Дорогие читатели!
Мы с вами рассмотрели довольно много романов-антиутопий, и предлагаем обсудить ещё один – довольно каноничный, имеющий типичные черты произведения в этом жанре, и поэтому ставший классикой. Более того – он затрагивает тему книг и чтения. Возможно, кто-то из вас уже догадался, о какой книге речь. Вспомним сегодня научно-фантастический роман американского писателя Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
А что такое роман-антиутопия в общем и каковы его главные черты? Если вкратце – это описание некоего несуществующего в реальности общественного строя, по большей части общества отдалённого будущего, имеющего очень много негативных черт. Приставка «анти» указывает на полную противоположность обществу положительно-идеальному, причём ирония кроется в том, что в большинстве произведений жанра устройство такого общества как раз изначально задумывалось как совершенное, где люди будут абсолютно счастливы.
Но на самом деле человеческая личность тут максимально подавлена, человек абсолютно лишён свободы мыслей и действий, все живут по расписанию и по строго установленным правилам либо по принуждению, либо добровольно, следуя низменным инстинктам и склонностям – во всех этих случаях государственная пропаганда убеждает их, что именно так они и должны жить, чтобы быть счастливыми. Политический строй в антиутопичном обществе всегда тоталитарный, государство или корпорация имеет полный контроль над всеми сферами жизни людей, активно «промывая мозги» населению.
Главный герой романа-антиутопии живёт как все окружающие его люди, иногда работает на благо режима, считает себя счастливым и не замечает, что вокруг происходят пугающие события. Но вдруг что-то случается – чаще всего на его пути встречается человек, раскрывающий ему глаза на правду. Сознание героя целиком переворачивается, он начинает видеть окружающий мир таким, какой он есть на самом деле – и у него возникает желание бороться с системой. И чаще всего попытки героя терпят крах, и он гибнет, либо вынужден бежать...
Научно-фантастический роман «451 градус по Фаренгейту» оказался отчасти пророческим. Здесь счастье людей состоит в бездумном потреблении максимально упрощённого, как сейчас модно говорить, контента. Настоящие книги мало того, что никто не читает – они объявлены вне закона и активно уничтожаются «пожарными», к числу которых относится главный герой романа Гай Монтэг. 451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой горит бумага. Но почему же книги попали в такую немилость правительства? Всё просто – чтобы якобы сделать людей абсолютно счастливыми, лишив их негативных и мучительных мыслей, чтобы все они были равны по интеллектуальному уровню. Властями ведётся специальная программа по «отуплению» населения для того, чтобы исключить какое-либо недовольство людей своим положением и политикой правительства. Ведь таким человеческим стадом гораздо проще управлять и держать свою власть в неприкосновенности! А пищу для ума гражданам заменяют суррогаты – комиксы, эротические журналы, примитивные любовные истории. Тотальная цензура строго следит за качеством выпускаемой полиграфической продукции. А по улицам города рыщут электрические псы, снабжённые смертоносными прокаиновыми иглами, готовые уничтожить любого, кто представляет опасность для режима.
У людей в романе много свободного времени – и они убивают его в бесконечных развлечениях. Молодёжь ездит на огромных скоростях на автомобилях, часто погибая в авариях. В домах у людей – огромные телевизоры во всю стену, которые показывают чужую жизнь – на экранах люди шумят, суетятся, кричат друг на друга – это бессмысленное шоу целыми днями смотрит жена главного героя Монтэга Милдред. Муж её давно уже не интересует, она его попросту не слушает. Не напоминает ли вам это тотальное увлечение нашей современной молодёжью так называемыми «реалити-шоу» и «стримами», которые подразумевают постоянное наблюдение за чужой жизнью, когда своя проходит мимо? Зато здесь не требуется напряжение ума, и вообще из комнаты можно не выходить целыми днями и при этом быть вполне счастливым. Те же молодые люди в нашем с вами реальном мире, переступая порог своей квартиры, сразу встают на электросамокаты и ездят по тротуарам с немыслимой скоростью, ведя себя агрессивно, создавая аварийные ситуации и пугая прохожих. Что в романе Брэдбери, что в современном мире – технологии стремительно развиваются и усложняются, а интеллектуальный уровень людей падает.
Монтэг в начале романа очень любит свою работу. Хоть он и назван пожарным – его задача не тушить пожары, а сжигать дома, в которых найдена хоть одна книга – и он делает это с наслаждением. Но зерно сомнения в правильности его образа жизни в его разум сеет соседка Кларисса Маклеллан, с которой Монтэг знакомится во время одной из своих ночных прогулок. Беседуя с интеллектуально развитой девушкой, которая интересуется природой, чтением, умеет здраво рассуждать, Гай постепенно начинает осознавать, в каком кошмарном мире он живёт.
Вскоре на одном задании он сталкивается с поразившим его случаем, когда очередная провинившаяся перед государством любительница чтения сама поджигает свой дом и погибает вместе с книгами в огне. Это окончательно переворачивает его сознание. Он пытается читать втайне похищенные им из сжигаемых домов книги, знакомится с бывшим профессором, беседует с ним о прочитанном и начинает заниматься опасной и противозаконной деятельностью – делает копии печатных книг.
Вскоре на Монтэга доносят – и никто иной, как собственная жена. Руководство Гая направляет его сжечь собственный дом под видом очередного задания, параллельно за ним следят электрические псы. Наш герой оказывается в ловушке – но сможет ли он из неё выбраться? Как сложится его дальнейшая судьба? Вы сможете это узнать, прочитав этот пророческий роман.
Читайте книги, и как можно больше! Сам Рэй Брэдбери утверждал, что получил своё образование исключительно в библиотеке, не посещая университета. Приходите в нашу Библиотеку №83 по адресу: г. Москва, ул. Константина Федина, 2, корп. 1, наслаждайтесь великими романами, получайте новые знания, обретайте истинную свободу разума!