«Мне кажется, это не мир так плох, а то, что мы делаем с ним. И все, что я хочу сказать: посмотри, что за прекрасный мир мог бы быть, если бы мы дали ему шанс. Любовь, детки, любовь. В этом весь секрет»
© Луи Армстронг
Ужасно скучная дорама или верх драматизма? Смотрю только ради Ча Ын У или зацепила сама история? Мнения разделились. Давайте разберемся.
О чем
Что от тебя остается, когда твой абсолютно чудесный мир разрушен до основания? Женщина-профессор живет в счастливом браке, воспитывает сына и преуспевает в карьере. До определенного момента – гибели своего ребенка.
В целом
Дорама оставила под сильным, но противоречивым впечатлением. С одной стороны, в ней два очевидных преимущества – идея и исполнение. С другой стороны, в ней один серьезный минус, способный стать жирным крестом для берущегося за просмотр зрителя, – это слабые места в сюжете. Сначала о плюсах.
Об идее
Создавая историю о матери, потерявшей ребенка, очень легко скатиться в пошлость, каждую минуту заставляя зрителя лить слезы, манипулируя на его эмоциях.
В «Чудесном мире» не сказать, что этого совсем нет – очень много сцен рыданий, неожиданных нагнетающих финалов эпизодов, многочисленных повторов наиболее напряженных сцен. Это все действует на массового зрителя, чем дорамаделы, конечно, успешно пользуются. При этом часто это преподносится зрителю тонко, через художественные детали:
1. Параллели. В дораме много сцен, в которых эмоционально и физически запараллелены Сон Юль (Ча Ын У) и (Ким Нам Джу). Это, конечно, создает эстетический эффект. Они во многом похожи. У них похожая боль. И на экране это отображено.
2. Символы. Например, содержательной здесь становится и сцена с зонтом – символом защиты, которым сначала укрыла Сон Юля мать героини, а затем он отплатил ей, защитив ее дочь.
Звезды. Сын Гон У как звездочка в сердце матери.
3. Психологизм. Важную роль для понимания состояния героини сыграла сюжетная деталь закрытых ворот. Су Хен все время истязала себя вопросом, закрыла ли она их или сын выбежал за пределы дома по ее невнимательности. Это выливалось на самом деле в страшных картинах игры ее разума, где абсолютно идиллическое счастье сменяется пустотой и потерянностью героини, ищущей и не способной найти сына.
4. Отсылки к мифам и литературе. Дерево. Центр и начало. Корни. Франческо и Паола. Символ измены. Созвездие рыб. Афродита с сыном.
Все это играет большую воздействующую роль на зрителя и попадает точно в цель.
Вопросы в дораме были поставлены действительно общечеловеческие и дискуссионные. Какой логике поведения следовать: зуб за зуб и око за око или подставлять левую щеку? Должны ли мы прощать предательство? Должны ли мы беспокоиться о своих врагах? Как жить дальше после одного из самых ужасных несчастий?
И решаются эти вопросы на примере героини довольно прямо и категорично. Она до последнего не жалеет о совершенном ею преступлении, более того, она указывала на то, что сделала бы то же самое, будь у нее второй шанс. Сон Юля она нарочито воспринимала не как сына убийцы собственного сына, а как несчастного сына несчастной матери, находя в этом силу для преодоления боли.
Об актерах
Сколько бы по сети ни разошлось восхищений актерским ростом и игрой Ча Ын У, центральное место в этой истории было отведено Ким Нам Джу.
Актриса в очередной раз показала высший уровень драматического искусства. Не было замечено ни секунды фальши, паузы и акценты строго выдержаны (можете со мной, конечно, поспорить, но я увидела это так, и это было сильно).
А Ча Ын У... прекрасен. Его Сон Юль был хорош как в своих страхах, боли, ненависти, ожесточении, так и в теплых чувствах к матери, подруге и, наконец, к Су Хен.
Было очевидно, что при создании образа Сон Юля руководствовались эстетическими соображениями больше, чем всем остальным. Большое количество крупных планов, модельных движений, эффектных появлений в кадре.
О сюжете
Главные трещины дает сюжет. История мести Сон Юля во многом надуманная, ей едва ли веришь.
В месть Ын Су Хен веришь. Ее сына убил человек, не испытывавший после этого ни тени сожаления и верящий только в силу денег. На ее мольбы он отреагировал безразличием. Она применила принцип око за око внезапно, под влиянием сильнейших эмоций. И даже самый последовательный морализатор задумается о том, а стоит ли винить мать, потерявшую ребенка. Многие сходятся к той мысли, что самое страшное в жизни – потерять ребенка. И с этим сложно не согласиться. Хоронить детей – это противоестественно. Это исчезновение надежды на будущее.
Я нисколько не умаляю боли Сон Юля из-за смерти отца, но он юный парень, который при адекватном положении вещей создаст прочные связи, заведет свою семью, будет нести свою скорбь, но самореализуется в жизни в полной мере, тогда как Су Хен не сможет вырастить из Гон У мужчину. Он навсегда останется маленьким мальчиком, которого она не смогла защитить.
P. S. И когда SHAMAN поет маме нечто вроде «Я все отдам на свете, мама, знай, ты только до меня не умирай», то он или лукавит (что вряд ли), или реально не понимает ситуации, хотя бы эволюционно.
Доступнее всего эта мысль развивается в дораме «Игра смерти», например.
На этом я заканчиваю свое лирическое отступление.
Вернемся к логике мести Сон Юля. Он собирался сделать ад из жизни женщины, которая потеряла ребенка. Серьезно? А она не в нем, по его мнению?
Парень вынашивал эту идею не один год. Он все должен был делать методично и целенаправленно. Не зря же он все время крутился возле членов семьи Су Хен и даже следил за ней в тюрьме. Но все, чем он реально мог отомстить, – отсылать фотографии одной измены то одному, то другому, когда с первым дело не выгорит. Серьезно? Это как-то ни во что не вписывается. Много дорам о мести просмотрено, но такого дилетантского подхода к раскрытию темы мы еще не видели.
Слаба и мотивация героя. Помните, мать говорила ему, чтобы он не ненавидел Су Хен. Да, пусть Сон Юль не знал всех обстоятельств преступления отца, но мать говорила так. А месть он задумал... во имя нее.
Диссонанс? Определенно.
Ключевой злодей жутко неубедительный. Нет, актер сыграл прекрасно. Но сам герой ужасно карикатурный, и его маниакальная сосредоточенность на том, чтобы стать президентом, только усугубляет ситуацию.
В него не веришь. Для политических интриг он слишком глуп, а все, что делал, – связывал «своих» людей одной кровью и прикрывал ими дыры в своих темных делах. Его связь с Сон Юлем и зависимость от него последнего выглядит надуманно. Не говоря уже о том, что для посмотревших «За твоим прикосновением» интриги не будет, – мы сразу узнаем в нем недавнего злодея.
Итоги
«Чудесный мир» – невероятно сильная по идее дорама. И в то же время теряющая баллы на серьезных недочетах сюжета. Но... все уже сказано, не будем здесь говорить о многом. Скорее всего, это одна из самых жестоких драм текущего года, если не самая. Это же Disney+.
И все же, как и Су Хен, как и Луи Армстронгу до нее, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас увидел зеленые деревья, красные розы, голубые облака и подумал о том, как прекрасен этот мир. Сейчас это действительно сложно. Но мы сможем это сделать. Всем сил и тепла.
___
Рецензии на недавно вышедшие дорамы:
___
Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться и поставить палец вверх, «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.