Найти тему
Московские истории

Улица Горького: Шерри-бренди, или Моя любовь к той квартире

Оглавление

За окном голоса спешащих в метро, в магазины, в театр, гул моторов - Москва 1970-х. А здесь, в старой квартире у площади Маяковского, время застыло. О волшебной её атмосфере и своей влюблённости - не в человека, нет, - когда даже надпись "Колбаса" кажется романтичной, рассказывает Феоктиста Эклер.

Площадь Маяковского. Художник Борис Ведерников, 1967 год.
Площадь Маяковского. Художник Борис Ведерников, 1967 год.

Вид из эркера

Снова и снова память назойливо заставляет меня возвращаться в дни моей беспечной юности. И к одному из очень важных моих воспоминаний. Ощущения тех лет - такие яркие, такие смешные, такие вкусные, словно сливочная помадка, тающая во рту. Воспоминания о моей бесконечной любви... к той квартире. Не странно ли?

Иногда мне снится, что я снова там. Полумрак, таинственно светит бра. Вот я вхожу в большой эркер с огромными окнами. Такие необыкновенные эти окна. Форточки у них не сверху, а снизу. По размеру сами как небольшие окна. Форточки эти почти всегда закрыты. Стоит чуть приоткрыть, комната наполняется звуками улицы Горького (Тверская) - шум моторов, голоса прохожих. Второй этаж! Я садилась, обхватив колени, на широкий подоконник и наблюдала, как по улице двигаются машины и рогатые троллейбусы. Напротив вспыхивала надпись "Колбаса", вокруг нее бегали огоньки.

Моя любовь - ар деко

Потом я прогуливалась по периметру комнаты. Рука касалась чудесного шкафа, тонкие переплеты, застекленные дверцы. Эти линии, этот ритм. Любимое ар-деко (или арт-деко). Не знаю, из какого дерева было сделано это чудо, но мне было приятно думать, что это палисандр. Казалось, что моя рука впитывает фруктовый запах мебельного воска.

Фрагмент похожей люстры.
Фрагмент похожей люстры.

Развернувшись на каблуках, я оказывалась перед огромным столом, в котором матово отражалась люстра. Мне нравилась эта матовость, так не похожая на модную в то время полировку. Еще были стулья. Или кресла? Не совсем стулья, так как имелись подлокотники, но и не кресла - сиденья были жесткими. Самое прекрасное в них - высокие спинки. На мой вкус, спинки были слишком резными и вычурными, но я прощала им это за небольшие башенки по краям, напоминавшие минареты. Эти башенки словно были созданы для моих ладоней.

В стиле арт-деко.
В стиле арт-деко.

Поздоровавшись с каждой из них, я перемещалась в большое глубокое кресло и закрывала блаженно глаза. Я знала, что вот сейчас на мои уши опустятся большие, мягкие наушники и я буду пронизана насквозь дивными звуками, которые воспроизводила редкая тогда японская аппаратура.

Мое блаженство дополняла прохладная скользкость высокого стакана, который, казалось, сам собой оказывался в моей руке. В нем мерцал красный напиток - разбавленное ледяной водой со льдом шерри-бренди. В голове всплывала глупая мысль: как удачно, что это не амаретто какое-нибудь, а именно шерри-бренди и можно прошептать про себя мандельштамовское: "Все лишь бредни, шерри-бренди, Ангел мой...". И порадоваться совпадению наших с Осипом Эмильевичем вкусов.

Осип Мандельштам.
Осип Мандельштам.

Попугайчик играет Гершвина

Все происходило как бы само собой, но в комнате я была не одна. Время от времени глаза мои упирались в диван с высокой резной спинкой, где изображались сцены из охотничьей жизни, и кожаными валиками вместо подлокотников.

Похожий сюжет был на спинке дивана.
Похожий сюжет был на спинке дивана.

