Найти тему
Top Secret History

СССР уже в 1941 бомбил Берлин. Но об этом не любят вспоминать

Может быть, наши летчики повели себя каким-то неподобающим образом? Вовсе нет. Даже американцы, стершие с лица земли Хиросиму и Нагасаки, спали вполне себе спокойно. Поэтому и нашим бойцам было нечего стесняться. Причины кроются в другом. В 1941 году было предпринято два налета на Берлин. И если первый оказался вполне результативным, то вот второй обернулся полным провалом.

Предыстория

К началу сороковых годов ситуация с боевой авиацией в СССР была довольно неоднозначной. В стране было порядка 18 тыс самолетов - огромная цифра, но при этом наблюдался острый дефицит тактических бомбардировщиков. Например, из 350 бомбардировщиков ТБ-3 в строю осталось лишь около 200.

Да, были самолеты другого класса, например ДБ-3 (дальний бомбардировщик-3), который мог летать на расстояние до 3 тыс км и нести до тонны боеприпасов. Таких самолетов было более 2000, но для налетов далеко за линию фронта их нужно было серьезно модернизировать и устанавливать дополнительные баки, из-за чего бомбовая нагрузка значительно снижалась.

А новые ТБ-7 вообще были еще "сырыми" и их можно было пересчитать на пальцах двух рук - всего 9.

Таким образом, несмотря на колоссальное количество техники, состоящей на вооружении СССР, с тактической авиацией дела были очень плохи. И тем не менее все равно было предложено совершить налеты и произвести тем самым акцию устрашения. Конкретных целей для бомбардировки не называлось.

Два налета на Берлин

Как мы уже писали, в 1941 году было предпринято два налета на столицу гитлеровской Германии. Первый - 7 августа. Тогда несколько ДБ-3 Балтийского флота вылетели с острова Эйзель в Эстонии и совершили успешную бомбардировку Берлина.

-2

В этом случае логика была такая - чем ближе к Берлину вылет, тем лучше - ведь топлива можно брать меньше, а бомб больше. Однако при подготовке ко второму налету, который был запланирован на 10 августа, решили отойти от этого правила, как и от многих других, что и послужило причиной трагедии...

Налет должна была совершить 81-я авиадивизия под руководством Михаила Водопьянова. Для этого в г.Пушкин Ленинградской области прибыло порядка 40 самолетов ТБ-7 и ДБ-240. Все они должны были принять участие в предстоящем мероприятии. Однако вскоре все пошло совсем не по плану. Выяснилось, что почти половина самолетов не готова, поэтому на задание решили отправить всего 10 бомбардировщиков. При этом во время подготовки и боевого слаживания было потеряно два самолета (у одного отказали сразу оба двигателя, а второй не смог набрать высоту и протаранил постройки на аэродроме).

Однако об операции почему-то никого не поставили в известность, даже силы ПВО и другие подразделения авиации. Это и послужило одной из причин ее провала.

Печальные итоги

Самолеты вылетели как и планировалось, рано утром 10 августа. Однако:

  • Самолет комбрига Водопьянова обстреляли свои же зенитки в Эстонии и сбили свои же истребители. Экипаж выжил, но 4 дня шел к своим по лесам. Случилось это из-за того, что редкий ТБ-7 перепутали с немецким бомбардировщиком.
  • ТБ-7 офицера Панфилова был обстрелян в Германии, но смог дотянуть до Финляндии и сесть на ее территории. Выжил один летчик, его освободили только в 1945.
  • Самолет ДБ-240 офицера Кубышко при возвращении также был сбит своим истребителем, экипаж эвакуировался.
  • ТБ-7 офицера Тягунина при возвращении сбило советское ПВО, экипаж погиб.
  • ТБ-7 офицера Степанова бесследно пропал.

Остальные машины еле дотянули до аэродромов, так как у всех возникли проблемы с двигателями. Таким образом, почти половина самолетов была сбита своими же собственным войсками, а вторая половина толком не смогла выполнить боевую задачу.

Причины провала:

  1. Спешка - командование сильно давило на Водопьянова и торопило в проведении операции.
  2. Сырая конструкция ТБ-7. Самолеты толком не успели прошли "обкатку" и имели массу недоработок.
  3. Отсутствие взаимодействия с другими подразделениями. Авиация и ПВО попросту не знали о выполнении налета эскадрильей.

По результатам комбриг Водопьянов был понижен в должности до обычного КВС (командира воздушного судна). К чести командования, оно понимало что вина системная, а не одного конкретного человека.

Кстати, в одной из прошлых публикаций мы писали про то, как в СССР скрывали гибель 26 детей в пионерском лагере и почему наказание понесли невиновные.