Комиссия Пейлина или Судебная комиссия Пейлина была Британской королевской комиссией, созванной для расследования причин Иерусалимских беспорядков 1920 года, которые произошли с 4 апреля 1920 года по 7 апреля 1920 года.
Текст переведен из https://users.cecs.anu.edu.au/~bdm/yabber/yabber_palin.html
Для удобства мы разделим отчет Суда на 3 части:
А. ПРИЧИНЫ РАСОВЫХ ЧУВСТВ. Арабская сторона.
А. ПРИЧИНЫ РАСОВЫХ ЧУВСТВ. Дело евреев.
ОТЧЕТ СУДЕБНОЙ КОМИССИИ, СОЗВАННОЙ ПО ПРИКАЗУ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА И ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ОТ 12 АПРЕЛЯ 1920 ГОДА.
ВВОДНАЯ ЗАМЕТКА.
Поручение, данное Суду, первоначально было следующим:
«Зарегистрировать доказательства относительно обстоятельств, которые привели к беспорядкам, произошедшим в Иерусалиме и его окрестностях во время паломничества Наби Муса(the Nebi Musa Pilgrimage) 4 апреля и в последующие дни».
Это поручение, впоследствии, было расширено (полученной телеграммой от 22 апреля 1920 года из Главного штаба) «и в отношении степени и причин межнациональных волнений, существующих в настоящее время в Палестине».
Вследствие этого расширения, сферы расследования Суда оказалось вовлеченным из сравнительно простого расследования обстоятельств местного всплеска, в широкомасштабное расследование расовых волнений, возникших в результате недавних исторических событий на Ближнем Востоке. В ходе расследования, Суд заседал в течение пятидесяти дней, исключая воскресенья, и опросил сто пятьдесят два свидетеля, говоривших не менее чем на восьми различных языках, а именно: английском, французском, арабском, иврите, идише, жаргоне, русском и хиндустани; необходимость работы через переводчиков значительно удлинила процесс. По возможности, допрос свидетелей проводился в открытом судебном заседании, но ввиду серьезных политических вопросов, поднятых в ходе расследования, было запрошено и получено разрешение заслушать некоторые части свидетельств в закрытом режиме.
Одной из особенностей расследования стала решительная атака на Администрацию OETA(S) со стороны Сионистской Комиссии, которую юридически представлял С. Александер из фирмы "R.S. Devonshire & Co., Адвокаты, Каир". Дело арабского и христианского населения было подготовлено далеко не так хорошо и, по-видимому, представлялось с некоторой неохотой. Было заметное различие между вовлеченностью, проявленным евреями на протяжении всего слушания, и отсутствием интереса со стороны мусульманского и христианского населения, которые почти никогда не посещали суд. Администрация OETA(S) предоставила своих чиновников и все документы в распоряжение суда.
Расширенные полномочия Суда предпочитает начать с более отдаленных причин беспорядков, что позволит постепенно изложить в хронологическом порядке ситуацию, которая привела к фактическим волнениям.
А. ПРИЧИНЫ РАСОВЫХ ЧУВСТВ.
Арабская сторона.
1. Численность затронутого населения, по приблизительным оценкам, составляет 639.228 человек, которая включает районы Иерусалима, Яффы, Хеврона, Газы, Беэр-Шевы, Наблуса, Тулькарма, Дженина, Хайфы и Галилеи. Трансиордания не входит в состав OETA(S). Из этого населения подавляющее большинство, или 512 090 человек, являются мусульманами, 60 883 числятся как христиане и 66 101 как евреи, в то время как 153 человека в Наблусе числятся как самаритяне.
Для удобства принято называть мусульманское население "арабами", хотя арабский элемент в крови этих людей, вероятно, ограничивается тем, что на самом деле является землевладельческой аристократией. Подавляющее большинство населения, как мусульмане, так и христиане, имеют смешанное происхождение и в значительной степени состоят из коренных народов, которые занимали эту страну с незапамятных времен; народов, которые на самом деле не были уничтожены, даже евреями в далеком прошлом их первоначальных завоеваний. Эти люди составляют настоящее крестьянство, укоренившееся на этой земле, что важно учитывать при оценке существующего сопротивления предполагаемой иммиграции еврейской диаспоры.
Составляющий арабский элемент в населении доминирует со времен арабского завоевания при Ираклии и Умаре. Несмотря на турецкое владычество, последнее и самое продолжительное из серии узурпаций власти [преторианцами] халифов, которое обязано своим успехом к склонности арабов к межплеменной вражде: арабы никогда не забывали свою гордость за свою расу и империю, а также то, что основатель их религии происходил из благороднейшей семьи Мекки - главного города колыбели их расы. Турецкое владычество, вероятно, вызвало меньше сопротивления, чем можно было бы предположить, поскольку это правительство, по-видимому, в значительной степени управляла регионом через арабские семьи, и тот факт, что не было различий в религии между двумя народами, несомненно, уменьшило степень утраты власти. Что касается его права на Палестину и Сирию, араб считает, что его владение является таким же законным, как и у любой нации в мире, — завоевание; завоевание не у евреев, о которых как нации он знает лишь то, что узнал из своих Писаний, а у тогдашней величайшей силы Восточного мира, Римской империи Византии. Более того, Палестина и Сирия занимают особое место в его восприятии, поскольку они были первыми иностранными завоеваниями арабских захватчиков, и особенно Палестина из-за того, что Храмовая гора(Аль-Акса) в Иерусалиме считается третьим по святости местом в мусульманском мире и одним из четырех "Святилищ", три других — это Мекка, Медина и Хеврон. Тот факт, что его 1500-летнее право на эту землю претерпело такие перерывы как христианское Иерусалимское королевство, или что фактическая империя перешла к Османам, не влияет на его восприятие своих притязаний. Он всегда еще правит на этой мусульманской земле - даже не взирая на безразличие Турецкого завоевателя - которая была первой добычей лука и копья его предков, завоеванной в жестоких боях против величайшей империи тогдашнего цивилизованного мира.
2. Что бы ни утверждали против турецкого правления, один факт явно выделяется из всех доказательств: до недавнего времени, три общины — мусульмане, христиане и евреи — жили вместе в состоянии полного согласия. Мусульмане, без сомнения, доминировали, но нетерпимость, какая имела место, была направлена скорее против христиан, чем против евреев. Христианин иногда мог быть проблематичным, обращаясь за помощью к иностранным державам, не говоря об ортодоксальном еврей Палестины, который был смиренным, безобидным, в значительной степени зависящим от благотворительности для своего пропитания в Иерусалиме и едва различимым от остального крестьянского населения в других местах. Серьезных нападений на еврейское население не зафиксировано со времен Ибрагим-Паши(Ibrahim Pasha) в 1840 году.
3. Турецкое [неэффективное или несправедливое] правление, несмотря на равнодушие мусульман, не было полностью принято в Палестине. Правление Ибрагима-Паши, после его завоевания, было значительно лучше турецкого, и с тех пор, как говорят, население проявляло явную склонность к Египту. Оккупация Египта англичанами и замечательный рост благосостояния этой страны под британским попечительством, кажется, усилили это чувство, особенно учитывая, что Великобритания была традиционным другом Турции. Лишь турецкая революция 1908 года и растущее немецкое влияние, вызвали отчуждение населения по отношению к англичанам, что привело к их более или менее добровольному принятию турецкой стороны в ранние стадии начала войны.
