Найти тему

Писуар, фонтан или арт-объект?

Писсуар, ставший знаменитым благодаря статье Дюшана, привлёк внимание к важным понятиям сущности и явления.

Дюшан утверждал, что если художник говорит, что тот или иной предмет — это произведение искусства, то так оно и есть. Он писал: «Я швырнул им в лицо писсуар, но они восхищаются его эстетическим совершенством». Дюшан был первым, кто сказал, что художнику не обязательно рисовать — достаточно выбрать вещь, подписать её и принести в галерею.

Этим стали пользоваться и другие художники, так появилось направление ready made — «готовое изделие». Дюшан утверждал, что именно зритель является творцом искусства. Художник лишь создаёт пространство для диалога, а публика наполняет увиденное смыслами. Критики пытались понять красоту писсуара, но Дюшан лишь смеялся над ними, так как он не видел в нём эстетичности, он просто опробовал новый метод.

В итоге писсуар стал шедевром современного искусства и в 2004 году издание The Daily Telegraph провело опрос среди знаменитых художников, критиков и владельцев галерей, чтобы они выбрали пять произведений XX века, оказавших наибольшее влияние на развитие искусства. «Фонтан» Дюшана занял первое место и даже обогнал таких известных художников, как Пабло Пикассо и Анри Матисс.

Вариантов писсуара сегодня уже штук 10. В 2002 году в Нью-Йорке на аукционе Phillips были проданы «Фонтаны» Дюшана, которые остались в коллекции Артуро Шварца всего за 1 млн. 185 тысяч долларов.

Кстати, на самом писуаре-фонтане надпись "Р. Дурак" на фр., как вам такая философия? встраивается в вашу?