Найти в Дзене

Заметки бывшего учителя #18. Неотвратимая гибель латвийской школы...

Любите, берегите учителей, они того заслуживают…
Любите, берегите учителей, они того заслуживают…

Для начала, поделюсь неожиданными и трогательными впечатлениями из своего недавнего прошлого, когда пару лет назад, я ещё не планировал своё вынужденное бегство из Латвии... Тогда я имел честь принять участие в празднике Последнего звонка в той самой замечательной рижской школе, где в течение нескольких месяцев, временно замещал заболевшего педагога. Вначале отнёсся к приглашению легкомысленно и даже (каюсь!) подумывал о том, что есть у меня дела и поважнее… Но дети звонили несколько раз, настойчиво убеждали, уговаривали, и понял я, что буду просто бессовестной свиньёй, если обману их трепетное доверие к моей скромной персоне...

Встретили меня на празднике с искренней и трогательной теплотой. Радостно обступили бывшие ученики, со словами добрыми и лестными. Одна из коллег даже призналась:
«Наши девочки аж запрыгали, когда узнали, что Вы обещаете приехать!» Родители моих недавних учеников подходили, чтобы выразить свою признательность. Одна милая мама прямо заявила:
«Благодаря Вашим урокам мой сын полюбил историю, увлёкся ею…» Не стану жеманничать — это было чертовски приятно слышать…

* * *
Однако, поговорим теперь о делах наших скорбных, т. е. о дальнейших перспективах развития латвийского школьного образования…
Как известно, в III веке до н. э. жил воинственный эпирский царь по имени Пирр, который много сражался с Римом. Воевал он успешно и сломил сопротивление римлян, но с такими чудовищными потерями, что по преданию в отчаянии воскликнул:
«Если мы одержим ещё одну такую победу, то окончательно погибнем».
Пиррова победа — победа, доставшаяся слишком высокой ценой, победа, равносильная поражению.
Видимая победа латышских национал–радикалов по уничтожению образования на русском языке в Латвии, которую теперь с таким упоением они торжествуют — это и есть для них самая настоящая «пиррова победа». Это мощный, сокрушительный удар, который нанесли «патриоты» по будущему страны.

Насилие, проявленное нацистами по отношению к латвийской русской школе, насчитывающей не одну сотню лет своей истории, уже теперь больно аукается школе латышской. Самонадеянные оппоненты не понимают, что в любом явлении отсутствие альтернативы и здоровой конкуренции неминуемо приводит к застою и деградации.

Непомерное самомнение, самодовольство и высокомерие латышских чиновников, отсутствие самокритики, наивная, инфантильная вера в собственную непогрешимость — все эти черты уже давно стали ментальной особенностью самых широких слоёв латышского национального общества.

В настоящее время в Латвии всё образование на русском языке находится в состоянии последовательной и неотвратимой ликвидации. В бывших т.н. «русских школах» чиновники из министерства образования настоятельно рекомендуют следить за тем, чтобы дети на переменах больше не разговаривали друг с другом по-русски...

Но вот интересная информация к размышлению. Ещё пару лет назад, знакомая мне латышская дама вдруг отдаёт свою латышскую дочь в пока ещё тогда «русскую школу» в Риге. Сказать, что я был обескуражен, это не сказать ничего… На мой вопрос: «Но почему, Байба?! Вы что! В наше–то время!!!» Здравомыслящая Байба поправила очёчки и вполне трезво изрекла: «А потому, что в современной латышской школе дети теперь не учатся вообще. Они проникнуты твёрдым убеждением, что им всё это не нужно, поскольку они ЛАТЫШИ, живут в ЛАТЫШСКОМ национальном государстве, которое и так их всем обеспечит: высокооплачиваемой работой, карьерным ростом и всевозможными привилегиями. На том простом основании, что они — ЛАТЫШИ. Следовательно, старательно и осознанно учиться — это для них совершенно излишне. Я же хочу, чтобы моя дочь выросла разумным и образованным человеком».
Интересно, что подобное суждение мне не раз приходилось слышать от многих латышских коллег…

Мрачный латышский папа привёл своего сына поступать в 5–й класс рижской русской школы. На вопрос, зачем он это делает, раздражённо заявил: «Петь и танцевать его уже научили. Теперь я хочу, чтобы его нормально обучили математике».

Девочка Анна, отучившись шесть лет в латышской школе, в 7–м классе перешла учиться в школу русскую. На моё недоумение, отчего она покинула прежний коллектив, ответила: «Там очень холодно и недружно. Дети любят осуждать друг друга, радуются чужим неудачам. Не принято никому помогать, каждый сам за себя. Здесь мне теплее, уютнее».

Это лишь некоторые из многочисленных занимательных историй, которыми со мной охотно делятся неравнодушные люди, ведь многих искренне волнуют проблемы современного латвийского образования. Есть ли здесь счастливые исключения? Наверняка, есть. И, конечно, отыщется немало возмущённых критиков, которые будут гневно обвинять меня в намеренном сгущении красок. Что ж, возможно, возможно… В конце концов, это всего лишь моё личное, субъективное, предвзятое мнение.

Много уже восторженных слов сказано по поводу расчудесной реформы «Школа 2030», в основе которой лежит т. н. «компетентностный подход». Нам великодушно разъясняют, насколько это замечательно, ведь «компетенция —
это способность учеников комплексно использовать знания и навыки, выражать своё мнение и решать проблемы в разных жизненных ситуациях». Проект поддержали Еврофонды и пишут, что общие расходы на разработку нового содержания и новых программ составят около 70 млн. евро.
Остаётся лишь порадоваться за латышских чиновников из министерства образования, которым предстоит дружно освоить эту сумму. В добрый путь!

У меня лишь возникает простой и циничный вопрос.
А кто конкретно будет обучать латвийских детей непосредственно в школе? Чьими силами все эти прекрасные реформы будут теперь воплощаться в жизнь? На сегодняшний день средний возраст учителей в латвийских школах составляет
свыше 55 лет. И с каждым годом этот возраст всё увеличивается, поскольку заслуженные педагоги, увы, стареют, уходят на пенсию, а прогрессивная молодёжь категорически не желает работать в школе! Всё это усугубляется массовым исходом русских учителей из бывших латвийских «русских» школ...

Насилие над русским образованием, культурой, традициями... Агрессивная воинственная ЛАТЫШИЗАЦИЯ латвийских русских не может кончится добром...

Свет и Любовь!

Окончание следует