4. Однако в ходе войны отношение арабского населения, как в Палестине, так и в других регионах арабского мира, значительно изменилось. Отчасти это было вызвано с жестоким обращением турок с арабами, и отчасти с сильной неприязнью вызванной их немецкими союзниками, в большей степени - с сближением с эмиром Хусейн ибн Али аль-Хашими(Emir Hosein of Mecca) в 1916 году. Аравия никогда охотно не принимала турецкое господство, и власть турок над большей частью страны даже до войны была шаткой и часто оспаривалась независимыми племенами внутренних регионов. Идеал арабской независимости всегда тлел, и в начале войны было решено попытаться разжечь этот огонь с целью создания арабского отвлекающего маневра, чтобы противодействовать запланированной турецкой атаке на Египет. Революция произошла в 1916 году: арабы в обмен на субсидии, боеприпасы, оружие, продовольствие и другие ресурсы, согласились атаковать турок, за что впоследствии определенные территории арабского мира должны были быть признаны независимыми. Эти территории включали определенные части Сирии — Дамаск, Хомс, Хама и Алеппо, но не побережье. Палестина не была включена.
5. Важно понять влияние этого движения на арабский мир. Впервые после веков разделения и подчинения, арабское воображение было разожжено видением великой Арабской империи, управляемой членами старой арабской знати из Мекки. Насколько и какими средствами эти идеалы были достигнуты, — это вопрос истории, но несомненно, что хотя Палестина не была включена в первоначальный проект будущей Арабской империи, арабское население Палестины едва ли могло остаться равнодушным к надеждам и амбициям своих единоверцев. Общий результат этого стало преобразование любых чувств, которое население (и это верно как для христианского населения, так и для арабского большинства) могло испытывать к туркам, в дружелюбное отношение к британской оккупации. Несомненно, что во время войны это всячески поддерживалось любой доступной пропагандой со стороны Военного министерства. Например, им обещали, в листовках, сброшенных с самолетов, мир и процветание под британским правлением. Еще в июне 1918 года в Палестине активно проводился набор в Шарифскую армию наших союзников, при этом новобранцам давали понять, что они сражаются за национальное дело и освобождают свою страну от турок. Считается, что эти люди действительно участвовали в наступлении против турок. Стоит отметить, что капитан Брантон(C.D. Brunton), который набирал этих людей, действовал в сотрудничестве с офицером(Sherifian officer) по имени Хадж Амин аль-Хусейни, которого в то время описывали как "очень проанглийского". Сейчас этот человек находится в бегах от британского правосудия, обвиняемый в соучастии в пасхальных беспорядках. Свидетельские показания склоняются к тому, что несмотря на то, что ничего не говорилось о включении Палестины в состав Хиджазской империи и несмотря на публикацию Декларации Бальфура в 1917 году, у арабов сложилось раннее впечатление, что британцы собираются создать независимое арабское государство, которое включит в себя так же Палестину.
6. Что бы ни говорили о праве арабов делать такие выводы, из политики Военного министерства во время войны, едва ли можно сомневаться в том, что объявленная политика союзников в поддержку самоопределения малых наций побуждала палестинцев думать, что независимо от того, будет ли им разрешено присоединиться к великому арабскому государству, формирующемуся на их границах, или нет, им, по крайней мере, под мандатом одной из великих держав, будет позволено самим определять свою судьбу и быть хозяевами в своем доме. Они не пытались осознать явное противоречие между этой торжественно объявленной политикой союзников и Декларацией Бальфура: если Декларация Бальфура не согласовывалась со священным обещанием самоопределения, то тем хуже для Декларации Бальфура. А такие изощренные аргументы, как теория капитана Самуэля(Captain Samuel) о том, что "большинство потенциального населения Палестины находится за пределами страны", или теория доктора Эдера(Dr. Eder) о восстановлении нации, никогда не приходили им в голову, и даже если бы такие теории были им предложены, они бы не показались им понятными. Еврейские притязания, основанные на цепкой исторической памяти расы и глубоком религиозном чувстве - которые так сильно привлекают те европейские и американские народы, которые впитали в себя повествование и пророчества Ветхого Завета с первых шагов на родном языке - ничего не значит для народа, который видит угрозу лишения со стороны расы, к которой они до сих пор относились с неприязнью и презрением. Что касается исторического притязания, они видят в евреях только народ, который после независимой истории менее чем в триста лет дважды был изгнан со своей территории великими империями и как постоянная угроза имперскому миру и порядку. С религиозной точки зрения, они считают их народом, виновным в величайшем религиозном преступлении в истории и до сих пор нераскаявшейся. Такие взгляды могут быть некритичными и несправедливыми, но они существуют и затрудняют для коренного населения спокойно воспринимать даже самые умеренные цели сионизма.
7. Декларация Бальфура была опубликована 2 ноября 1917 года, и поскольку этот документ несомненно является отправной точкой всех проблем, необходимо изложить его текст:
«Правительство Его Величества с одобрением относится к созданию в Палестине Национального дома для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели при четком понимании того, что не должно быть сделано ничего, что могло бы нанести ущерб гражданским и религиозным правам существующих нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу, которыми пользуются евреи в любой другой стране.»
Этот документ очень тщательно сформулирован, и если бы не несколько расплывчатая фраза "Национальный дом для еврейского народа", его можно было бы считать достаточно безопасным, поскольку он предлагает достаточные гарантии гражданских и религиозных прав существующих нееврейских общин. Однако неопределенность указанной фразы с самого начала была причиной проблем. Таким образом различные лица, занимающие высокие должности, использовали крайне свободные выражения, способные передать совершенно другое впечатление по сравнению с более умеренной интерпретацией, которую можно было бы дать этим словам: так, Президент Вильсон устранил все сомнения относительно того, что имелось в виду с его точки зрения, когда в марте 1919 года сказал еврейским лидерам в Америке: «Я также убежден, что союзные нации при полном согласии нашего правительства и народа согласны с тем, что в Палестине должны быть заложены основы еврейского Содружества». Покойный президент Теодор Рузвельт заявил, что одним из условий мира со стороны союзников должно быть то, что «Палестина должна стать еврейским государством». Мистер Уинстон Черчилль говорил о «еврейском государстве», а мистер Бонар Ло в парламенте упомянул о «восстановлении Палестины для евреев». О трактовке Декларации всеми, кроме самых умеренных сионистов, необходимо будет поговорить подробно позже.
8. Говорят, что Декларация Бальфура ошеломила мусульман и христиан. Однако это не было немедленным эффектом, поскольку, очевидно, потребовалось четыре или пять месяцев, чтобы истинный смысл Декларации дошел до умов людей: под истинным смыслом мы должны понимать единственный смысл, понятный населению, учитывая вольные высказывания ораторов о Декларации и прессы союзников и откровенные заявления экстремистов-сионистов. Невозможно преуменьшить горечь пробуждения. Они считали, что их ожидает гнет, который они ненавидели гораздо больше, чем турецкий, и были в ужасе от мысли об этом господстве. Упомянутый выше Хадж Амин аль-Хусейни(Hagg Ameen el Husseini), как сообщается, высказался о британской политике в Палестине в 1919 году с "удивлением и гневом". Желание, чтобы мы "оставили турок в покое, так как они никогда бы не сделали то, что сделали мы". Известные люди открыто говорят о предательстве и что Англия продала страну и получила за это плату. Все это может показаться абсурдным и чрезмерным, но с признанием доктора Эдера(Dr. Eder), что одним из мотивов положенных в основу Декларации Бальфура, была необходимостью повлиять на евреев в Америке - из враждебного в дружественное положение и чтобы побудить Америку вступить в войну, предъявляет высокие ожидания к [арабскому] народу, который считает, что его собираются принести в жертву, чтобы он оценил по достоинству первостепенную необходимость для союзников и цивилизации - выиграть Великую войну. В конечном итоге, этот искаженный взгляд на вещи превратил дружественный [арабский] народ в тот, который на сегодняшний день, как утверждается, в девяноста процентах случаев определенно враждебен к британской Администрации.
9. Если бы этот накал чувств исходил лишь от уязвленной расовой гордости и разочарованием в политических стремлениях, было бы легче критиковать и порицать: но следует помнить, что в основе всего лежит глубоко укоренившийся страх перед евреем, как возможным правителем и экономическим конкурентом. Справедливо или нет, они боятся еврея как правителя, рассматривая его народ как один из самых нетерпимых. К сожалению, их мнение о еврейской нетерпимости было усугублено весьма примечательными статьями, недавно опубликованными в местном еврейском органе «Doat Ha-Youm» (Ежедневная почта) Иерусалима против некоторых своих же единоверцев, которые отправляют своих детей в миссионерские школы. Причиной этой яростной атаки(статей) был якобы страх, что миссионерское рвение этих школ приведет к прозелитизму среди их еврейских учеников, но тот факт, что даже такое чисто еврейское учреждение, как школа для девочек Эвелины Ротшильд, стало объектом особенно оскорбительной атаки в другом еврейском органе, придает окраску о той же теории, что мотивом критики и вспышки было желание заставить школу Эвелины, еврейских родителей, учителей и учеников, которые пользуются услугами миссионерских школ, встать в очередь по вопросу об исключительном использовании еврейского языка. Интересный момент заключается в наблюдении за тем, как ужасы религиозной экскоммуникации объединяются с чисто демократическими тираниями бойкота для достижения желаемой цели. Правда говоря, эти статьи вызвали осуждение и со стороны некоторых более умеренных сионистов, и было высказано мнение, что такие чисто внутренние взаимные обвинения в еврейской семье вполне совместимы с широчайшей терпимостью к нееврейским учреждениям. Это может быть так при обычных условиях, но в разгоряченном воображении возмущенного мусульманского и христианского населения, такие проявления со стороны тех, кого они подозревают в том, что им придется признать их правителями, едва ли внушают доверие.
10. С другой точки зрения, местные жители Палестины с недоверием относятся к еврею как возможному правителю. Ортодоксальный еврей, рожденный в стране, никогда не внушал арабу или христианину особых чувств недоверия, поскольку, как уже было замечено ранее, его признавали безобидным существом, практически зависящим от иностранной благотворительности. Но они уже замечают, что последние иммигранты из Восточной Европы представляют собой людей совершенно другого типа, проникнутых всеми оттенками политических взглядов, которые погрузили Россию в хаос анархии, терроризма и нищеты за последние несколько лет. У них даже есть основания подозревать, что умеренные среди сионистов в некоторой степени утратили контроль над движением и что экстремисты, появившиеся из этих новых иммигрантов, имеют наибольшее влияние в сионистских советах. Они, естественно, возмущены и боятся возможности того, что их страна попадет под власть людей, которых они считают врагами цивилизации и религии. Интересно отметить в этой связи, что некоторые из ортодоксальных евреев, сами умеренные сионисты, боятся атеистических тенденций людей такого характера, как, например: доктор Тон(Dr. Thon), чьи публичные высказывания цитирует в качестве доказательств мисс Ландау(Miss Landau), будучи строгой ортодоксальной еврейкой и директором Еврейской школы для девочек имени Эвелина Ротшильд.
11. Однако, именно как экономический конкурент, еврей действительно внушает местному населению глубочайшую тревогу. У последнего нет никаких иллюзий относительно своих способностей конкурировать с евреем, будь то в качестве торговца, земледельца или администратора. До войны прогресс сионизма едва ли вызывал его тревогу, и хотя фактическая колонизация вызывала у него некоторое беспокойство, оно не было достаточным [внушительным] ни по количеству, ни по успеху, чтобы серьезно его взволновать. Тем не менее, он смог заметить, что там, где еврей становился землевладельцем, арабский и христианский феллах, крестьянский собственник, был снижен до положения наемного рабочего. Перспектива массовой еврейской иммиграции наполняет его паническим страхом, которая может быть преувеличена, но тем не менее является искренней. Он видит самый способный интеллектуальный народ в мире, мастеров во всех искусствах вытеснения конкурентов, будь то на рынке, в сельском хозяйстве или в бюрократических офисах; поддерживаемых, по-видимому, неисчерпаемыми фондами, предоставленными их соотечественниками во всех странах и обладающих мощным влиянием в советах наций, готовых вступить в соревнование с ним в каждой из его повседневных занятий, поддерживаемые тем единственным, что нужно для того, чтобы сделать их непобедимыми, — физической силой великой имперской державы, и он чувствует себя побежденным до начала состязания.
12. Нельзя сказать, что такой страх является полностью необоснованным. Несомненно, имеются свидетельства, показывающие, что имеется тенденция в которой местный собственник опускается до состояния наемного рабочего, когда он сталкивается с еврейским колониальным предприятием и кооперацией. К примеру, такие как монополизация товаров, о которой говорит доктор Патерсон(Dr. Paterson), злоупотребление торговыми привилегиями, зафиксированное епископом Англиканской церкви в Иерусалиме(the Bishop of the English Church in Jerusalem) и подтвержденное циркулярным письмом, адресованным ему майором Крайтоном(Major Crichton) по поводу складов помощи; попытки использовать Администрацию в вопросе аренды Вильгельмы(Wilhelma); вмешательства в меры Администрации, манипуляции и оказания давления на высшие власти в Лондоне [о чем будет упомянуто позднее]; постепенное развитие Консультативной Комиссии сионистов в орган, имеющий явное сходство с независимой Администрацией и способный контролировать нынешнею Aдминистрацию и получать информацию через свой частный разведывательный отдел о самых секретных официальных документах, находящихся в распоряжении этой Администрации. Все эти действия, предпринятые в то время, когда мандат еще не был дан и угрожающая иммиграция лишь готовилась, и несомненно, подтвердили опасения тех, кто считает себя владельцами страны. Справедливо во или нет, они верят, что место для евреев в их стране можно найти только путем их собственного подчинения или выселения, и это чувство настолько сильно распространено, что многие из менее решительных среди населения, как говорят, рассматривают возможность эмиграции.
