Как альбом «Patient Number 9» вдохнул новую жизнь в величайшую икону металла
Оззи Осборн не в себе. Не в том смысле, что «откусить голову летучей мыши и помочиться на Аламо», а в более приземленном. Он лезет на стены после почти трех лет заточения из-за ряда серьезных проблем со здоровьем и операций.
«Это было чертовски ужасно, чувак», – говорит он, разговаривая по Zoom из своего дома в Лос-Анджелесе. «Я не силен в этом. Я никогда в жизни так долго не лежал – я едва мог ходить одно время».
Проблемы Оззи начались с аварии на квадроцикле в декабре 2003 года, в которой он получил шесть переломов ребер, перелом шейного позвонка и перелом ключицы, что потребовало установки металлических стержней в его тело. Хотя в то время казалось, что он полностью выздоровел и даже играл с воссоединившимися Black Sabbath следующим летом, он стал более уязвим к травмам. Падение в 2019 году, когда он восстанавливался после приступа пневмонии, сместило один из стальных стержней, что потребовало операции по установке 15 винтов в его позвоночник. Вот тогда все пошло совсем плохо.
«Первый парень, который делал мне операцию, чертовски сильно ее запорол», – сердито говорит Оззи. «Я провел в больнице три месяца».
В начале прошлого года певец перенес еще одну операцию, чтобы исправить первоначальную. Зловеще, его жена и менеджер Шэрон Осборн сказала, что результаты этой последней операции «определят остаток его жизни».
«Две операции, которые они только что сделали, которые должны были быть более интенсивными, чем первая, должны были исправить ущерб», – говорит Оззи, который также боролся с опасной для жизни стафилококковой инфекцией, тяжелым гриппом и Covid в последние годы. «Однажды ночью я был в больнице – вот и все!»
Это были тяжелые несколько лет для Оззи, усугубленные пандемией, но, к счастью, его проблемы, похоже, позади, по крайней мере, на данный момент. В последние несколько раз, когда Hammer разговаривал с ним, он говорил с оттенком смиренной досады, звуча на все свои 75 лет. Но сегодня он звучит оживленно. Разочарованным – да, но в его голосе звучит стальная решимость, когда он рассказывает о работе, которую он проделал, чтобы снова прийти в форму перед своим новым альбомом «Patient Number 9» и мировым турне в следующем году, которое несколько раз откладывалось.
«Это медленное восстановление, но я сжигал свечу с обоих концов в течение 50 лет», – говорит он. «Я занимаюсь [физиотерапией] час в день, когда раньше занимался 10. Мой тренер говорит: «Поднимись на холм один раз». Чертов один раз?! Я буду бегать там к концу недели. Я хочу вернуться».
По правде говоря, Оззи никогда по-настоящему не уходил. Конечно, когда мы говорим, он не играл концертов больше трех с половиной лет, но он не бездельничал. В 2020 году он выпустил «Ordinary Man», свой 12-й сольный студийный альбом. Он едва успел попасть на полки магазинов, как было объявлено, что он работает над продолжением. Вряд ли это работа человека на пороге смерти.
«Я думал, что все кончено», – говорит Оззи, имея в виду отмену европейской части его турне No More Tours II после его падения в 2019 году. «Нам пришлось отложить тур, и я сидел дома, думая, что это конец. Потом Келли говорит: «Папа, ты хочешь сделать альбом? Я знаю одного парня…».
«Этим парнем» был Эндрю Уотт, гитарист-вундеркинд и продюсер, который работал со всеми, от Джастина Бибера до Майли Сайрус. Сочетание было не таким уж невероятным, как может показаться. Эндрю вырос, слушая рок и металл, и он понимал Оззи. Пара сразу же сработалась, юношеский энтузиазм продюсера дал Оззи тот волшебный пендель, который ему был нужен, чтобы вернуться к работе.
«Это было чертовски быстро!» – говорит певец о создании «Ordinary Man», лишь наполовину шутя. «Даже не было ощущения, что я сделал альбом. Обычно я выхожу из студии, и мне нужно провести три месяца в психушке, потому что я свожу всех с ума. Но Эндрю чертовски быстр – он перепрыгивает с одного на 10, оставляя два-девять без внимания».
«Ordinary Man» был неожиданно пронзительным альбомом от человека, находящегося на восьмом десятке, затрагивающего темы старения и смертности так, как альбомы Оззи обычно не делают. В противоположность этому, «Patient Number 9» – это воскрешение того Оззи Осборна, который заполнял арены по всему миру, оригинальный безумец хэви-метала в своем маниакальном расцвете.
«Когда я делаю музыку, я не думаю о себе», – говорит Оззи. «Это дает моей голове передышку. Моя голова чертовски септична, чувак – она все время говорит мне плохие вещи. Если бы я не сделал эти альбомы, я бы сошел с ума».
Здравомыслие – или его отсутствие – является ключевой темой заглавного трека «Patient Number 9». Песня не является отражением времени, проведенного Оззи в больницах и вне их, а на самом деле рассказывает о том, каково это – быть узником психиатрической лечебницы. В ней принимает участие легенда гитары Джефф Бек. Оззи отдает должное Эндрю Уотту за то, что тот уговорил бывшего гитариста Yardbirds появиться на альбоме. «Мы написали трек, и Эндрю говорит мне: «Джефф Бек хорошо бы на нем смотрелся», – говорит Оззи. «Я сказал: «Он, наверное, думает, что я чертов придурок!» Но Эндрю настоял, и мы его заполучили».
Джефф – не единственный гость, появившийся на «Patient Number 9». В звездном списке гостей значатся Эрик Клэптон, Роб Трухильо из Metallica, басист Guns N’ Roses Дафф Маккаган и покойный барабанщик Foo Fighters Тейлор Хокинс. Оззи также просил Джимми Пейджа поучаствовать, но икона Led Zeppelin проигнорировал его.
«Я даже не знаю, играет ли он еще, но я думал, что участие Эрика Клэптона, Джеффа Бека и Джимми Пейджа означает участие величайших гитаристов на планете», – говорит Оззи. «Но я так и не получил от него ответа. Может, он потерял телефон или что-то в этом роде!»
Новый альбом также знаменует возвращение одного из ключевых соратников Оззи: Закка Уайлда, его то появляющегося, то исчезающего гитариста и правой руки на протяжении последних 35 лет. «Patient Number 9» знаменует собой первое появление Закка на альбоме Оззи со времен «Black Rain» 2007 года.
«Я был в дороге, когда позвонил Оззи», – рассказывает Закк Hammer. «Всякий раз, когда Оззи звонит, я там. Мне все равно, будь то игра на гитаре, доставка молока и яиц или присмотр за собаками, пока он и Шэрон отсутствуют – я сделаю это».
Работая удаленно из своей домашней студии The Black Vatican, Закк внес свой вклад в четыре трека на «Patient Number 9», привнеся в микс немного дикой энергии ранних релизов Оззи. «Честь, кому честь, все дело в Оззи и Эндрю», – говорит гитарист. «Большинство этих песен уже были написаны, так что они привлекли меня, чтобы я, по сути, раскрасил их, добавил немного аромата».
Хотя Закк преуменьшает это, Оззи придает больше значения вкладу Закка. «Я сводил Эндрю с ума», – говорит Оззи. «Было много споров о том, как сделать альбом правильно – я говорил ему, что ничего страшного, если он спродюсирует плохой альбом, потому что он перейдет к следующему парню. Если я сделаю плохой альбом, люди скажут: «Оззи Осборн закончил». В конце концов, Закк спас положение; он добавил туда несколько вещей, которые сделали его похожим на настоящий альбом Оззи Осборна».
Однако гостем, который вызвал наибольший переполох, стал Тони Айомми. Его присутствие воссоединяет бывших товарищей по группе спустя пять лет после того, как они похоронили Sabbath в своем родном Бирмингеме.
«Мы с Тони многое пережили вместе», – говорит Оззи. «У нас были прекрасные времена, ужасные времена и все, что между ними, но даже когда мы ненавидели друг друга, мы всегда поддерживали связь. И мне плевать, что говорят люди, нет другого человека на этой планете, который мог бы придумать такие риффы, как он. Он невероятный! Я всегда говорю: «Он не переплюнет это!» И он делает это каждый раз».
Тони играет на двух треках – No Escape From Now и Degradation Rules – привнося тяжесть и мрачность, которые будут утешительно знакомы поклонникам Black Sabbath. «Эти треки Тони Айомми, особенно No Escape From Now, если бы Гизер и Билл сыграли на них, стали бы чертовски отличными треками Sabbath», – говорит Оззи.
Сегодня певец с любовью отзывается о своих бывших товарищах по группе, описывая Тони как «невероятно отзывчивого», признавая при этом, что он давно не разговаривал с басистом Гизером Батлером («Последнее, что я слышал, он жил в Вегасе»). Даже барабанщик Билл Уорд, отсутствовавший на воссоединении Sabbath в 2012 году из-за спора по контрактам, регулярно выходит на связь.
«Это мое единственное сожаление [в связи с Sabbath], что Билл не смог договориться», – говорит Оззи. «Но я люблю его – я люблю их всех, так или иначе. Мы были четырьмя ребятами из Астона, которые покорили мир. У меня есть скамейка в Бирмингеме – некоторым людям ставят статуи, а мне досталась парковая скамейка!»
