на правую руку надела перчатку с левой руки".

5. Влияние на акмеизм: Анна Ахматова была ключевой фигурой акмеистического движения, основными принципами которого были ясность художественного изображения, четкость формы и углубленное личностное начало.

6. Продолжение традиций: Она сочетала в своем творчестве русскую классическую поэтическую традицию с новыми тенденциями модернизма.

7. Социальный и исторический контекст: В её поздних произведениях, особенно в таких, как "Реквием", отражена реакция на политические репрессии сталинских времен, что расширило социальные рамки литературных произведений Серебряного века.

8. Литературное наследие: Ахматова оставила глубокое наследие, оказав влияние на многих поэтов и писателей как в России, так и за её пределами. Её творчество продолжает изучаться, переводиться, и она почитается как одна из величайших поэтесс XX века. Ахматова не только отразила в своем творчестве ключевые черты Серебряного века, но и сумела раскрыть новые горизонты для русской поэзии, позволив ей выйти за рамки эпохи и приобрести универсально значимое звучание.