13. Необходимо сделать несколько кратких замечаний по поводу вопроса об иммиграции, которая так угрожающе встает перед глазами местного населения. С одной стороны, говорится, что иммиграция евреев будет на благо страны, а с другой стороны, что существует достаточно неосвоенных земель для обеспечения будущих колонистов без какого-либо нарушения интересов местного населения. Первое утверждение, несомненно, верно при условии, что иммиграция будет строго регулироваться и контролироваться мандатной властью. Феллахи крайне отстали в своих методах, апатичны и медлительны в восприятии: разумное внедрение энергичной умственной силы евреев было бы неоценимо в развитии страны и народа. Это даже признается самыми умными из арабов, и мы видим, как Великий Муфтий(Grand Mufti), представитель ислама в Палестине и член старейшей знати страны, говорит: «Я тоже верю, что евреи могут значительно помочь нашей стране, но что нас пугает, так это экстремисты и неконтролируемая иммиграция. Кто, желая соли, высыпает в свою тарелку всю солонку?» Это несчастье сионистов, что им удалось создать впечатление, что такое разумное внедрение «не происходит здесь».
14. Вопрос о пропускной способности земли представляет большую сложность. Остается крайне неясным, насколько страна сможет выдержать гораздо более плотное население? Предполагается, что иммигранты будут удовлетворены заселением пока неосвоенных земель и не будут предпринимать попыток вытеснить нынешних фермеров с более плодородных ферм. В первую очередь, местные жители имеют право требовать, чтобы в первую очередь рассматривались потребности естественного прироста их населения. Насколько это важно, можно увидеть, изучив данные по демографической статистике, собранные полковником Героном(Colonel Heron), A.D.M.S.. Увеличение населения при улучшенных условиях, созданных благодаря оккупации, является весьма замечательным. Число смертей, зарегистрированных в пяти крупных городах — Иерусалиме, Яффе, Хайфе, Хевроне и Газе — с предполагаемым населением в 115 360 человек, дает за 1918 год коэффициент 31.23 на тысячу: за 1919 год коэффициент составляет 18.17. Уровень рождаемости за те же годы составляет соответственно 14.18 на тысячу в 1918 году и 29.63 на тысячу в 1919 году. Используя более точные данные, полученные по новой системе за шесть месяцев, заканчивающихся 31 марта 1920 года, предполагаемый коэффициент смертности за год составляет 16.24 на тысячу, а коэффициент рождаемости — 29.20 на тысячу. Эти цифры, исходя из предполагаемого населения всей зоны О.Е.Т.А.(S) в 647 250 человек, дают предполагаемый прирост в 8621 человек за один год. Исходя из этого, полковник Герон считает, что прирост за десять лет может составить 100 000 человек, не учитывая того факта, что нынешнее население страны в значительной степени состоит из женщин, стариков и детей, поскольку взрослое население сильно сократилось во время войны. Все свидетельства полковника Герона показывают, что в ближайшем будущем можно ожидать значительного увеличения населения, важным фактором которого является очень низкий уровень младенческой смертности по сравнению с другими восточными странами, такими как Египет.
15. Возможность создания обширных колоний для иммигрантов на земле, после учета естественного прироста коренного населения, зависит от количества доступной необработанной пахотной земли и возможностей интенсивного земледелия и улучшенных ирригационных схем. К сожалению, различные оценки сильно расходятся. Подполковник Сойер(Lieutenant- Colonel Sawer), директор сельского хозяйства в О.Е.Т.А.(S), оценивает количество доступной пахотной земли не более чем в 6 000 000 дунамов (один акр приблизительно равен 4,1 дунаму). Из них по оценкам 4 209 000 донумов находились под культивацией в 1920 году, что оставляет 1 796 000 донумов для обработки. Считается, что большая часть этого избыточного обрабатываемого земельного участка находится в долине Иордана, в засушливых и полузасушливых районах к югу от Газы и Беэр-Шевы, в холмистой местности между Акко и Сафедом и в районе между Иорданом и Бейссаном. Подполковник Сойер считает, что возможность наличия избыточных земель, способных поддерживать иммигрантов после учета естественного прироста населения, зависит от внедрения интенсивного земледелия и улучшенных схем ирригации, а также от возможности колонизации долины Иордана, которая, однако, по его мнению, не может быть колонизирована европейцами. Следует, однако, отметить, что доктор Эдер(Dr. Eder), политический офицер сионистской комиссии, заявляет, что еврейско-европейские колонии уже существуют в долине Иордана (Дгания и другие), и что их жители быстро акклиматизировались к условиям региона.
Г-н Левин(Mr. Levin), ссылаясь на г-на Крауса(Mr. Kraus), оценивает общий процент обрабатываемых земель в Западной Палестине (О.Е.Т.А.(S)) в пятьдесят-шестьдесят процентов. Однако подполковник Сойер указывает, что г-н Краус утверждает, что шестьдесят-семьдесят процентов пустынной местности Беэр-Шевы является обрабатываемой, тогда как его собственная оценка для этого района составляет около 6,3 процента. В свете такого расхождения можно заподозрить серьезную ошибку с одной или другой стороны и поскольку территория в значительной степени является пустынной, возможно, что цифры г-на Крауса чрезмерно оптимистичны — в любом случае они основаны на предположении, что земля будет орошаемой. Также следует отметить, что г-н Левин справедливо придает большое значение ценным территориям Трансиордании, доступные площади которых он оценивает более чем в 5 000 000 дунамов. Однако эта территория не включена в О.Е.Т.А.(S) и, вероятно, потребовалась бы значительная военная сила для защиты колонистов, если бы она была сейчас включена. Оценки возможной плотности населения в будущем варьируются от 1 500 000 человек по оценкам лорда Брайса(Lord Bryce) и выше. Вопрос о земле также усложняется тем, что некоторые кочевые племена имеют обычные права выпаса скота на больших участках страны в течение года. В настоящее время, учитывая огромное разнообразие этих различных оценок, невозможно прийти к какому-либо определенному выводу по этому вопросу. Однако ясно, что вся иммиграция должна быть тщательно регулируемой и допускаться очень постепенно, как в интересах местного населения, так и в интересах самих иммигрантов.
16. Из вышеизложенного очевидно, что полное понимание Декларации Бальфура создало ситуацию большого напряжения, требующую проявления величайшей деликатности и такта со стороны сионистов, которые должны были извлечь выгоду из Декларации. Чтобы понять, насколько это было осознано сионистами в целом, необходимо подробно рассмотреть их деятельность за последние два года.
