Приветствую вас, дорогие друзья!
Сегодня хочу продолжить разговор об особенностях сенсорного развития детей.
И поговорим мы о важнейших, на мой взгляд системах – проприоцептивной и вестибулярной.
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Кобозева Ирина. Я логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи. Имею большой̆ опыт профессиональной̆ деятельности, более 35 лет. Работаю с детьми, начиная с младенческого и до подросткового возраста, а также со взрослыми. Являюсь организатором студии развития детей̆ от 0 до 14 лет, «Балаболы», которая создана для того, чтобы оказывать профессиональную помощь, прежде всего, родителям, в воспитании и развитии собственных детей и профессиональному сообществу, которое занимается коррекционной работой.
В отличие от слуховой, зрительной, тактильной систем, работа проприоцепции мало нами осознаваема. Ну, да, если у кого-то проблемы с вестибуляркой, то он, безусловно, об этом догадывается. Его укачивает в транспорте, он избегает качелей-каруселей. Но, есть препараты, которые нивелируют неприятные ощущения. Да и без каруселей можно прожить.
А вот проприоцептивные ощущения нам не очень-то заметны. Мы с ними привычно существуем, иногда ощущая напряжение, пытаясь расслабиться. Ну и еще при занятиях спортом контролируем работу мышц.
Но я не зря назвала эти системы базовыми. Ведь до года малыш проходит колоссальный путь моторного развития и на базе него строит свою познавательную деятельность! Недаром интеллект ребенка на первом году жизни называется сенсомоторным.
Итак, давайте разбираться.
Вестибулярные проблемы ребенка заключаются не только в том, что его может укачивать в транспорте. С этим сталкиваются практически все дети в определенном возрасте. Потом большинство из них «перерастает» эти неприятности и забывает о них. Хотя, конечно, бывает, что и во взрослом возрасте укачивать продолжает. Но это, повторюсь, нечасто.
Есть более ранние и более тревожные знаки нарушения работы вестибулярной системы.
- Малыш находится в постоянном движении, ни на секунду не останавливается.
- Может часами качаться на качелях, прыгать на батуте, на кровати.
- Боится, не переносит определенных перемещений или положений в пространстве (кружения, поворотов, быстрых движений).
- Может долго висеть вниз головой.
- Боится высоты.
- Не может научиться ловить мяч, вообще с координацией движений плоховато.
Очень часто, помимо трудностей с обработкой вестибулярных ощущений, дети испытывают и проприоцептивные трудности.
Однако, разговор об этом довольно долгий, поэтому сегодня мы обсудим, что такое проприоцепция, а о нарушениях будем говорить позже.
Проприоцепция – это способность нашего тела знать, где оно находится в данный момент, то есть «схема тела».
Нервные окончания (рецепторы) этой системы находятся в мышцах и суставах. Стимулирует эти рецепторы давление на поверхность тела. Именно поэтому младенцам в первый год жизни так полезен массаж. Активную проприоцептивную стимуляцию ребенок получает при тисканьи, объятиях, сжиманиях.
О проблемах в работе этой системы читайте в наших следующих публикациях.
Мира и добра вам!
📌 Ставьте 👍
📌 Пишите комментарии 📝
📌 Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное 😊
📌 Наша группа в контакте.
❗️Рекомендуем к прочтению и просмотру другие интересные материалы нашего канала: