Найти в Дзене
Top Secret History

1989 год. Из-за человеческой лени в железнодорожной катастрофе погибло более 600 человек

В одной из прошлых публикаций мы писали про то, как в 1988 году из-за ошибки диспетчера на воздух взлетела целая железнодорожная станция, были повреждены либо разрушены сотни зданий в Свердловске (ссылка внизу публикации). Годом позже в СССР произошла куда более масштабная железнодорожная катастрофа, аналогов которой мировая история еще не знала. Причем произошла она по большей части из-за человеческой халатности и лени... В ту ночь были полностью уничтожены два пассажирских поезда, погибло 625 человек и почти столько же навсегда остались инвалидами. Место трагедии Куйбышевская железная дорога, перегон Улу-Теляк-Аша, в непосредственной близости от столицы Республики - Уфы. Примерно в километре от железнодорожного полотна проходил трубопровод, по которому перекачивали сжиженный газ. Несколькими днями раньше инженеры обратили внимание на понижение давления газа на одном из участков. Выезжать на место и своевременно устранять течь не стали, посчитав некритичной. Вместо этого решили прост
Оглавление

В одной из прошлых публикаций мы писали про то, как в 1988 году из-за ошибки диспетчера на воздух взлетела целая железнодорожная станция, были повреждены либо разрушены сотни зданий в Свердловске (ссылка внизу публикации). Годом позже в СССР произошла куда более масштабная железнодорожная катастрофа, аналогов которой мировая история еще не знала. Причем произошла она по большей части из-за человеческой халатности и лени... В ту ночь были полностью уничтожены два пассажирских поезда, погибло 625 человек и почти столько же навсегда остались инвалидами.

Место трагедии

Куйбышевская железная дорога, перегон Улу-Теляк-Аша, в непосредственной близости от столицы Республики - Уфы. Примерно в километре от железнодорожного полотна проходил трубопровод, по которому перекачивали сжиженный газ. Несколькими днями раньше инженеры обратили внимание на понижение давления газа на одном из участков. Выезжать на место и своевременно устранять течь не стали, посчитав некритичной.

Вместо этого решили просто повысить давление в трубопроводе. Однако не учли одного - течь на трубопроводе находился в низине и все это время в ней накапливался сжиженный газ, который в два раза тяжелее воздуха. Несмотря на неоднократные предупреждения машинистов поездов о сильной загазованности местности, никаких мер предпринято не было. В результате произошла катастрофа, навсегда вошедшая в историю железных дорог.

4 июня 1989 года

В низину около газопровода с двух сторон одновременно заезжают два пассажирских поезда. Один следует из Новосибирска в Адлер, а другой наоборот, везет уже отдохнувших людей из Адлера в Новосибирск. Всего на обоих поездах в тот момент находилось более 1300 человек. Когда составы поравнялись друг с другом, произошел страшнейших взрыв и все в округе превратилось в огненный ад...

-2

Сдетонировал газ, целыми сутками выходивший наружу и скапливавшийся в низине. До сих пор непонятно, из-за чего именно - искры на контактном проводе или "бычка", выброшенного в окно. Этого уже никогда не узнать. Поезда плавились на ходу, вагоны деформировались до неузнаваемости, всех пассажиров сковал неописуемый страх. Оба состава сошли с рельс, поскольку от взрыва рельсы буквально изогнулись волной. Столб дыма и пламени был виден на расстоянии до 100 километров, а ударной волной повалены деревья в радиусе нескольких километров!

-3

Люди не понимали, как им спастись. Двери пылающих вагонов были зажаты взрывной волной, окна сплющены и люди спасались как могли, кто-то выпрыгивал через форточки, кто-то через разрывы в обшивке.

-4

Когда люди выбрались наружу и отползли от вагонов, стало ясно - произошло нечто ужасное. Сотни обугленных тел и горы искореженного металла. Половина пассажиров погибла, большинство выживших стала инвалидами, а счастливчиков, кто почти не пострадал, едва ли набралась сотня.

Дожидаться помощи пришлось очень долго, потому что место было труднодоступным. По тревоге подняли все ближайшие воинские части и отделы милиции, сотни добровольцев в течение нескольких дней работали на месте происшествия и в больницах. Людям с ожогами всегда нужно пить много жидкости, поэтому все подоконники и полы в мед.учреждениях были заставлены компотами и морсами, которые неравнодушные уфимчане приносили пострадавшим. У каждого пациента обязательно дежурил волонтер, и вообще все дворы больниц были переполнены желающими помочь.

Мощность взрыва была сопоставима с бомбой, сброшенной на Хиросиму. Она была всего на 25% слабее и составляла 12 килотонн!

Судебное разбирательство

На скамье подсудимых по этому громкому делу оказались девять человек. Это начальник СМУ (строительно-монтажного управления), прораб, обходчики. Все получили незначительные сроки (до 5 лет лишения свободы), а двое вообще были амнистированы.

-5

Спустя три года на месте катастрофы соорудили мемориал - монумент высотой 8 м. Все электрички из Уфы делают остановку в этом месте в память о погибших.