Было вполне ожидаемо, что перспектива открывшаяся перед евреями в отношении скорого осуществления их вековых устремлений, вызовет определённую потерю равновесия и приведёт к крайностям. В некотором смысле, всех евреев можно вполне обоснованно считать сионистами, хотя они значительно разнятся во взглядах на то, как должно происходить желаемое восстановление. Тем не менее, вся нация должна была испытать трепет перед открывшейся перспективой, стремительным осуществлением давно вынашиваемых пророчеств. Поэтому не следует придавать слишком большого значения случаям местного возбуждения. Мы слышим о неосторожных хвастовствах и мелких дерзостях, в основном со стороны иммигрантов-евреев, а также о местных демонстрациях, сопровождаемых частым пением "Атиквы"(the Hatikva) или Сионистского национального гимна. Для сдерживания этой неосторожности, было решено необходимым запретить использование всех национальных гимнов, включая наш собственный, так что даже в день рождения короля Георга, национальный гимн не мог быть исполнен в его честь - это является особым жестом и желанием Администрации сохранить порядок. Но эти мелкие раздражения могли бы остаться без серьёзного внимания, если бы не интерпретация Декларации экстремистами-сионистами и растущее нетерпение и решимость продвигать дела вперёд со стороны тех, кто находится среди них у власти.
17. С самого начала экстремисты среди сионистов, как в своих письменных так и в устных выступлениях, придерживались только одного толкования Декларации Бальфура. Речь шла не об умеренной колонизации или Национальном очаге, а о провозглашении Палестины еврейским государством, "таким же еврейским, как Англия" (г-н Джозеф Коэн(Mr. Joseph Cohen) в письме в The Times от 19 сентября 1919 года). Неопределённые высказывания политиков были использованы и развиты в откровенное требование выселения арабов. Г-н Эперлин(Mr. Eperlin) написал брошюру под названием "Открытая книга одного сиониста к арабам", в которой утверждал, что арабы должны покинуть Палестину и эмигрировать в Хиджаз. Правда, более трезвомыслящие сионисты содействовали подавлению этой брошюры, но вред уже был нанесён. Г-н Исраэль Зангвилл(Mr. Israel Zangwill) так же проявил свой литературный талант для разжигания огня. Г-н Леон Саймон(Mr. Leon Simon) написал статью в Zionist Review, которая, несмотря на кажущуюся умеренность выводов, вряд ли могла успокоить народ, охваченный волнением. Он начинает с упоминания арабского населения: "Будет", говорит он, "государство Палестина, содержащее определённое количество арабских жителей и т.д.". Складывается впечатление, что он говорит о горстке цыганских кочевников, как те, что наводняют пустоши Александрии, а не о подавляющем большинстве населения страны. Далее он заявляет: "Теоретически существуют по крайней мере три возможные политики, которые сионисты могли бы сейчас поддерживать и стремиться реализовать, когда их влияние в государстве Палестина станет достаточно сильным. Это: (1) выселить арабов из страны силой, если они не захотят уйти добровольно; (2) оставить арабов в стране, но поставить их в положение, худшее по сравнению с евреями; и (3) оставить арабов в стране и пригласить их принимать столько участия в её развитии, сколько они могут или смогут принимать, не делая различий между евреем и арабом с точки зрения политических или экономических прав."
Имеет ли смысл указать на то, что г-н Саймон в конечном итоге принял третий вариант, но само упоминания этих чудовищных предложений на гордый народ, который справедливо считает себя хозяевами этой земли, легче представить, чем описать. Сам факт, что г-н Саймон был вынужден написать такую статью в осуждение крайностей своих соратников-сионистов, может оправдать самые дикие страхи коренного населения.
18. Ведущие сионисты рано осознали огромный вред, наносимый чрезмерными притязаниями их единоверцев, и попытались достичь примирения с местным населением. Одной из задач Сионистской Комиссии, направленной британским правительством в Палестину в 1918 году, было "помощь в установлении дружественных отношений с арабами и другими нееврейскими общинами". Доктор Вейцман, председатель Комиссии, путешествовал по стране и своим умеренным подходом, несомненно, произвел определенное впечатление. Если бы комиссия продолжала действовать в том же умеренном духе, кризиса, возможно, удалось бы избежать, и очевидно, что первоначально преобладавшая умеренная стратегия быстро стихла под давлением горячих голов среди сионистов, и деятельность самой Комиссии стала основным источником раздражения. Впрочем, комиссия, похоже, никогда не рассматривала никакого другого исхода, кроме создания полноценного еврейского государства. Доктор Эдер(Dr. Eder), политический офицер, входивший в миссию, сам заявляет, что в конечном итоге предполагается создание "еврейского национального государства под властью Великобритании".
19. Деятельность этой Комиссии имеет важное отношение для недавних событий и необходимо объяснить, почему она была отправлена и каковы были её цели. Согласно телеграмме от 28 января 1918 года от начальника Имперского генерального штаба главнокомандующему (самое раннее упоминание о Комиссии, рассмотренное судом), целями первой сионистской Комиссии были следующие:
1. Предотвращение земельных спекуляций во время войны.
2. Возобновление работы еврейских банков.
3. Установление хороших отношений с нееврейскими элементами населения.
4. Закладка первого камня Еврейского университета в Иерусалиме под эгидой Великобритании.
Цели и статус Комиссии были изложены доктором Вейцманом покойному сэру Марку Сайксу(Sir M. Sykes) 16 января 1918 года в письмах, направленных Главному политическому офицеру через Министерство иностранных дел. Доктор Вейцман написал, что доктор Бальфур(Dr. Balfour) одобрил планы Комиссии и попросил, чтобы они были зафиксированы. Так как они совпадают с пунктами 1 - 6 включительно из заявления, опубликованного Jewish Chronicle 8 марта 1918 года (нет необходимости излагать их отдельно).
В указанном выше выпуске Jewish Chronicle цели Комиссии изложены следующим образом:
"Комиссия должна представлять сионистскую организацию. Она должна действовать в качестве консультативного органа для британских властей в Палестине по всем вопросам, касающимся евреев или связанных с созданием в Палестине Национального очага для еврейского народа в соответствии с Декларацией правительства Его Величества. Цели Комиссии должны быть следующие:
1. Установить связь между британскими властями и еврейским населением Палестины.
2. Координировать работу по оказанию помощи в Палестине и содействовать репатриации изгнанных и эвакуированных лиц, а также беженцев.
3. Содействовать восстановлению и развитию колоний и организации еврейского населения в целом.
4. Оказывать помощь еврейским организациям и учреждениям в Палестине в возобновлении их деятельности.
5. Способствовать установлению дружественных отношений с арабами и другими нееврейскими общинами.
6. Собирать информацию и докладывать о возможностях будущего развития еврейского поселения и страны в целом.
7. Изучить возможность реализации проекта по созданию Еврейского университета.
"Для того чтобы иметь возможность достичь вышеперечисленных целей, комиссия должна иметь разрешение, с учетом военной необходимости, на поездки, проведение расследований и составление отчетов по вышеуказанным вопросам".
Суд не имел возможности заслушать какие-либо доказательства относительно переговоров по поводу этой Комиссии с правительством Его Величества, но любопытно отметить, что Комиссия, по-видимому, находится в положении, позволяющем определять свою собственную политику. Также кажется, что правительству не пришло в голову создать какой-либо аналогичный орган, которому было бы поручено давать советы по вопросам, касающимся интересов местного населения. Все договоренности, по-видимому, были сделаны в Англии сионистской организацией.
20. 9 октября были выдвинуты предложения о значительном расширении деятельности Комиссии. Некоторые из них были одобрены главнокомандующим, другие — изменены. Десять предложений, о которых идет речь, изложены в депеше, написанной полковником Френчем(Colonel French) и представленной бригадным генералом Уотерсом Тейлором(Brig. General Waters Taylor) среди его экспонатов. Самыми значительными из отклоненных предложений были: (3) предложение о принятии мер для поощрения и расширения участия евреев в военной администрации страны; (5) предложение о назначении земельной комиссии с участием представителей Сионистской Комиссии. В (4) они просили признать иврит языком еврейского народа в Палестине, а в (6) — разрешить Сионистской Комиссии направить экспертов для изучения ресурсов Палестины и предоставить им полномочия на проведение необходимых и осуществимых общественных работ. Иврит был впоследствии принят, при этом было установлено, что английский язык является официальным языком администрации; было отмечено, что общественные работы должны быть ограничены еврейскими колониями и кварталами.
Эти требования очень важны, с учетом растущего недовольства Комиссии текущим "статусом-кво" — единственно возможной политикой до тех пор, пока мандат не будет доверен великими державами и их широкого толкования полномочий. Серьезной особенностью их(Комиссии) поведения стала резкая тенденция оказывать давление на Администрацию, через влияние их организаций на Британское правительство, когда им не удавалось напрямую убедить Администрацию принять их взгляды. Сионистская Комиссия воспользовалась этой процедурой трижды, когда административные меры или действия их не устраивали: (1) в вопросе земельного постановления, (2) в создании складов на египетской территории и (3) в вопросе сельскохозяйственных займов.
21. Первое из этих вмешательств привело к тому, что Земельный указ, который планировалось опубликовать в июне 1919 года, был внезапно приостановлен приказом лорда Керзона(Lord Curzon) из Министерства иностранных дел. Положение с землей в Палестине было [кратко] следующим: почти все земельные реестры были вывезены турками и как следствие, никакие сделки по купле-продаже или ипотеке земли не могли законно происходить на оккупированной территории. Однако, поскольку было замечено, что незаконные сделки с землей все же происходят, Администрация в октябре 1918 года издала прокламацию, запрещающую любые земельные сделки. Эта прокламация была в интересах населения. Когда реестры были восстановлены, были предприняты шаги к выпуску указа, разрешающего ограниченные земельные сделки. Это было весьма желательным, так как продолжали поступать сообщения о незаконных сделках, в которых евреи покупали землю. Контроль за крупными сделками тщательно сохранялся в руках Администрации как мера защиты от спекуляций. Не ознакомившись с проектом указа, Сионистская Комиссия протестовала, опасавшаяся, что если будут частные сделки до урегулирования статуса страны, цена на землю вырастет. В то время Комиссия испытывала финансовые трудности. Главный руководитель указывал на безуспешность мер предосторожности против спекуляций и на то, что всё развитие страны душилось продолжительным запретом, и что неразумно было в интересах какой-либо группы ущемлять всё население таким образом. Комиссия добилась своего вето, и мера была приостановлена.
22. Это не вызвало у населения сильного раздражающего эффекта, как можно было бы предположить, за исключением того, что это убедило арабов и христиан в силе влияния Комиссии. Что касается ограничительных мер, то местные жители были весьма заинтересованы в ограничении земельных сделок, опасаясь приобретения их собственности евреями. Поэтому они склонны были считать запрет выгодным. Однако вмешательство Комиссии вызвало очень энергичный протест со стороны генерала Мани, тогдашнего главного руководителя, который отметил, что действия Комиссии являются плохим предзнаменованием для любой будущей администрации страны, пытающейся осуществлять обычную британскую практику управления страной в интересах всех слоев общества, не отдавая неоправданного предпочтения какой-либо конкретной группе.
23. Дело о египетских таможенных складах рассматривается в депеше, отправленной лордом Алленби в Военное министерство, копия которой находится среди экспонатов. В данном случае причиной вмешательства Комиссии был отказ О.Е.Т.А (S) рассмотреть заявку группы евреев из Яффы на предоставление аналогичных услуг тем, которые оказывает компания Bonded Warehouses. Эту заявку невозможно было принять, так как заявители не только полностью не имели необходимого опыта и организации, но и состояли из торговцев и представителей фирм, конкурирующих с самими импортерами, чьими конфиденциальными агентами они бы стали. Вопрос был чрезвычайно срочным, и заключенное соглашение с египетской компанией Bonded Warehouses приняло форму краткосрочной аренды, которая, как предполагалось, не будет обязательной для будущего правительства. Характерно отношение Сионистской Комиссии: хотя председатель доктор Эдер, по словам лорда Алленби, выразил удовлетворение и понял, что нет оснований для критики этого временного соглашения, тот же самый господин привел этот случай в суде как пример антисионистского уклона со стороны Администрации.
24. Случай с вето на сельскохозяйственные кредиты, однако, оказал гораздо большее влияние на разжигание растущего раздражения населения против сионистов. Поскольку невозможно было оформить ипотеку между частными лицами и банками, стало необходимо, чтобы Администрация помогла земледельцам, чтобы те могли привести свои угодья в порядок и возобновить их обработку. Система сельскохозяйственных кредитов существовала и при османском режиме и была хорошо внедрена. Соответственно, Администрация предложила схему, по которой она напрямую предоставляла бы деньги действующим земледельцам под залог недвижимости. Администрация фактически получила деньги для авансов из Англо-Египетского банка и гарантировала выплату процентов банку, при этом банк не имел никаких отношений с земледельцами и не был заинтересован в заложенной земле. Все договоренности работали и вызывали большое удовлетворение, до тех пор когда сионисты возразили на том основании, что это было проявлением фаворитизма по отношению к Англо-Египетскому банку и что Англо-Палестинский банк — еврейский банк — так же должен был получить возможность предоставлять деньги Администрации. Также они утверждали, что эта схема вмешивалась в "статус-кво" из-за увеличения стоимости земли. Последний аргумент интересен тем, что показывает готовность сионистской организации апеллировать к "статус-кво", когда это было в их интересах. По приказу Министерства иностранных дел предоставление дальнейших кредитов было прекращено.
Люди сразу пришли к выводу, что сионисты вмешались с тем, чтобы оставить их в тяжёлом положении и в конечном итоге вынудить продать свои земли сионистам по любой цене. Хотя доктор Вейцман впоследствии согласился, что была допущена ошибка, но вред уже был нанесён.
25. Доктор Вейцман, кажется, оказывал разумное и умеряющее влияние всякий раз, когда лично мог вмешаться. Однако имеются свидетельства того, что в последнее время он не мог контролировать экстремистов своей партии, и под руководством господина Ушишкина(Mr. Ushishkin), российского беженца, методы Сионистской Комиссии становились все более и более деспотичными и автократическими. Похоже, что именно Герберт Самуэль(Mr. Herbert Samuel) первым просветил Главного Администратора относительно того, до какой степени Сионистская Комиссия приняла на себя роль полноценной администрации. Для получения полной информации необходимо обратиться к депеше сэра Луиса Болса(Sir Louis Bols), находящейся среди экспонатов: здесь будет достаточно указать на некоторые особые черты организации. Это сводится к тому, что каждое отделение официальной администрации дублируется в Сионистской Комиссии. Организация состоит не менее чем из ста человек, и из анализа представленных данных ясно, что полноценная административная машина активно функционирует.
