Феоктиста Эклер уже кратко объясняла происхождение своей "фамилии". Теперь - о том, как по улицам ходят персонажи мультфильмов, а заводы и шлюзы превращаются в средневековые замки. Эклер тут в помощь!
Все улицы бегут к Яузе
Во времена моей юности был у меня знакомый. Назовем его Вадим. Мы много и с удовольствием, как это свойственно молодости, бродили по городу. И часто встречались на Таганке. Я жила в Лефортово, мне это было удобно, но все же стало интересно: почему именно там?
- Видишь ли, мне нравится, что от Таганки почти все улицы сбегают к какой-нибудь реке, чаще к Яузе, неуклонно ведущей к твоему дому, - отвечал Вадим.
Мы выбирали одну из сбегающих к реке улиц, например, Ульяновскую (ныне Николоямскую), которая выходила на площадь Прямикова (теперь Андроньевская), прямо на сквер, около монастыря. И там ходили. Я - просто так, а мой спутник, обвешанный фотоаппаратом и видеокамерой, снимал людей.
"Буду делать вид, что снимаю тебя"
- Послушай, а для чего ты меня взял с собой? Ты же весь в своих съемках, - поинтересовалась как-то я.
- Что ты! Ты мне очень нужна, просто необходима!
Пожалуй, так и было. Вот видит Вадим какую-нибудь интересную пару - особенно он любил пожилых людей и детей, - сидящую на лавочке, немедленно делает охотничью стойку и командует:
- Подойди вон к тем кустам позади лавочки. И я буду делать вид, что снимаю тебя!
Люди ничего не подозревали. Они даже предположить не могли, что становятся героями мультфильмов, которые создавал Вадим. Да-да, именно мультфильмов!
Обожаемый эклер
- Обожаю этот способ! Эклер... - Нежно говорил он. - Я потом тебе кое-что покажу. Ты поймешь, как это увлекательно, а теперь беги к кустикам и делай вид, что позируешь мне.
Сняли кустики. Я поинтересовалась:
- Я не заслуживаю того, чтобы сфотографировать и меня?
- Это потом, а сейчас мы работаем. Теперь присядешь на скамейку возле тех голубей. Где такой колоритный кряжистый дед с внуком гуляет. Ты же мой соавтор!
Проходило время, и мне вручался большой конверт формата А4, в котором лежал лист, разделенный на две половины. На одной фотография реального человека, на другой - рисунок персонажа очередного мультфильма, в котором ясно угадывались реальные черты, временами и мои.
Сколько же было у меня таких конвертов! Я тогда по глупости ими совсем не дорожила и в один из переездов выкинула за ненадобностью как хлам.
Виадук - любимец киношников
Вадим обожал Андроников виадук с его гармоничными арками:
- Мне это напоминает станцию "Арбатскую" на синей ветке, - говорил он, - тебе нет?
Потом, бывая на "Арбатской", я отчетливо видела это сходство, и понимала почему виадук так любят киношники ("Летят журавли", "Мне двадцать лет", "Покровские ворота"). Правда, в основном его почему-то снимали в зимнее время.
Черно-белый акведук и Яуза, глянцевой темной лентой протекающая под его пролетами. А сверху гудели поезда, уходящие с Курского вокзала.
Наблюдать, как исчезает снег
Зимой нас развлекала снегоплавильная станция, находившаяся рядом с виадуком:
С грузовиков сбрасывался снег, что-то вращалось, снег оказывался в своеобразном бассейне, где на глазах становился тоньше и тоньше и, наконец, исчезал.
А в середине 1990-х снег сбрасывали прямо в Яузу:
Фантазии возле шлюза
Сыромятничевский гидроузел порождал у моего спутника странные фантазии, которые начинались со слов: "Если бы я жил в замке..." Это были не просто мечты. Мне рассказывались замковые обычаи, сколько рубашек и носовых платков было положено королю. Говорили про вилки и ложки, про сосуды для мытья рук, которые были в Европе и почему их не было на Руси. Про купели, бани, врачевание. Про то, что первоначально обувь шили без разделения на правую и левую. поэтому она была широченная, с длинными острыми носами. Как появились пуговицы, которые вначале выполняли роль брошек. Почему в Европе были популярны широкополые шляпы. Как появились туалеты. В общем, Вадим просвещал меня по всем направлениям.
Мы очень любили шлюз, вокруг которого всегда скапливались небольшие суденышки. Возле него мы перекусывали. Мне нравился небольшой водопадик около одного из его пролетов:
От замка к замку - с перерывом на кормление уток
А эти элегантные пешеходные мостики через Яузу!
Потом мы шли к заводу "Кристалл" (Самокатная улица, 4) и любовались этим старинным промышленным зданием - 1901 год!
Тут возникало естественное желание непременно дойти до Электрозавода, который на самом деле был очень похож на средневековый замок. Путь туда лежал через Лефортовский парк, где мы делали привал.
Нас привлекали каскадные пруды. Там мы сидели возле самого ближнего к Яузе пруда и кормили уток вредным для них белым хлебом (но мы тогда этого не знали). Уток Вадим тоже фотографировал - "могут понадобиться!".
Дисгармоничное МВТУ
В безветренную погоду в пруду отражалось здание МВТУ (Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Вадиму оно не нравилось. Говорил, что оно вносит дисгармонию и мешает его полету фантазии. Тем не менее, сколько же сценариев и историй было рождено около этого пруда!
"Если бы я жил в замке..."
Потом мы проходили госпиталь Бурденко (Госпитальная площадь, 3), и я снова и снова рассказывала о том, как мне удаляли аппендицит и даже показывала окно моей палаты.
Дальше - Семеновская набережная, здания сталинского ампира на холме.
Затем - Электрозаводский мост, и вот мы у сказочного Электрозавода.
Здания это тоже фотографировались, чтобы почти до неузнаваемости преобразиться в мультипликационных творениях Вадима.
Проходило две-три недели, и появлялся коротенький мультфильм про каких-нибудь королей и королев московского происхождения.
Потом мы выбирали другой маршрут и рождался новый мультфильм с другим сценарием и персонажами. Но начинались они почему-то все одинаково: "Если бы я жил в замке..."
Более подробно про технику эклер:
Другие истории автора: