Найти тему
Части целого

Невьянск — столица царства Демидовых

Время чтения ~ 7 мин

В конце XVII века царь Пётр подписывает мирный договор с Турцией и готовится объявить войну Швеции с целью вернуть утраченные в Смутное время земли — территорию нынешней ленинградской области и часть Прибалтики. Для предстоящих сражений русской армии требуется много оружия, а значит нужны мастера оружейники и, конечно же, металл — много металла.
Символ могущества династии Демидовых — Наклонная башня — Фото автора
Символ могущества династии Демидовых — Наклонная башня — Фото автора

Но объём выплавки чугуна в стране не обеспечивает все внутренние потребности. Россия того времени была импортёром металла и Пётр I, со свойственной ему решительностью, издаёт указы о строительстве оружейных и металлургических заводов. Доменных, в которых получают чугун из железной руды, и передельных, где придают необходимые свойства уже выплавленному металлу, т.е. «переделывают» до нужных характеристик.

Заводы строят на родине русских оружейников — в Туле, и на далёком Урале, где уже разведаны залежи железной руды. Один из уральских заводов был построен на берегу реки Нейва, это и стало тем местом, где вскоре появился рабочий посёлок, а потом и город — Невьянск.

Заботясь о выполнении «оборонного заказа», Пётр лично проводит инспекцию оружейных заводов. По счастливому стечению обстоятельств, в Туле он знакомится с Никитой Демидовичем Антуфьевым, уже зарекомендовавшим себя мастером-оружейником и сметливым предпринимателем, девизом которого в течение всей жизни было — «Не словом, а делом». Уж если что и пообещал государю, то должен выполнить это качественно и в срок. Пётр по достоинству оценил такой подход, потому что и сам был «человеком дела».

Тем временем, вслед за Северным союзом, в августе 1700 года Пётр I вступает в войну со Швецией. Началась Северная война, продлившаяся до 1721 года.
Русская армия осаждает крепость Нарва. Обстоятельства складываются неудачно, армия Петра терпит поражение и вынуждена отступить.

Но, как говорят, «не было бы счастья, да несчастье помогло». По итогам первых сражений со шведами проявляются существенные проблемы как в оснащении, так и в системе управления войсками. Становится очевидным, что для успешного и победоносного ведения боевых действий, необходимо надёжное, качественное и современное оружие.

И Пётр I действует решительно и дальновидно. В 1702 г. он передаёт Никите 2 завода — в Туле и Невьянске, находящиеся «по нерадению» в упадке. Для ведения дел на Невьянском заводе Никита направляет туда своего 24-летнего сына Акинфия. Фактически, царь передаёт государственную собственность в частные руки. Петровская приватизация!

Правда это была не совсем приватизация. Например, за невьянский завод Никита, теперь уже по приказу царя — не Антуфьев, а Демидов, должен был поставить государству продукции на сумму, превышающую 11 000 рублей золотом, в течение 5 лет. Никита справился с этой задачей за 3 года. С этого момента начинается грандиозный расцвет «царства Демидовых», которое впоследствии разрослось от оружейных и металлургических заводов Тулы до медных и серебряных рудников Алтая.

Столицей этого богатейшего «царства» и стал город Невьянск.

Отец и сын оказались жёсткими управленцами, талантливыми предпринимателями, но, что самое главное, знатоками своего дела. На момент смерти Никиты Демидова в 1725 г., было построено ещё 2 завода в Туле и 5 заводов на Урале.

Петр высоко ценил результаты деятельности Никиты Демидова, оказывал ему своё покровительство и, фактически, дал неограниченные возможности и привилегии для развития производства. Гражданские ведомства не имели права вмешиваться в его хозяйственную деятельность. Говоря современным языком, заводы Демидовых стали основополагающими предприятиями военно-промышленного комплекса государства, и на протяжении всей Северной войны бесперебойно поставляли оружие и металл для нужд армии. Позже Петр распорядился, чтобы и для адмиралтейства брали только демидовский металл — "другого, за негодностью, не брать".

Я думаю, что тут можно вспомнить о С.П. Королёве. Так же, как и выдающийся советский конструктор, Демидовы совершили технологический рывок, только не в ракетостроении, а в металлургии.

