«Разбирайте меня на органы, все равно я не вернусь на минималку» ©
Сразу дисклеймер. Смотреть дораму строго 18+. Сцены насилия, курения, распития спиртных напитков и прочей грязи присутствуют. Сразу спойлер. Лучше не смотреть.
О чем
8 человек, находящихся в тяжелом финансовом положении, втягивают в жестокую игру в замкнутом помещении.
О нетфликсовских играх
Не покидает ощущение, что, экранизировав именно этот вебтун, Netflix решил сделать прогрев публики перед премьерой второй части «Игры в кальмара». Да, упоминание этого хита в контексте обсуждения «Игры на деньги» неизбежны. Остается только смириться с этим. Они идейно аналогичны. Только акценты немного иначе расставлены. Если в «Игре в кальмара» происходит действительно игра на выживание, то здесь у участников все же есть варианты. Если в «Игре в кальмара» все участники условно равны, то в «Игре на деньги» все происходит согласно купленным местам заведомо определенной иерархии.
В итоге мы получаем нечто вроде смешения «Игры в кальмара» и «Платформы» – фильме, в котором распределение пищевого довольствия шло по вертикали – сверху вниз.
В любом случае это часто эксплуатируемая сюжетная основа игры, являющей собой модель мира. А Netflix уже не впервые в текущем году заигрывается с этой темой – немногим ранее мы видели, например, «Игру в пирамиду» (иерархическая игра в школе).
О деталях
При таком обилии однопорядковых проектов важны находки и художественные детали, усиливающие впечатления от увиденного. И в «Игре на деньги» таковых достаточно.
Во-первых, театральность всей постановки. Здесь даже игра актеров поставлена так, что все это отдает классическим театральным действом. Усиливает этот эффект занавес – красный, богатый и насыщенный цвет.
И пластика театральная. Вспомним только манерность движений Чон У Хи. Вспомним только восторженный полуоборот Рю Джун Еля.
Во-вторых, стилизация под немое кино. Что самое интересное, она характерна для кадров вне игры. С чем это связано, сказать трудно. Возможно, чтобы показать, что в реальном мире действует то же самое игровое начало – та же самая гонка на выживание.
В-третьих, органичность концепции. Детали довольно интересны – муляжный антураж, муляжное все, вплоть до одежды.
«Все будто настоящее, а на самом деле ничего нет» ©
Также стоит упомянуть о красоте чисел – совершенство в подсчетах призовых денег, красивое, гармоничное, симметричное. И число участников, обращающееся знаком бесконечности. Это было хорошо.
В остальном идеи все те же, прописные истины: время – деньги; скучающим верхам нужно хлеба и зрелищ; власть портит людей; жестокость порождает жестокость; нужда заставляет перейти черту; низы работают – верхи руководят; тот, кто был всем, тот станет никем.
Одним из сюжетных замыслов в дораме стала случайность иерархии – игроки сами того не зная выбирают номер этажа в игре от 1-го до 8-го. Здесь и возникают проблемы. В итоге все не тянет на такую уж случайность. В самом низу находится калека, зависимый от помощи окружающих, от своего недуга, а на 8-м – выше всех во всех смыслах оказывается артистка-психопатка – абсолютно свободная личность.
И в целом участники шоу довольно разношерстные – интеллектуал, боец, самоубийца, клоун, плакса и т. д. И все они могут действовать случайно, непредсказуемо. Это и создает ситуацию, в которой мы видим перед собой просто представление, из которого не сделаешь никаких выводов. На социальную модель увиденное не может претендовать. Здесь индивидуальное перевешивает социальное.
Ожидания vs. действительность
Честно говоря, ожидалось, что будет ярче и глубже раскрыта тема трат и накоплений. Оказалось, что показалось. Это было актуальным только в первых сериях, потом игру на деньги плавно вытеснила классическая игра на выживание.
В целом интересно было бы проследить за примерами моделей финансового поведения в нестандартных условиях. Если мы оглянемся вокруг, то легко заметим, что окружающие часто впадают в крайности: одни ограничивают себя буквально во всем, чтобы накопить заветную сумму денег, из тревожности за завтрашний день; другие стремятся как можно скорее все потратить из импульсивности.
Но... им было интересно не столько это.
Об игре
«Здесь я не считаю себя человеком. Я игрок. Человек должен вести себя по-человечески» ©
Ребята откровенно заигрались в процессе шоу. И... так не было бы, если бы на их месте была другая команда, каждая ситуация игры была бы уникальной, единственной в своем роде, потому что случай бы определил так, что психопатка не взобралась на вершину, в следующий раз там мог бы оказаться действительно мудрый правитель, устроивший распределение довольства без применения такого изощренного насилия. Но это же Netflix, площадка, которая за разврат и насилие.
Поэтому просто наблюдайте за тем, как они барахтаются и истекают кровью. Вернемся к главному. Выборка из 8 человек здесь высветляет не общее, а индивидуальное. И поэтому это шоу восьми – просто история о частном случае, а не социальное обобщение. И когда герои рассуждают о том, что никто в этом не виноват, что создатели игры все сделали так, чтобы лились реки крови, нужно вспомнить о том, что сами участники шоу вырывали друг другу зубы, били битой, стреляли в ноги, выдирали ногти, отрезали органы. Все ради шоу, все ради шокирующего эффекта.
Это делали именно они, иногда даже не ради денег, кто-то из жажды насилия, кто-то из скуки для получения новых эмоций. Поэтому очень странно читать в комментариях о том, что эта глубокая история чему-то учит, некоторые даже прибегают к тому, чтобы приравнивать всех вокруг к этой восьмерке. Но давайте не будем обманываться. Это просто кучка слабаков, жертв, абьюзеров, психопатов.
А это мы, которые наверняка остались бы людьми в такого рода игре. Я в нас верю.
Представленная модель общества неубедительна – и в этом главный минус дорамы «Игра на деньги». Если хочется посмотреть на грязь ради грязи, то рекомендую.
___
Рецензии на недавно вышедшие дорамы:
___
Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться и поставить палец вверх, «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.