Именно над ним размещалось деликатное бра. На этом диване, лежа на животе, расположился смешной человечек в очках так похожий на волнистого попугая, бесконечно что-то писавший. Рядом на полу валялись книги и груда листков бумаги. Почувствовав мой взгляд, Попугайчик покидал свое место. И, крутанув стоящий у пианино табурет, садился за инструмент и начинал импровизировать. Чаще всего на тему "Порги и Бэсс" Гершвина.

-6

Гораздо уместнее Попугайчик смотрелся в другой комнате - с окнами во двор. Туда надо было идти по длинному коридору мимо всегда закрытой двери кабинета, хозяин которого (отец Попугайчика) постоянно пребывал в Малеевке на даче.

Упорядоченный хаос

В той комнате, которую мама Попугайчика справедливо называла "ужасным, но упорядоченным хаосом", он был в своей стихии. Эпицентром хаоса был огромный письменный стол, заваленный бумагами и беспорядочным нагромождением стопок книг, глядя на который в мозгу всплывал Монблан. При этом, когда Попугайчик сидел за этим странным сооружением, появлялась навязчивая ассоциация, что он находится в каком-то фантастической скворечнике. Затаив дыхание, я наблюдала, как обитатель странного гибрида Монблана и скворечника, не глядя, засовывает руку в какую-нибудь кучу и безошибочно вытаскивает оттуда нужную бумажку или книгу. Как же мне иногда хотелось, чтобы эти громады рухнули! Но они были несокрушимы.

Копия такой чернильницы стояла на письменном столе.
Копия такой чернильницы стояла на письменном столе.

Посреди комнаты стояло что-то вроде мольберта. Мне в руки давали склянку с черной тушью и кисточку и безуспешно учили меня рисовать японские иероглифы. Ученицей я была бесталанной. Единственное, что вынесла из той учебы (и запомнила на всю жизнь) - стишок.

Сначала сверху рисовались два штриха вроде запятых. Это расшифровывалось как: "не бывает любви без когтей". Потом рисовалась загогулина, отдаленно напоминающая сердце - "И когти в сердце так вонзились....". Завершалась картинка косыми маленькими штришками: "Что даже ножки подкосились".

Спасала меня от этих "умностей" мама Попугайчика, приглашая пить чай с ватрушками.

Как я любила там бывать! Это была страстная любовь не к человеку, а к месту. И все же почему-то я испытывала облегчение, вырываясь на прохладный городской московский воздух. Хотя потом маниакально возвращалась туда снова и снова.

Прошло почти полвека

Современный вид дома № 27 по Тверской улице. Эркеры на втором этаже, подворотня. Источник https://rabotatam.ru/uploads/monthly_2018_01/large.5a5b2b5651f2a_Daily27_119_05_2017..JPG.577ad540e20f9db86eeb76a3c397264a.JPG.
Современный вид дома № 27 по Тверской улице. Эркеры на втором этаже, подворотня. Источник https://rabotatam.ru/uploads/monthly_2018_01/large.5a5b2b5651f2a_Daily27_119_05_2017..JPG.577ad540e20f9db86eeb76a3c397264a.JPG.

Прошло страшно сказать сколько лет. Когда я иду мимо этого дома, мимо мемориальной таблички, сообщающей, что когда-то здесь жил писатель Фадеев, мимо подворотни, через которую я проходила во двор, я непременно останавливаюсь под знакомым эркером. На лице моем блуждает глупая улыбка.

Я понимаю, что, скорее всего, уже нет на свете Попугайчика, который так смешно сокрушался о том, что старше меня на 20 лет, тем более - его симпатичной матушки. Да и той той страстно любимой мною комнаты и упорядоченного хаоса тоже нет. Напротив не вспыхивает вечерами прозаичное слово "колбаса". И улица уже называется по-другому, и больше по моему любимому родному городу не бегают рогатые троллейбусы.

Я до сих пор обожаю шерри-бренди. И, смакуя любимый напиток, уношусь на волнах мандельштамовского:

Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни, шерри-бренди,
Ангел мой.

Еще воспоминания автора: