Комиссия Пейлина или Судебная комиссия Пейлина была Британской королевской комиссией, созванной для расследования причин Иерусалимских беспорядков 1920 года, которые произошли с 4 апреля 1920 года по 7 апреля 1920 года.
Текст переведен из https://users.cecs.anu.edu.au/~bdm/yabber/yabber_palin.html
Для удобства мы разделим отчет Суда на 3 части:
А. ПРИЧИНЫ РАСОВЫХ ЧУВСТВ. Арабская сторона.
А. ПРИЧИНЫ РАСОВЫХ ЧУВСТВ. Дело евреев.
B. Обстоятельства, которые привели к беспорядкам в Иерусалиме и его окрестностях во время паломничества Неби Муса 4 апреля и в последующие дни
46. Мы достигли стадии, на которой можем оценить состояние дел, непосредственно предшествующих Пасхе 1920 года. Все местное население, арабское и христианское, находилось в состоянии активной враждебности как к сионистам, так и к британской Администрации; их чувства были разожжены ощущением собственных обид, страхами за будущее и активной пропагандой различных антибританских и антисионистских групп, свободно действующих среди них. Ни сионисты, ни Администрация не упускали из виду признаки и предупреждения. Сионисты были серьезно обеспокоены и неоднократно обращались к Администрации. Администрация получала полную информацию от своих агентов, как об иностранной деятельности, так и о пропаганде, которую вели различные группы. Генерал Болс(General Bols) не отрицает, что он и его чиновники имели достаточно предпосылок о крайней опасности, которая угрожала, и хотя полковник Сторрс склонен считать, что реальная опасность на празднике Неби Муса в предыдущем году была более опасна, большинство свидетелей не согласны с его мнением. Кажется, всем было очевидно, что надвигается буря, которая может разразиться в любой момент.
47. Еще одной серьезной проблемой, с которой столкнулась Администрация, была отсутствие полицейских сил. Еще в июне 1919 года полковник Брамли, помощник администратора общественной безопасности, обратил внимание на временный характер существующих сил и настоятельную необходимость ранней и тщательной реорганизации постоянной полиции, особенно с учетом планируемого сокращения гарнизона. Этот офицер предложил несколько планов, но из за финансовых соображений и судя по всему, речь шла о фактическом сокращении численности личного состава. Полковник Габриэль в своем письме от 8 сентября 1919 года, одобряя предложенную схему, заявил: "Однако мне кажется, что помимо улучшения того, что мы имеем, любая реорганизация должна быть отложена до мирного урегулирования... В стране нет доходов, чтобы покрыть избыточные расходы, связанные с этими предложениями, и нет возможности, как в мирное время, собрать средства". Полковник Брамли продолжал настаивать на этом вопросе и указывать на опасности, связанные с недостаточными и плохо обученными составом. Нет необходимости вдаваться в подробности цифр полковника Брамли, так как полная информация о схеме изложена в приложении, но достаточно сказать, что согласно меморандуму в экспонатах полковника Сторрса, абсолютный минимальный штат для района Иерусалима составляет четырнадцать офицеров и триста семьдесят рядовых. Фактическое количество доступных на момент беспорядков было восемь офицеров и сто восемьдесят три рядовых, с пятью людьми, прикомандированными из штаба. Лейтенант Хоуз, бывший командир иерусалимской полиции, утверждает, и это не было опровергнуто, что это число совершенно недостаточно даже для охраны Иерусалима в мирное время.
Что касается состава полиции, он, по-видимому, имеет потенциал, но на момент беспорядков страдал от недостаточной подготовки и контроля. Кроме того, полиция не считалась надежной в случаях, когда могли быть задействованы их патриотические или религиозные чувства. Это явно проявляется в плане обороны, который отражал мнение главнокомандующего (G.O.C.), где говорится, что "в случае всеобщих внутренних беспорядков с тремя тысячами полицейских следует считаться как с потенциально враждебным фактором".
48. Гарнизон Иерусалима на момент беспорядков состоял из следующих частей:
- 1-й батальон The Yorkshire Regt.
- 20-й Punjabis полк (за исключением 2 кав.).
- 51-й Sikhs полк (за исключением 2 кав.).
- 10-я Индийская горная артиллерийская бригада (за исключением 1 батареи).
- 1-й секция 35-го батальона пулеметной.
- 9-й Light Car Patrol. - 18-я рота саперов.
- 110-я комбинированный санитарный отряд..
Однако, похоже, что пулеметный батальон была ранее расформирована, и восемь пулеметов были переданы The Yorkshire Regt.. План обороны предусматривал эвакуацию евреев из еврейского квартала в пределах города. На практике это оказалось неосуществимым.
49. 27 февраля 1920 года состоялась первая из двух крупных политических демонстраций, предшествовавших событиям Пасхальной недели. Она была проведена с ведома и разрешения властей. Сионисты были встревожены, и за два дня до назначенной даты доктор Эдер встретился с генералом Болсом и высказал мнение о нежелательности разрешения на проведение демонстрации с учетом напряженной обстановки в стране. Генерал Болс считал, что организованные шествия такого рода можно контролировать и что они действуют как предохранительный клапан. Демонстрация, в которой приняли участие от двух до трех тысяч человек, прошла спокойно, и полиция хорошо держала людей под контролем, несмотря на провокационный инцидент со стороны евреев, начавших исполнять "Атикву", еврейский национальный гимн, когда процессия проходила мимо еврейской школы для слепых.
Вторая демонстрация была назначена на 8 марта. В это время опасения сионистов усилились из-за нападения арабов и бедуинов, которое недавно произошла на еврейскую колонию во французской зоне. Доктор Эдер снова обратился к главному управлению и настаивал на запрете демонстрации. В тот раз он сделал важное заявление: "Я не смогу отвечать за удержание еврейской молодежи, если она выйдет из-под нашего контроля". Главное управление сохранило свое мнение о разрешении проведения этой демонстрации и демонстрация состоялась. На этот раз было значительно больше волнений, так как недавно эмир Фейсал выпустил свою прокламацию, объявив себя королем Сирии и Палестины. Речи носили ярко выраженный политический характер, было много криков против евреев, и настроение толпы было "явно неприятным". Произошел инцидент, который, как утверждается, был вызван еврейским мальчиком, пытавшимся пройти через процессию. Это вызвало ссору, и началась броска камней. Несколько евреев были ранены, но полиция быстро восстановила контроль, и демонстрация разошлась без дальнейших инцидентов. С другой стороны, справедливо отметить, что подполковник Попхэм(Colonel Popham), помощник администратора Иерусалима, выразил признательность за образцовое поведение еврейских общин, избегавших всех форм провокации. Нет сомнений, что отношение толпы в этот раз было подстрекательским и крайне угрожающим, и единственным удовлетворительным аспектом было успешное поддержание контроля полицией. Жалобы на полицию, основанные на слухах, которые в то время высказал доктор Эдер, оказались совершенно необоснованными. В результате этих инцидентов доктор Эдер написал 9 марта официальное письмо, в котором выразил протест против политики разрешения этих демонстраций и указал на их опасность для еврейской общины. Это убедило главное управление и издали запрет запрещавший проводить демонстрации, датированный 11 марта 1920 года.
50. Приближение Пасхальной недели с ее неизбежными религиозными беспорядками и совпадение христианских и еврейских праздников с мусульманским паломничеством на Неби Муса вызывали серьезное беспокойство как в еврейской общине, так и в Администрации. Безусловно, существовали свидетельства того, что среди людей было неопределенное предчувствие о возможном нападении на евреев во время этого праздника. Были угрозы и предупреждения, адресованные отдельным евреям как в Иерусалиме, так и в стране. Однако здесь необходимо отметить, что для мусульманского населения на Востоке, когда отношения напряжены, не редкость прибегать к туманным угрозам такого рода, и предстоящее собрание мусульман в Иерусалиме, естественно, могло бы показаться подходящим случаем для их выполнения. Кроме разведывательных отчетов, представленных доктором Эдером, которые не являются доказательствами, можно полагаться лишь на отдельные предупреждения и угрозы такого характера. Тем не менее, последующие события указывают на то, что политические агитаторы решили воспользоваться любым случаем, чтобы вызвать беспорядки, и что провокаторы присутствовали на паломничестве с этой целью. Однако нет доказательств наличия какого-либо определенного плана со стороны организованной группы погромщиков, и все событие выглядит спонтанным. Мы снова обратимся к этому аспекту вспышки беспорядков при рассмотрении фактических событий.
51. Говорят, что паломничество на Неби Муса было установлено султаном Салах ад-Дином(Sultan Salah el Deen). Это не праздник мусульманского года, но он приурочен к еврейской Пасхе и христианской Пасхе. Вероятно, он имеет аналогичное отношение к этим двум праздникам, как древний весенний фестиваль, подобный египетскому Шем эль-Несим, проводимому в пасхальный понедельник, и что султан Салах ад-Дин придал ему религиозный характер. С другой стороны, утверждается, что этот султан, наблюдая за толпами евреев и христиан, стекающимися в Иерусалим в это время года, желал по политическим причинам привлечь в город большое количество мусульман, на которых можно было бы рассчитывать в случае попытки соперничающих паломников захватить город. Особенность паломничества заключается в собрании паломников с их местными знаменами из окрестных деревень в Иерусалиме. Паломники из ближайших деревень и самого Иерусалима собираются в пятницу перед Пасхой. Процедуры начинаются с приема военного губернатора шейхов Харам эль-Шерифа со своими флагами; формируется процессия, которая направляется к дому, названному Дар эль-Кебире, в городе, где хранится флаг Неби Муса. Флаг выносят, и процессия направляется к Харам аш-Шариф, где совершаются молитвы. По окончании службы процессия проходит через город, выходя через ворота Святого Стефана. На развилке дорог Иерусалим-Иерихон и Иерусалим-Абу Дис устанавливается палатка, где официальные лица Администрации, знатные люди и гости ожидают процессию. После церемонии часть паломников направляется к гробнице Неби Муса, которая находится на полпути между Тилаат эль-Демин и Мертвым морем; остальные либо разбивают лагерь, либо возвращаются в свои деревни, если они находятся неподалеку, либо возвращаются в Иерусалим. В субботу никаких церемоний не проводится, но в субботу или воскресенье прибывает основная часть паломников из Хеврона; они запаздывают из-за дальнего пути. Понедельник — большой день у гробницы Неби Муса, и в этот день все паломники собираются у гробницы. Паломники возвращаются в четверг.
52. Паломничество всегда официально признавалось правительством, которое обеспечивало необходимое присутствие войск и оркестра в честь церемонии. Процессия проходит под руководством Великого муфтия Иерусалима. Определенная степень напряженности всегда сопровождала паломников, и турецкое правительство использовало предлог церемониальных войск, чтобы принять меры для предотвращения беспорядков. в городе обычно выставлялся гарнизон, и командующий обычно привозил в город на пасхальную неделю от двух до трех тысяч дополнительных войск в качестве экстренных охранников, что в общей сложности составляло около четырех тысяч солдат. Под предлогом оказания чести процессии, паломники Неби Муса были полностью окружены войсками, что позволило избежать контакта со зрителями, а ссоры сводились к личным разногласиям между членами паломничества. Такие ссоры подавлялись немедленно, и общий всплеск беспорядков был невозможен. Мудрость турок, основанная на долгом опыте обращения с враждующими сектами, предпочитала профилактику лечению, что не было должным образом оценено ни Администрацией, ни местными властями, хотя нет сомнений в том, что власти с серьезным беспокойством ожидали паломничества. Они действительно ожидали беспорядков либо в пятницу, либо при возвращении паломников в четверг.
53. Фактические меры предосторожности, принятые местными властями, были следующими: Независимо от войск в распоряжении было восемь офицеров и сто восемьдесят восемь человек. В пятницу, как можно больше из этих сил были распределены между Харам и Рас эль-Амууд; один офицер и пятнадцать человек были отправлены в Неби Муса. Полиция протестовала против недостаточности сил, но больше людей предоставлено не было. Следует помнить, что помимо обеспечения порядка в момент демонстрации, полиция должна была держат обычные посты и другие специальные пасхальные охраны в различных святых местах. В воскресенье, когда прибывали паломники из Хеврона, отряд находившейся в распоряжении офицера ответственного за процессией, составляла два офицера, десять конных и пять пеших полицейских из Хевронской полиции и один офицер, десять конных и пять пеших полицейских из Иерусалимской полиции. Возник вопрос о церемониальных войсках и оркестре. Первоначально в обоих случаях было отказано. Это вызвало энергичный протест со стороны Великого муфтия, который был решительно поддержан полковником Сторрсом. Основной спорный вопрос, по-видимому, касался предоставления оркестра, хотя полковник Сторрс утверждает, что он считал, что предоставление церемониальных войск также поможет полиции в поддержании порядка. Однако генерал Болс заявляет, что его не просили предоставить войска для поддержания порядка. В итоге оркестр был предоставлен, и начальник штаба сообщил полковнику Сторрсу, что если ему потребуются войска для помощи в поддержании порядка, главный управление обратится за ними, но не позволит использовать войска для церемониальных целей. Их использование таким образом вызвало протесты со стороны некоторых других религиозных общин, и лорд Алленби издал приказ, запрещающий такое использование военных. Предлагалось запросить войска без оружия. Полковник Сторрс больше не подавал заявок, и из этого довольно ясно, что он не считал их необходимыми для поддержания порядка.
54. Церемония в пятницу прошла без инцидентов, и по-видимому, успех небольшого полицейского подразделения в управлении процессией того дня и двумя предыдущими демонстрациями оказал негативное влияние, внушив властям ложное чувство безопасности. Кажется, что в воскресенье не ожидалось ничего серьезного. Прибытие паломников из Хеврона не было отмечено в таблице полицейских обязанностей на пасхальные две недели ни в записке полковника Сторрса о процедуре, которой следовало придерживаться в пятницу 2-го числа, и при возвращении паломников в четверг 8-го числа. Паломники из Хеврона выдвинулись из Хеврона в субботу, остановились за пределами Иерусалима и вошли в город утром в воскресенье 4 апреля. Не было замечено ничего необычного и по мнению доктора Патерсона, старого жителя Хеврона, видевшего множество паломничеств, не было ничего, что могло бы вызвать и указывало на надвигающиеся беспорядки. Обычный маршрут, по которому паломники прибывают в Иерусалим, проходит по Яффской дороге до Дамасских ворот, а оттуда к Хараму. По этому маршруту они почти полностью проходят через мусульманский квартал города. В этот раз процессия остановилась на Яффской дороге у Яффских ворот, чтобы послушать речи, произнесенные шейхом по имени Ареф эль-Ареф(Aref el Aref). Они также остановились дальше по дороге, чтобы послушать дополнительные речи мэра, произнесенные с балконов муниципалитета и клуба Нади эль-Араби(the Nadi el Araby Club) и другими видными мусульманами.
Говорят, что практика задержки процессии для прослушивания речей появилась впервые в прошлом году. До этого церемония была исключительно религиозной, как и песни паломников. Однако на этот раз речи носили явно политический характер, кульминацией чего стала демонстрация портрета эмира Фейсала, которого приветствовали как "короля Сирии и Палестины". Портрет позже несли в процессии вместе с флагами. Толпа в этот момент постепенно приходила в крайне возбуждённое состояние, и кажется весьма вероятным, что среди них были провокаторы, ожидавшие своего шанса.
55. Тем не менее, толпу развернула полиция и она успешно начала движение через Яффские ворота по направлению к Хараму. Было предложено, что у полиции был замысел изменить маршрут, чтобы заставить толпу пройти мимо еврейского квартала. Однако полиция заявляет, что изменение было сделано из-за задержки, вызванной речами, и нет достаточных оснований считать это неправдой. Ясно, что первая часть процессии прошла через Яффские ворота без каких-либо неприятных инцидентов. Кинокадры, которые по счастливой случайности снимали процессию прямо напротив отеля Андруски (внутри Яффских ворот), показывают, что толпа маршировала довольно мирно, с небольшими группами, танцующими и устраивающими фехтование на мечах в обычной манере. Это, безусловно, подтверждает свидетельства того, что, по крайней мере, в отношении основной массы паломников, не было заранее задуманного намерения, по крайней мере в этот день, нападать на евреев.
56. Когда первая половина процессии проходила через Яффские ворота, произошел взрыв за воротами, где-то между аптекой Христаки и банком Credit Lyonnais. Точный инцидент, вызвавший взрыв, не был точно установлен – возможно их было несколько. Попытка возложить ответственность на еврейского химика, работающего у Христаки, не удовлетворила суд, поскольку доказательства были противоречивыми и ненадежными. Имеются некоторые свидетельства того, что поведение еврейских зрителей в некоторых случаях было провокационным, но гораздо более вероятно, что взрыв был преднамеренно устроен провокаторами, поднявшими крик об оскорблении знамени со стороны еврея. С другой стороны, свидетельства господ Рэссела и Перротта(Messrs. Russell and Perrott) указывают на то, что началом инцидента стала атака паломника на кого-то из толпы, чью сторону принял еврейский солдат. Этот человек не был представлен, но интересно отметить, что такой человек, по словам мистера Абрахамса, находился в бегах от толпы сразу после начала беспорядков. Однако совершенно очевидно, что в возбужденном состоянии, в которое паломников у клуба Нади эль-Араби привели речи политических ораторов и демонстрация портрета эмира Фейсала, даже самый незначительный инцидент мог бы вызвать вспышку беспорядков.
57. Непосредственным последствием взрыва стало то, что в магазины в окрестностях аптеки Христаки полетели камни, что указывает на то, что истинное место, ставшее причиной беспорядков, находилось именно в этом районе. Некоторые из этих магазинов сразу были разграблены, и несколько человек подверглись избиению и ударам камнями. Возбуждение немедленно передалось той части процессии, которая уже вошла в Яффские ворота, и перед отелем "Нери Гранд" несколько евреев были избиты, а по крайней мере один — зарезан. Говорят, что евреи отвечали залпами камней с крыши гостиницы Андруски, но доказательства этого не являются убедительными. Затем толпа прошла в город, грабя еврейские магазины и нападая на евреев, и по крайней мере один еврей был застрелен в это время.
58. Важным моментом является то, что возмездие со стороны евреев произвело впечатление на военных и заставило их предположить, что евреи в какой-то степени ответственны за провоцирование беспорядков. Имеются свидетельства того, что некоторые евреи были вооружены и иногда отвечали на нападения толпы стрельбой. Примером может служить стрельба из дома двумя пожилыми евреями во вторник 6-го числа, в результате чего оба были застрелены индийскими войсками – трагедия, которая, вероятно, произошла из-за несчастного недоразумения, поскольку индийцев приняли за арабов. Были также случаи, когда группы евреев нападали на полицию и арабских мародеров. Однако совершенно ясно, что за исключением этих нескольких случаев, евреи были пострадавшими и, более того, жертвами особенно жестокого и трусливого нападения, причем большинство пострадавших были старики, женщины и дети. Есть основания полагать, что это впечатление, что евреи ведут своего рода партизанскую войну из домов, активно поддерживалось арабскими агентами, и случай, приведенный лейтенантом Хорриджем, весьма показателен. Присутствие в это время в городе ряда шерифских агентов и офицеров, среди которых Хаг Амин аль-Хусейни, также вызывает серьезные подозрения и приводит суд к предположению, что агитаторы предприняли немедленные шаги, чтобы максимально использовать беспорядки после их начала, даже если толпа не была частью продуманного заговора.
Несколько удивительно, что речи, учитывая их подстрекательский характер, не были остановлены офицером полиции. Хотя демонстрации были прекращены, не похоже, что военный губернатор дал какие-либо четкие указания относительно речей, и офицеры на месте, очевидно, сочли лучшим в отсутствие конкретных инструкций не вмешиваться.
59. Как только начались беспорядки, лейтенант Хоуз из полиции немедленно принял меры и направил толпу в город, так как там было легче с ней справиться, чем на открытом пространстве. Он и сержант-майор Харрингтон, затем вывели солдат Йоркширского полка, которые в это время были в церкви. Войска были на улицах примерно через пять минут, и город был оцеплен и патрулировался; патруль был отправлен на Херет эль-Яхуд, откуда сообщалось о беспорядках. Военный губернатор прибыл около одиннадцати часов, и он вместе с лейтенантом Хоузом осмотрел город. К этому времени паломники прибыли к Харам аш-Шариф; затем их собрали и оставили на ночь в казармах полиции. Кажется, что беспорядки практически закончились к полудню, но за это короткое время произошло подавляющее большинство инцедентов: только в больнице Ротшильда в этот день поступило менее 118 случаев. Оставшаяся часть дня прошла спокойно, за исключением сообщения о стрельбе из дома около 17:30. Согласно отчету полковника Брамли, сообщение о том, что все спокойно и ситуация под контролем, было получено в 15:10.
Поведение полиции в начале беспорядков кажется достаточно удовлетворительным. Они сделали все возможное, чтобы справиться с задачей контроля над толпой, которая в силу своей малочисленности была довольно сложной. Однако очевидно, что они быстро перешли в состояние беспомощности, которое один из свидетелей описал как результат либо страха, либо некомпетентности, либо сочувствия. Безусловно, имеются свидетельства того, что в некоторых случаях они проявляли пассивное безразличие и не отказывались выслушать призывы к расовому сочувствию или даже оказывали активную помощь мародерам. Очевидно, что после раннего утра воскресенья, они практически перестали быть эффективной силой. С другой стороны, различные обвинения, выдвинутые евреями против полиции, такие как осведомленность о плане и подача сигнала к началу беспорядков, а также удаление еврейских полицейских из центра города, определенно не были доказаны и не кажутся вероятными. Однако неудовлетворительным аспектом является тот факт, что несколько арабов, арестованных во время беспорядков за преступления, и арабских полицейских, обвиненных в ненадлежащем поведении, по-видимому, избежали судебного преследования. Офицеры полиции сделали все возможное, но как и ожидалось, инструмент сломался у них в руках.
