Одностишия поэта, актёра, шоумена и телеведущего Владимира Вишневского хотя бы раз слышали все жители нашей страны. Его оригинальные фразы вроде «спасибо мне, что есть я у тебя» или «о как внезапно кончился диван» сами липли к языку, вызывая невольную улыбку. Они запоминались сочетанием точности (ни прибавить, ни убавить), забавного смысла и юмора.
Будущий юморист и поэт появился на свет в Москве в 1953 году в семье очень интеллигентных родителей. Его матерью была переводчица, а отцом – инженер оборонного предприятия. Оба родителя прекрасно знали английский язык и часто разговаривали на нём дома.
В детстве Володя Гехт (фамилию отца он носил до 18-летия) сначала мечтал стать криминалистом, но потом понял, что эта профессия не для него. Мальчик рано стал писать стихи, и родители советовали ему подумать о гуманитарном образовании. Например, стать филологом.
После окончания школы он рискнул поступить в престижнейший Литературный институт, но не прошёл по конкурсу и подал документы в Московский областной педагогический институт имени Надежды Крупской. И во время обучения стало окончательно ясно, что владение словом — это его призвание.
Отслужив в армии, Владимир решил попробовать себя в журналистике, но его карьера в ней закончилась, так и не начавшись: национальность помешала устроиться на работу в газету «Ленинское знамя». И тогда он подался в литераторы.
Неизвестно, какой из него вышел бы корреспондент, но вот автор со своим оригинальным стилем получился замечательный. Его одностишия и стихотворения быстро нашли свою благодарную аудиторию: в России всегда любили хороший юмор и тех, кто умел смешить и удивлять людей.
Своё первое произведение Вишневский опубликовал в «Московском комсомольце» и получил за него гонорар в три рубля. Сотрудничество с изданием вскоре окрепло, и Владимир Петрович в течение нескольких десятилетий печатал на страницах «МК» свои работы в авторской колонке «Вишневский сад».
«Как-то в 90-е на городском пляже ко мне подполз новорусского вида мужик — почти из анекдота тех лет! — чтобы уточнить, не Вишневский ли я, — вспоминал юморист. — Нехотя признался. Вскоре он вернулся с просьбой сказать, что это не я. «А то я своей бабе тока что поездку в Турцию проспорил!» Нет, сказал я, проспорил — вези!..»
Он преуспел в кино и на телевидении, попробовал себя в роли поэта-песенника, получил массу наград, стал известным и уважаемым человеком. Но наибольшую популярность ему принесли одностишия.
«Когда меня называют одним из самых цитируемых поэтов России, я скромно не возражаю. На одностишия я ненароком подсадил, как мне сказали, тысячи людей русскоязычного мира… Но, отправив в народ от «как же нужно любить человека, чтобы взять и приехать к нему» до «а я дзюдо любил и до» и «о как внезапно кончился диван!» — я не всё получаю обратно под своим именем. И приходится жёстко поправлять, а то и настаивать на своём авторстве. Справедливости ради, когда мне приписывают не только всякую ерунду, но и хорошее чужое, я мгновенно реагирую и вношу ясность».
Умение блестяще работать со словом позволило Владимиру Вишневскому обыгрывать различные ситуации, наполнять их юмором и жизненной философией. Его произведения по сей день заслуженно пользуются народной любовью и давно разобраны на цитаты. С их помощью Владимир Вишневский показывает, что к жизни и самому себе всегда нужно относиться с иронией. Это простой и универсальный рецепт для сохранения ясности сознания и бодрости духа на долгие годы.