Они вели исследовательские работы по улучшению качества чугуна. Строили доменные печи такого размера, которых в Европе ещё и не было, занимались геологоразведочными работами руд цветных металлов, и первые в России получили промышленную медь. При строительстве Петербурга снабжали застройщиков кровельным железом. Строили дороги, пристани, склады, рабочие поселки, то есть, по современным понятиям, организовали сложнейшую логистику. Ведь основным видом деятельности уральских заводов, наряду с изготовлением пушек и ядер, была выплавка и ковка чугуна в виде пластин, которые потом доставляли по рекам Чусовой, Каме, Волге на оружейные заводы Тулы, или дальше по реке Волхов в Санкт-Петербург. Для примера, путь готовой продукции от Невьянска до Петербурга занимал до полугода, а ведь были ещё рудники и заводы на Алтае.

Демидовы выплавляли на своих заводах металла в несколько раз больше, чем все казенные предприятия государства вместе взятые. Именно благодаря их усилиям Россия из импортера металла вскоре превратилась в его экспортёра.

Современники так оценивали это огромное хозяйство — "Царство Демидовых в государстве Российском".

Никита Демидов в основном занимался заводами, расположенными в Туле, и почти всё время находился там, а вот многочисленными действующими и строящимися заводами на Урале руководил его сын Акинфий. После своей смерти в 1745 году он оставил потомкам уже 25 заводов и богатейшее наследство: рудники, сёла и деревни, пахотные земли, леса, пристани, проложенные для доставки продукции дороги, кожевенное и соляные производства…

Как уже говорилось, столицей этого «царства» стал город Невьянск. Здесь были построены жилые хоромы с таинственными подвалами, присутственные места. А в 1725 г. возведена знаменитая Наклонная башня с первым в мире громоотводом, и с башенными часами, купленными у англичанина Фелпса за баснословные 5 000 рублей золотом. Сумма, превышающая все расходы на постройку самой башни.

Справедливости ради стоит сказать, что башня является не наклонной как, например, Пизанская, а скорее саблевидной, или изогнутой. Дело в том, что, во время возведения первых этажей началась просадка грунта и постройка отклонилась от вертикали, но потом процесс просадки остановился. Было решено продолжить строительство остальных этажей, компенсировав образовавшийся наклон так, чтобы последний этаж башни был строго вертикальным. Так и сделали, а для прочности в кирпичную кладку замуровали чугунные стержни. В результате башня и получилась изогнутой, но так уж исторически сложилось, что её стали называть Наклонной.

-4

Необычно, но стропила и обрешётка крыши крыльца тоже сделаны из чугуна. Металлу, использованному при строительстве, без малого 300 лет, а следов ржавчины современные реставраторы на нём не обнаружили. Таково было качество демидовского чугуна.

На третьем этаже башни размещалась «секретная лаборатория», вход в которую строго охранялся. Здесь зарождался знаменитый демидовский чугун с клеймом «старый соболь».

Для тех, кто знаком с материаловедением, можно сказать, что здесь производились исследования диаграммы «железо - углерод», и опыты по легированию сталей. Кстати, для доменной плавки в то время использовался не ископаемый каменный уголь, как сейчас, а обычный древесный, такой как мы используем для приготовления шашлыка на мангале.

Ещё из особенностей башни стоит упомянуть и о поразительном эффекте «слуховой комнаты». Если приблизиться к любому из четырёх углов комнаты, повернуться к стене лицом и начать говорить шёпотом, то тот кто стоит в противоположном углу, отчётливо услышит голос говорящего. Жутковатое впечатление, кажется, что человек находится прямо перед тобой. Прекрасный способ подслушивания разговоров конкурентов или ревизоров.

Вот так и стоит уже три столетия памятник царству Демидовых — уникальная Невьянская башня, до сих пор хранящая свои секреты.

Фото автора
Фото автора

Со временем башня обросла множеством легенд. Самая популярная о том, что в подвалах под башней чеканили фальшивую серебряную монету. Однако башня стоит на лиственничных сваях сложной конструкции, и пустот в виде подвалов там быть не может. Также исследователями не было обнаружено никаких вещественных доказательств и того, что Демидовы изготавливали собственные деньги.

Невьянск и сегодня хранит свидетельства эпохи больших свершений, оставаясь столицей царства Демидовых.

Так, благодаря дальновидности Петра I, таланту и твёрдости Никиты Демидова, предприимчивости и профессионализму Акинфия Демидова, возникла новая, промышленная Россия.

———————

Вам может понравится