60. Евреи в городе, как и следовало ожидать, находились в состоянии полного панического страха, в то время как их соотечественники из Сионистской комиссии и другие, находящиеся за стенами города, добавили к своим страхам за своих соплеменников яростное возмущение против Администрации и местных властей, которым они приписывали все свои несчастья. Ситуация усугубилась, когда у некоторых евреях возникли неприятности с военными. Они проявляли сильное желание помочь, но по-своему и, как обычно, работать под руководством своих собственных лидеров, а не помогать Администрации. Департамент общественного здравоохранения уже на первых порах оказывал помощь пострадавшим, и вскоре к ним присоединились сотрудники Еврейского медицинского союза (A.Z.M.U.), в больницу которого, по их собственной просьбе, была доставлена большая часть раненых.
Единственным инцидентом стало предложение Жаботинского и Рутенберга предоставить в распоряжение местных властей добровольческие отряды, которые недавно были сформированы этими двумя господинами в ожидании катастрофы, подобной той, что произошла в тот день. Вся история этого движения крайне неудовлетворительна. Кажется неправдоподобным тот факт, что они собрались и открыто проводили учения за школой Лемеля и на горе Скопус, что так же было известно населению в течение марта - организация началась после демонстрации 8-го числа - и тем не менее ни одно слово об этом не дошло до губернатора или Администрации до беспорядков. Однако именно это утверждается и это неведение можно объяснить только странными недостатками в системе разведки, которые выявляются в свидетельствах. Не было никакой попытки сохранить это в секрете. Господин Рутенберг фактически обратился к бригадному генералу Уотерсу Тейлору в марте и попросил разрешение вооружить отряд. На это событие генерал Уотерс Тейлор дал следующий комментарий: как он понял, господин Рутенберг имел в виду вопрос вооружения отдаленных еврейских колоний. Он так же признает, что в конце марта полковник Брамли сообщил, что евреи проводят учения на горе Скопус, но ни один из них, похоже, не связал это с идеей создания оборонительных отрядов. Во всяком случае, в результате их встречи, мистер Рутенберг, по-видимому понял, что ему не следует вооружать свой отряд. После этого лейтенант Жаботинский попросил у полковника Сторрса разрешения на вооружение отряда — в то время они ежедневно проводил учения за школой Лемеля — и также, похоже, оставил полковника Сторрса под впечатлением, что он хотел вооружить отдаленные колонии, и не давал понять, что создал оборонительный отряд. Доктор Эдер, поддерживая эту заявку, тоже, видимо, не сделал ситуацию яснее. Организаторы решили вооружить своих людей вопреки Администрации, хотя им удалось собрать не более тридцати единиц оружия — они были уверены, что назревают проблемы. Утверждается, что отряд охранял город 2-го числа, но полиция отрицает, что знает об этом.
61. В воскресенье утром, как только они узнали о беспорядках, Рутенберг и Жаботинский отправились к военному губернатору и предложили свои услуги и силы, которые они собрали, для помощи в восстановлении порядка. То, что произошло на самом деле, изложено господином Рутенбергом, и поскольку полковник Сторрс признает общую точность его слов, это можно принять. В ходе разговора оба мужчины признали, что у них есть с собой оружие; господин Жаботинский, как бывший британский офицер — был главным образом занят созданием еврейских батальонов, которые служили в составе Египетских экспедиционных сил в Палестине — сдал свое оружие по приказу. Господин Рутенберг был уговорен сдать свое оружие и ему его не вернули. Затем последовала дискуссия, в ходе которой Рутенберг и Жаботинский отказались сдавать оружие своих людей, но попросили, чтобы Администрация вооружила этих людей и использовала их. Полковник Сторрс сказал, что он должен передать этот вопрос главному управлению и договорился о встрече на послеобеденное время. В 16:00 они снова встретились, и полковник Сторрс попытался восстановить их доверие к Администрации, рассказав о мерах, принятых для защиты евреев. Господа Рутенберг и Жаботинский одобрили эти меры, но настаивали на разоружении арабской полиции, против которой к этому времени было много жалоб, и если Администрация сочтет это необходимым, вооружить еврейскую молодежь под их ответственность. В качестве компромисса полковник Брамли предложил создание корпуса специальных констеблей, с чем Рутенберг и Жаботинский согласились, но полковник Сторрс отказался. Было обсуждено и согласовано множество других предложений. В течение вечера и ночи, еврейские лидеры ограниченно использовали своих людей, так как полковник Сторрс обещал, что никто не будет арестован, если они не будут собираться в группы. (Справедливости ради, следует отметить, что полковник Сторрс отрицает, что давал такое обещание). Они патрулировали город и собирали информацию. События в понедельник и вторник убедили власти использовать эту силу, и во вторник господин Рутенберг был вызван в губернаторство и проинформирован полковником Сторрсом и полковником Бедди, командующим войсками, что Администрация решила использовать его людей и спросила, сколько человек он может предоставить. Было объяснено, что их будут использовать как специальных констеблей без оружия. Поздно ночью господина Рутенберга попросили привести сто человек к 8 часам утра следующего дня. Им удалось собрать людей в указанное время и место. Две роты по пятьдесят человек были фактически приведены к присяге, тогда Администрация решила приостановить приказ и завершить его выполнение. Именно господин Жаботинский отбирал людей и постоянно консультировался с должностными лицами до своего ареста 7 апреля. 18 апреля господин Рутенберг пишет полковнику Сторрсу, что поскольку город был успокоен, он демобилизовал "Корпус Обороны", на что полковник Сторрс ответил явно неискренним письмом от 21 апреля, спрашивая, что имеется в виду под "Корпусом Обороны", так как Администрация не знала о существовании такой организации. Господин Рутенберг признает, что при вооружении корпуса "пожелания Администрации были проигнорированы по уже указанным причинам — но последующие события доказали, что мы были правы". Администрация отказывается от всякой ответственности за арест господина Жаботинского и возлагает всю вину на военных, хотя именно юридические сотрудники Администрации были привлечены для составления обвинений. На это Суд не имеет полномочий расширять свою миссию на расследование решения Военного суда; но учитывая предыдущие обстоятельства, Суд был вынужден тщательно исследовать: несомненные причины для беспокойства среди еврейской общины, признанные чисто оборонительные намерения организаторов отряда, постоянные консультации, в которые как местные чиновники, так и военные вступали с его лидерами после начала беспорядков, фактическое зачисление части отряда в специальные констебли с активной помощью господина Жаботинского: принимая во внимание все эти обстоятельства, а также заслуги господина Жаботинского как организатора еврейских батальонов для службы в Британской армии, Суд чувствует себя обязанным зафиксировать свое мнение о том, что арест и преследование господина Жаботинского были несправедливыми. Суд признает, что евреи в какой-то мере являются агрессорами наравне с арабами, несмотря на то, что потери арабов были практически незначительными, во многом определено отношением военных; и несомненно, неоднократные попытки сионистов предпринять действия независимо от властей были неудобны и вызывали раздражение, но учитывая все обстоятельства, вполне можно было бы приняты другие и более мягкие методы.