Существует шутка, что только две вещи переживут ядерный холокост: тараканы и, по-видимому, неразрушимый гитарист Rolling Stones Кит Ричардс. Не будет преувеличением добавить к этому списку Оззи.
Даже помимо его некогда эпического пристрастия к выпивке и наркотикам в 70-х и 80-х годах, за последние 30 лет было несколько проблем со здоровьем, которые могли вынудить его досрочно уйти на пенсию. В 1992 году ему поставили диагноз рассеянный склероз. «Мне сделали две спинномозговые пункции, МРТ вверх-вниз; я был похож на чертов лабораторный эксперимент», – вспоминает он. Диагноз оказался неверным, хотя это не помешало ему объявить о своем уходе на пенсию после оригинальных дат No More Tours в том же году. Уход на пенсию не продлился долго; позже он сказал, что ему очень быстро стало скучно просто болтаться дома.
В 2003 году у Оззи была диагностирована болезнь Паркинсона, хотя он не раскрывал диагноз до 2020 года. «Это не такая уж большая проблема, я принимаю таблетки, и все в порядке», – пренебрежительно говорит он сейчас. «Мне повезло. Врач, который лечит мою болезнь Паркинсона, сказал: «Знаешь что? Я видел разные виды болезни Паркинсона, но твоя – самый легкий случай, который я когда-либо видел в своей жизни». Я чертов боец – я прорвусь. Я все еще в дерьме, но мне становится лучше».
Если учесть аварию на квадроцикле, которая чуть не убила его, и последующие физические травмы, легко понять, почему опасения за его благополучие росли в последние несколько лет. Но в то время как другие задаются вопросом, не стоит ли он на пороге смерти, Закк Уайлд настаивает, что он никогда не беспокоился. Хотя гитарист не мог видеться с Оззи во время пандемии, пара обменивалась сообщениями каждый день, чтобы не дать друг другу сойти с ума.
«Я знал, когда у него что-то происходит, поэтому мы переписывались, и я просил присылать сообщения, как только он выйдет из-под операции», – говорит Закк. «Еще когда ему сделали первую операцию, мы ходили в больницу и на самом деле немного видели его. Это вернуло все в нужное русло, потому что он там, и он в порядке. Даже когда он заболел Covid, это было просто типа: «О, чувак, во что ты опять вляпался?» Он отпускал какие-то дурацкие комментарии после этого, просто будучи собой».
Даже после всего, через что он прошел, Оззи остается непреклонным в том, что пока не планирует уходить на пенсию. «Знаешь, что самое ценное у меня сейчас есть? Время», – говорит он. «Мне 75, так что я не смогу сделать все это, когда умру. Я делаю все, что в моих силах, чтобы оставить после себя что-то, прежде чем уйду».
«В случае с Оззи я всегда вспоминаю, как несколько лет назад спросили Кита Ричардса: «Планируете ли вы уходить на пенсию?» – размышляет Закк. – «Он отвечает: «Уходить на пенсию? От чего?» Если вам нравится ходить в кофейню и читать хорошую книгу, зачем вам уходить от этого на пенсию? Будучи музыкантом, если ничто не мешает тебе физически выходить и заниматься тем, что ты любишь, зачем отказываться от этого?»
И действительно, сейчас главное внимание Оззи сосредоточено на том, чтобы вернуться на сцену. Его тур No More Tours II, дважды откладывавшийся, теперь должен состояться летом 2023 года. После многочисленных отмен Оззи твердо решил больше не откладывать даты.
«Это меня убивает, чувак», – говорит он. «Сидеть на заднице заставляет меня жалеть себя, но это не то, чем я занимаюсь. Я занимаюсь концертами – это у меня в крови, и если у меня будет еще один такой год, я выйду на сцену в чертовом инвалидном кресле».
Возвращение Оззи на сцену происходит раньше, чем кто-либо ожидал. Через три недели после нашего разговора он неожиданно появляется на церемонии закрытия Игр Содружества в Бирмингеме. К нему присоединились Тони Айомми, а также вспомогательные участники Black Sabbath Адам Уэйкман и Томми Клуфетос, чтобы исполнить сокращенную версию хита Sabbath «Iron Man» и полную, блистательную «Paranoid».
Это впечатляющая дань уважения одному из любимых сыновей Бирмингема, и Оззи наслаждается этим. Пока несколько тонн пиротехники освещают стадион, на лице певца расплывается широкая улыбка. Он дома: не только в городе, где он родился, но и на сцене, где ему и место. «Я люблю вас всех, Бирмингем!» – кричит он. «Хорошо быть дома!»
Если вам понравилась статья, дайте мне знать – поставьте лайк! Это очень мотивирует меня.Поделитесь своим мнением в комментариях – мне важно знать, что вы думаете!