62. В 16:00 4-го числа в губернаторстве состоялась конференция, на которой присутствовали полковник Сторрс - военный губернатор, полковник Брамли, лейтенант Хоуз, полковник Бедди - командир 8-й бригады, майор Берроуз - командир 51-го сикхского полка, и капитан Кондон - майор 8-й бригады, чтобы обсудить ситуацию и принять необходимые военные меры на ночь. Важно помнить, что перед этой конференцией, как полковник Сторрс, так и полковник Бедди, получили сведения о возможных дальнейших беспорядках в городе на следующий день. В результате этой конференции было принято вывести все войска из центральных районов на следующее утро в 6:00, за исключением одного взвода, который оставался в ограждении Харам. Пикет(поломники), состоящий из двух групп, был сосредоточен в старых турецких казармах прямо внутри Яффских ворот. Британская охрана была выставлена на воротах. Снятие внутренних пикетов оказалось очень серьезной ошибкой.
Что касается того, как было принято это решение, к сожалению, имеются прямые противоречия в показаниях. Полковник Бедди признает, что вывод войск был военной ошибкой, но утверждает, что уступил настоятельному желанию военного губернатора, чтобы все войска были выведены рано, чтобы "дела шли как обычно". С другой стороны, полковник Сторрс, признавая свою обеспокоенность по поводу открытия города, заявляет, что было решено, что только внешний кордон должен быть снят, чтобы позволить доставку рыночной продукции, и что он предполагал, что внутренние пикеты останутся до дальнейших распоряжений, и ссылается в подтверждение на записи событий полковника Брамли. Полковник Бедди опирается на четкие воспоминания всех своих офицеров и указывает на свое письмо от 8 апреля, в котором он протестует против неточности записей полковника Брамли. Если записи полковника Сторрса и полковника Брамли верны, то любопытно, что доктор де Сола Пул дает показания о том, что он встретил полковника Сторрса поздно вечером в воскресенье, и тот заверил его, что все спокойно и он собирается снять военные охраны на следующее утро. Также странно, что все три военных офицера, присутствовавшие на конференции, покинули ее с одинаковым впечатлением о том, что было решено. Учитывая эти факты, Суд может лишь зафиксировать конфликт в показаниях. Результат оказался неудачным.
63. В ночь с воскресенья на понедельник всё казалось спокойным. Рано утром в понедельник паломников из Хеврона, которые провели ночь в полицейских казармах, проводили к Хараму, а затем через ворота Святого Стефана из города к Неби Муса. Они шумели, по словам одного свидетеля, выкрикивая "Эмир Фейсал эль Султан", но никаких инцидентов не произошло, так как их тщательно охраняли войска. Однако в городе снова начались беспорядки около 8:30 утра. Среди евреев вновь возникла паника и офицеры, отвечающие за порядок в этот и последующие дни, жаловались на значительные трудности в своей работе из-за ложной информации, предоставляемой евреями, вероятно, не намеренно, а под влиянием паники и страха. В этот день произошли некоторые ответные перестрелки, и имеются свидетельства о нападениях и арестах евреями арабских феллахов, подозреваемых в мародерстве. Мужчина по имени Мордекай Малхи был арестован за то, что в этот и предыдущий день стрелял в арабов с балкона своего дома. Индийский конвой, сопровождавший заключенного, был атакован толпой арабов во главе с арабским полицейским, намеревавшихся линчевать заключенного и в этот раз трое младших офицеров конвоя были ранены ножами. Сообщается о нескольких убийствах и жестоких нападениях на еврейских мужчин, женщин и детей. Произошли различные случаи мародерства, наиболее значительным из которых было ограбление Талмудического колледжа, здание которого было подожжено на следующий день неизвестными. Военное положение было объявлено в 15:00 в этот же день, и полиция, против которой было выдвинуто множество серьезных обвинений, была отозвана.
64. Во вторник, несмотря на то, что контроль перешел к военным, состояние паники сохранялось и значительное количество евреев пришли из арабских кварталов и были размещены в синагогах в еврейском квартале. В этот день были зафиксированы два пожара, один из которых в упомянутом ранее Талмудическом колледже. Мародерство и насилие продолжались. Майор Хедог-Джонс утверждает, что «в отсутствие как полиции, так и солдат, взлом магазинов в Новом базаре и мародерство были абсолютно бесконтрольными». Сообщалось о двух случаях изнасилования — мусульманская девушка была убита случайным выстрелом, и также поступали сообщения о стрельбе евреев из домов. Однако именно в это утро произошел случай с марокканцем, арестованным лейтенантом Хорриджем и вполне возможно, что другие предполагаемые случаи стрельбы евреев, были на самом деле делом рук провокаторов. В этот день двое пожилых евреев стреляли в индийских солдат и оба были убиты. На мусульманском рынке возле Новой улицы солдаты открыли огонь по арабской толпе, прежде чем патруль смог добраться до дома, где произошли случаи изнасилования. К вечеру этого дня, по-видимому, положение было взято под контроль. После этой даты сообщалось о случайных инцидентах: легкая паника в пятницу 9-го, и ограбление пустого еврейского дома в субботу 10-го. За исключением этого, ситуация, похоже, нормализовалась.
65. Довольно удивительно, что так много мародерства продолжалось даже после объявления военного положения. Значительная часть этого, несомненно, была связана со сложностью улиц в старом городе и трудностью эффективного патрулирования того, что на самом деле является лабиринтом. Похоже, также имела место тенденция полагаться на стационарные посты и определенная нехватка инициативы в интерпретации приказов, касающихся этих постов. Свидетельства приведенные в деле Сэмюэля Харамати, определенно говорят о том, что жизнь этого человека могла быть спасена, если бы упомянутый в них офицер, личность которого не удалось точно установить, правильно оценил бы ситуацию и оказал бы ему медицинскую помощь без промедления. Как только ситуация была взята под контроль, она была эффективно сохранена, но несомненно, прошло слишком много времени, прежде чем был достигнут эффективный контроль.
66. Общее количество зарегистрированных жертв составляет 251 человек, из которых 9 погибли, 22 были серьезно ранены, а 220 получили легкие ранения. Наибольшие потери понесли евреи, у которых были следующие потери:
- 5 убитых,
- 18 серьезно раненных,
- 193 раненых,
что составляет в общей сложности 216 человек. Из пяти убитых двое были убиты войсками при обстоятельствах, описанных ранее. Ранения еще двух также были вызваны пулями. Остальные стали жертвами нападений арабов с использованием ножей, палок и камней. Мусульмане понесли следующие потери:
- 4 убитых, все огнестрельными ранениями,
- 1 серьезно раненый,
- 20 раненых,
что составляет в общей сложности 25 человек. Среди четырех убитых была мусульманская девушка, которая, по-видимому, стала жертвой случайного выстрела. Кроме вышеупомянутых жертв, сообщается о 5 христианах (двое из которых были ранены огнестрельным оружием) и 7 солдатах, получивших ранения — все, по-видимому, от рук арабской толпы.
Из этих цифр ясно, что основная направленность нападений была против евреев и что нападения на них осуществлялись в обычной для толпы манере с использованием палок, камней и ножей. Все свидетельства показывают, что эти нападения носили трусливый и коварный характер, в основном против стариков, женщин и детей. В результате ответных действий евреев и военных властей было зафиксировано всего 25 жертв. Говорят, что некоторые феллахи с легкими ранениями могли сбежать в сельскую местность, но небольшое количество зарегистрированных жертв среди толпы весьма показательно.
Предполагаемое использование огнестрельного оружия евреями, по-видимому, не было очень эффективным, поскольку общее количество неевреев, получивших огнестрельные ранения, составило 8 человек, из которых 6 мусульман и 2 христианина. Следует учитывать, что военный патруль по крайней мере один раз стрелял по арабской толпе, и хотя офицер, отвечающий за патруль, заявил, что не видел никаких жертв, маловероятно, что их не было, учитывая, что было произведено 15 выстрелов с расстояния около 25 ярдов. Интересно добавить, что ни в какой момент не было нападений на офицеров и солдат британского полка, и британские офицеры не подвергались преследованиям, за исключением одной или двух попыток освобождения заключенных: атака была полностью направлена против евреев.
67. Комитет по компенсациям, назначенный для оценки убытков от мародерства и других действий, не завершил свою работу к моменту закрытия суда, но к 7 июня общая сумма заявленных требований составила 74.414 фунтов стерлингов, из которых 62.515 фунтов стерлингов пришлось на товары и 12.198 фунтов стерлингов - на наличные. Сумма рассмотренных претензий составила 59.763 фунта стерлингов, из которых 49.976 фунтов стерлингов пришлось на товары, а 9.786 фунтов стерлингов - на наличные. Общая сумма, утвержденная на данный момент, составляет 22.500 фунтов стерлингов за товары; определенная часть наличных денег была доказана, но нет никаких доказательств для установления остальной суммы и Комитет все еще рассматривает вопрос о том, какой курс ему следует принять в этом отношении. Стоимость возвращенных товаров составила не менее 333 фунтов стерлингов. Практически все убытки понесла еврейская община: только четыре мусульманина и один христианин подали иски, за исключением иска на 500 фунтов стерлингов, поданного цыганами в качестве компенсации за ущерб, причиненный им в результате нападения на них евреев. Подробности о различных потерях можно найти в отчете майора Хедог-Джонса. Заявления о потерях в результате смерти, ранений или потери рабочей силы не были сочтены относящимися к компетенции этой комиссии, равно как и заявление на 2 000 фунтов стерлингов от мужчины за изнасилование двух его дочерей. Майор Хедог-Джонс также говорит: «Я лично видел много домов, которые были напрочь очищены, даже шкафы были вырваны из стен, а деревянные перегородки, двери, шкафы и окна полностью удалены. Встречались очень жалкие случаи, когда целые семьи лишались всего, а молодые пары, только начинающие жить, теряли все, что успели собрать для своего дома».
C. СТЕПЕНЬ РАСОВЫХ НАСТРОЕНИЙ В ПАЛЕСТИНЕ
68. Невозможно переоценить серьезность положения, сложившегося в Палестине из-за различных недоразумений и неосторожных действий, изложенных в предыдущем отчете. С одной стороны, мы сталкиваемся с местным населением, глубоко возмущенным чувством несправедливости и обманутыми надеждами, охваченным паникой по поводу своего будущего и в девяноста процентах случаев враждебным по отношению к британской Администрации. Их поддерживают и настраивают против британцев все антибританские коалиции на Ближнем Востоке, и они готовы примкнуть к любому лидеру, который поднимет восстание против союзных властей. Уже говорят, что обсуждаются сложные планы и назначаются даты для восстания, которое может охватить весь исламский мир на Ближнем Востоке. В этом контексте заслуживают внимательного рассмотрения свидетельства доктора Патерсона и полковника Брамли. Хотя можно сказать, что многие заговоры и конспирации такого характера эндемичны для Востока, но нельзя игнорировать открыто демонстрируемые угрозы и предупреждения. Сионисты утверждают, что народное волнение носит чисто искусственный характер и в значительной степени является результатом пропаганды класса эфенди, который боится потерять свое положение из-за еврейской конкуренции. Достаточно процитировать свидетельство майора Ваггетта, с которым суд полностью согласен, когда он говорит: «Очень важно понимать, что оппозиция отнюдь не поверхностна или искусственно создана, и я считаю, что это очень опасный взгляд на ситуацию».
С другой стороны, сионисты, чье нетерпение в достижении своей конечной цели и неосмотрительность, в значительной степени ответственны за это несчастное состояние чувств, и в настоящее время жестко враждуют с британской администрацией и страдают от чувства нанесенного ущерба, который, по их мнению, следовало бы предвидеть и избежать. Они готовы использовать свое мощное влияние за рубежом и внутри страны, чтобы принудить это или любое будущее правительство к сотрудничеству. Если их не сдерживать должным образом, они могут легко спровоцировать катастрофу, исход которой трудно предсказать. Хотя это, безусловно, не повод для отчаяния, столь же очевидно, что необходима очень твердая рука мандатной власти, дающая понять всем сторонам, что Декларация Бальфура будет исполнена и будет держать чашу весов между всеми сторонами в жестком равенстве: Сионисты должны проявить терпение и добиться своего национального дома постепенными и разумными методами, которые страна способна поддержать, а коренное население должно перестать позволять себе становиться жертвой антисоюзнических и антихристианских заговоров и научиться обретать полную уверенность в твердой решимости Администрации защищать их и их интересы в стране, на которую они имеют несомненное право считать своей.
D. ВЫВОДЫ
Ниже приводятся мнения, представленные судом:
1. Причины отчуждения и раздражения населения Палестины:
1.1. Разочарование из-за невыполненных обещаний, данных им британской пропагандой.
1.2. Неспособность воплотить провозглашенную союзниками политики самоопределения с Декларацией Бальфура, что вызывает чувство предательства и сильную тревогу за свое будущее.
1.3. Непонимание истинного значения Декларации Бальфура и забвение гарантий установленных в ней, вызванное свободной риторикой политиков и преувеличенными заявлениями и писаниями заинтересованных лиц, главным образом сионистов.
1.4. Страх перед еврейской конкуренцией и доминированием, оправданный опытом и очевидным контролем, который сионисты осуществляют над Администрацией.
1.5. Неосторожность и агрессивность сионистов, усугубляющая такие страхи после Декларации Бальфура.
1.6. Антибританская и антисионистская пропаганда, воздействующая на население, уже взбудораженное вышеуказанными источниками раздражения.
2. Что Сионистская комиссия и официальные сионисты, своим нетерпением, неосторожностью и попытками принудить Администрацию к действиям, во многом ответственны за нынешний кризис.
3. Что Администрация до беспорядков в целом поддерживала при сложных обстоятельствах позицию равной справедливости ко всем сторонам и что обвинения в предвзятости, выдвинутые обеими сторонами, арабской и сионистской, необоснованны.
4. Что Администрации значительно затрудняли проведение своей политики из-за прямого вмешательства внутренних властей, и особенно из-за того, что бывший политический офицер, полковник Майнертцхаген, действовал как прямой канал связи с Министерством иностранных дел независимо от Верховного комиссара и представлял в Министерство иностранных дел советы, не только независимые от Верховного комиссара, но иногда и противоречащие его взвешенному мнению.
5. Неопубликованная декларации министерства иностранных дел о политике - хотя и была отвергнута по серьезным причинам - была ошибкой.
6. Хотя обсуждалось возможность принятия эмира Фейсала в качестве титулярного короля Палестины, что могло бы ухудшить местную ситуацию, если бы это стало известно общественности; нет достаточных доказательств того, что эта информация дошла до кого-то, кроме сионистов, которые, безусловно, были обеспокоены этим.
7. Военное министерство Иерусалима не сумело должным образом подготовиться к возможным беспорядкам во время паломничества в Неби Муса, несмотря на полученные сведения и полное знание ситуации, причем это упущение, вероятно, было вызвано чрезмерной уверенностью, вызванной успехом полиции в управлении предыдущими демонстрациями.
8. Что, несмотря на запрет политических демонстраций, военное министерство не дало полиции четких инструкций по предотвращению подстрекательских речей во время паломничества на Неби Муса.
9. Что решение вывести войска из города в 6 утра в понедельник 5 апреля, кем бы оно ни было принято, было ошибкой.
10. Что военные медленно взяли полный контроль над городом после провозглашения военного положения.
11. Что ситуация, сложившаяся в настоящее время в Палестине, чрезвычайно опасна и требует твердого и терпеливого подхода, чтобы избежать серьезной катастрофы.