26. Рассмотрим несколько примеров:
Судебный процесс (the Peace Courts), древняя еврейская система арбитража, были развиты в полноценную судебную систему внутри страны. Существует 23 судебных суда с 245 судьями; апелляционный суд; и регулярная система процедур. Они взимают сборы и исполняют приговоры, полностью независимо от гражданских судов страны. Есть основания подозревать, что обращение в эти суды не всегда является добровольным.
Полиция. Сионистская Комиссия заняла позицию, что она имеет право проверять всех еврейских кандидатов, что еще более примечательно, то что Администрация признала это требование и одобрило, что все кандидаты будут обращаться к Комиссии за указаниями. Это полностью соответствует катастрофической системе, позволяющей Комиссии субсидировать полицию и других чиновников, находящихся на службе у Администрации, системе, которая могла привести только к одному возможному результату, как это ясно проявилось в деле "Cornfield case". Можно было бы подумать, что библейское предостережение о невозможности служить двум господам могло бы прийти в голову Администрации, ибо такая разделенная лояльность, могла привести только к одному результату, и это, несомненно, видно по эффективности Сионистской разведывательной службы, к которой будет сделана ссылка позже.
Оборона. Организация этой силы является еще одним примером решимости сионистов действовать независимо от Администрации, но в определенных обстоятельствах их действия можно оправдать. Необходимо будет подробнее рассмотреть этот вопрос в связи с беспорядками и делом Жаботинского. Немного удивительно, что деятельность, осуществлявшаяся открыто — они тренировались в общественных местах и маршировали по улицам — и которая была известна и негативно комментировалась широкой публикой, стала известна Военному губернатору Иерусалима только незадолго до начала беспорядков.
Разведка. Этот отдел сионистской организации признан чрезвычайно эффективным. Широко распространено мнение среди людей, подкрепленное определенными доказательствами, что этот отдел имеет доступ ко всей почтовой и телеграфной корреспонденции и что ни один документ Администрации не является для него секретным. Недавно в Хевроне был арестован один из их агентов, у которого при себе был пропуск, выданный секретным агентом Сионистской Комиссии Блюменфельдом; этот пропуск удостоверял, что его обладатель находится на службе C.I.D., O.E.T.A.(S). Доктор Вейцман недавно процитировал бригадному генералу Уотерсу Тейлору, начальнику штаба, преамбулу такого конфиденциального документа, как Схема обороны 8-й бригады, и категорически отказался сообщить, откуда он ее получил. Система разведки сионистов, очевидно, знала гораздо больше о внутренней работе Администрации, чем соответствующий отдел Администрации знал о сионистах.
Общественное здравоохранение. Этот отдел управляется Американским сионистским медицинским подразделением (A.Z.M.U.). Признано, что они проделали отличную работу, но у них была явная тенденция стремиться работать независимо от Департамента общественного здравоохранения Администрации и присваивать все заслуги за санитарную работу, выполненную в стране. Это было очень заметно даже в показаниях, данных перед судом. В то время как полковник Херон, который смог опровергнуть практически все обвинения, выдвинутые против его отдела доктором Рубиновым, главой A.Z.M.U., щедро признал помощь, оказанную A.Z.M.U.; доктор Рубинов, с другой стороны, мог найти только поводы для жалоб и был очень сдержан в признании хорошей работы, проделанной Администрацией.
Нет необходимости углубляться в детали относительно работы этих конкурирующих отделов, так как они очень подробно рассмотрены в депеше сэра Луиса Болса. Однако трудно не согласиться с выводом Главного руководителя о том, что такое положение дел не может продолжаться без серьезной угрозы общественному порядку и ущерба для Администрации. Ситуация, по правде говоря, невыносима.
27. Можно привести два дополнительных примера, чтобы показать, до какой степени сионисты в конечном итоге довели свои автократические методы взаимодействия с Администрацией. На второй демонстрации в марте прошлого года присутствовал мэр Иерусалима, Муса Касем aль Хусейни Паша(Musa Qasem el Husaini Pasha). Нет точных данных о том, что он сделал, но сионисты резко осудили его действия, в результате чего ему было отправлено письмо, подписанное господином Давидом Йеллином, фактически освобождающее его от должности. (Копия этого письма прилагается). Господин Давид Йеллин является главой Совета иерусалимских евреев и хотя он не является членом Сионистской Комиссии, находится в тесном контакте с этой организацией. Впоследствии Эль-Хусейни-паша был уволен без разбирательства полковником Сторрсом, военным губернатором Иерусалима. Несомненно, губернатор имел право так поступить. Решение об увольнении мэра уже было принято из-за его неспособности исполнять свои обязанности, и полковником Сторсом были указаны причины для незамедлительного осуществления решения . Однако было досадно, что на этом решении настаивали после диктаторского письма Иерусалимского совета, которое вызвало упрек от Главного руководства и заверение начальника штаба, бригадного генерала Уотерса Тейлора мэру aль Хусейни, что "до тех пор, пока не будет соблюдена правильная процедура и решение не будет утверждено Администрацией, ваше положение как мэра Иерусалима остается неизменным." Последующее увольнение мэра без его заслушивания и назначение господина Давида Йеллина новым заместителем мэра, оказало глубокое воздействие на его единоверцев, окончательно утвердив их в убеждении, которое уже сформировалось на основе других доказательств, что Гражданская администрация является марионеткой сионистской организации. Этот конкретный случай является очень хорошим примером недостатка взаимодействия, который часто наблюдается между Военным правительством Иерусалима и O.E.T.A.(S). Вряд ли можно поверить в то, что полковник Сторрс был поставлен в известность о заверениях бригадного генерала Уотерса Тейлора, иначе, как мы полагаем, он, по крайней мере, дал бы мэру aль Хусейни слово. Более того, было особенно прискорбно, что об отстранении этого человека от должности, его уведомили на следующий день после дачи показаний в суде. Полковник Сторрс в своих показаниях приводит и другие примеры такой несогласованности, которая часто ставила его в неловкое положение из-за того, что O.E.T.A.(S) принимала решения, которые касались его офиса, но о которых его не информировали.
28. Другой пример — серия писем, адресованных Главному руководству и некоторым его должностным лицам после беспорядков. Эти письма изложены в депеше сэра Луиса Болса в Генеральный штаб от 21 апреля 1920 года. Как жалуется сэр Луис Болс, тон этих писем был категоричным и диктаторским, таким, который ни одна администрация не могла бы терпеть. Однако следует помнить, что они были написаны в период большого волнения и что сионисты тогда заняли откровенно враждебную позицию по отношению к Администрации.
29. Трудно не прийти к выводу после спокойного рассмотрения доказательств перед судом, что отношение сионистов оправдывает описание одного из свидетелей, доктора Патерсона, давнего жителя Хеврона, как высокомерное, нахальное и провокационное. Для местных жителей они, по-видимому, сначала заняли презрительную и категоричную позицию, а позже, когда осознали растущее недовольство, вызванное их поведением, их отношение стало сочетать негодование и страх.
Это животное очень злое.
Если его атаковать, оно защищается.
К Администрации они заняли позицию «Мы хотим еврейское государство и не будем ждать», и не колебались воспользоваться всеми доступными средствами в этой стране и за границей, чтобы принудить Администрацию, связанную с соблюдением «Статус-кво», и обязать её, а также будущие администрации, следовать политике, не предусмотренной в Декларации Бальфура. Не удивительно, что арабское население жаловалось на предвзятость Администрации в пользу евреев. Они видят, как Администрация неоднократно переигрывается Сионистской Комиссией; они видят, как Сионистская Комиссия вмешивается во все правительственные департаменты, в правосудие, общественное здравоохранение, законодательство, общественные работы, и вынуждает Администрацию, как в случае с концессией Вильгельмы, вмешиваться в их пользу в чисто коммерческой сделке. Они видят, что евреи исключены из операций государственного опекуна по отношению к вражескому имуществу: они видели введение еврейского языка наравне с арабским и английским: они видели значительную иммиграцию, неэффективно контролируемую: они видят сионистские марки на письмах и сионистских молодых людей, публично тренирующихся на открытых пространствах города. Наконец, они видят, как они приступают к выборам Учредительного собрания. Естественнее, что они не могут понять огромные трудности, с которыми Администрация сталкивалась и сталкивается, и приходят к выводу, что открыто опубликованные требования евреев будут удовлетворены, а гарантии, данные в Декларации, станут лишь пустыми словами?
30. Ещё одно неосторожное действие евреев, к тому же, добавило топлива самого воспламеняющегося вида к растущему огню: xристиане и мусульмане одинаково глубоко обеспокоены Святыми Местами Иерусалима. Справедливо или нет, они подозревают намерения евреев в притязании этих мест: римские католики в отношении христианских Святых Мест, а мусульмане в отношении Храмовой горы. До войны евреи уже вели переговоры, чтобы получить участок земли для еврейского места встречи рядом со Стеной Плача, причем эта земля была вакфом марокканцев. Схема снова была рассмотрена в 1918 году, но тогда возникло сопротивление, и её пришлось отменить.
Стеной Плача на самом деле является Западная стена Харам, нижние ряды которой состоят из огромных блоков, безусловно, датируемых временем Иерусалимского Храма, хотя неясно, относятся ли они к эпохе Ирода или Соломона. Эту стену евреи заявляют как свою собственность, но почти наверняка у них нет на неё законного права, так как стена вместе с остальной частью Харам является собственностью султана Турции в его суверенной власти. В последнее время вопрос встал более остро из-за попыток мусульман отремонтировать некоторые из верхних рядов стены. Переписка, которая последовала между евреями и Администрацией по этому вопросу, проливает значительный свет на степень еврейских претензий в этом направлении. Раввин Кук(Rabbi Kook) в своем письме от 30 мая заявляет, что территория Храма и вся гора "в конце концов должны вернуться к нам" и просит правительство доверить Стену Плача "заботе и контролю представителей еврейства: и любые необходимые ремонты мы будем проводить сами." Сионистская Комиссия в своем письме полковнику Сторрсу от 16 мая 1920 года заявляет, что акт ремонта стены мусульманами является «кощунством», а Совет раввинов в письме полковнику Сторрсу от 2 июня 1920 года пишет: «Святая стена, Стена Плача, является собственностью Израиля до небес, и никому другому не позволено к ней прикасаться. .... В то же время мы заявляем о нашем праве признать священность всей территории Мориа и Храма; мы уверены, что придет день, и Бог избавит свой народ, и наш Святой Храм будет восстановлен в его славе, как в древние времена .......» Такая риторика, безусловно, может рассматриваться лишь как благочестивое выражение тысячелетних надежд глубоко религиозных людей. Однако мусульмане склонны обратить внимание на практическую деятельность Сионистской Комиссии и заподозрить, что менее духовные среди них могут быть искушены ускорить исполнение пророчества. Ввиду святости Харама в глазах всех мусульман, такое подозрение достаточно, чтобы разжечь не только мусульман Палестины, но и весь исламский мир.
31. Можно сказать, что, как только была опубликована Декларация Бальфура, местное население должно было признать её окончательность и, доверившись содержащимся в ней гарантиям, прекратить агитацию и не испытывать тревоги. Однако ряд факторов вызвал сомнения в том, будет ли когда-либо реализована Декларация Бальфура, не только в умах общественности, но и у официальных лиц правительства. Во-первых, Администрации в какой-то момент (дата неизвестна) было поручено разослать циркуляр, спрашивая различные местности и общины, как и кем они предпочли бы управляться. Во-вторых, было объявлено о создании межсоюзной комиссии, которая также должна была выяснить, как Палестина хотела бы управляться. Эта комиссия никогда не прибыла в своем межсоюзном составе, американская часть прибыла одна в июне 1919 года, чтобы доложить президенту Вильсону. Они провели, согласно майору Ваггетту, спорадический плебисцит по всей стране. Затем американская Сионистская Комиссия, как говорят, поддерживала общее мнение о том, что вопросы рассматриваются извне. Снова была англо-французская декларация (дата не указана), которая заявляла, что союзники не намерены навязывать какой-либо части Турецкой империи учреждения, которых они не хотят.
Все эти прерывистые попытки привели к замешательству и раздражению народа. Затем мирные переговоры затянулись на неопределённое время, вызывая всевозможные предположения о возможном исходе, и в конце концов Администрация не сделала никаких определённых заявлений, так что люди никогда получали напрямую ответов с решённым вопросом, который на Востоке часто творит чудеса, убеждая людей принять неизбежное.
32. Это поднимает вопрос о благоразумии утаивания заявления Министерства иностранных дел о сионизме, которое было в конечном итоге опубликовано 28 апреля 1920 года. Это заявление или подобное ему было направлено генералу Мани, тогдашнему главному руководителю, который, действуя по своему усмотрению и с согласия генерального штаба, отказался от ответственности за его публикацию, на что впоследствии пошли и его преемники, генерал Уотсон и генерал Болс. Как генерал Мани, так и генерал Уотсон считали, и, предположительно, верховное командование соглашалось, что публикация декларации во время их пребывания на посту сопряжена с военными опасностями: генерал Болс считал, что объявление вызовет антагонизм. Вопрос, несомненно, был крайне деликатным, но в свете последующих событий и недоразумений, вероятно, было бы лучше опубликовать декларацию и рискнуть последствиями.
33. Таким образом, мы оказались в ситуации, когда местное население, разочарованное в своих надеждах, охваченное паникой относительно своего будущего, доведённое до предела агрессивным отношением сионистов и отчаявшееся в возможности получить удовлетворение от Администрации - которая в свою очередь кажется им бессильной перед сионистской организацией - стало лёгкой добычей для любой формы агитации, враждебной британскому правительству и евреям. Такая агитация существовала и продолжает существовать. Во-первых, существует движение за Объединённую Сирию, с которым непосредственно связан эмир Фейсал в качестве лидера. Это основное движение открыто поддерживается клубами, такими как мусульманско-христианский Мунтада эль-Араби и другими, и является главной целью демонстраций, которые состоялись в начале этого года. Провозглашение эмира Фейсала королём Объединённой Сирии, включающей Палестину, дало огромный толчок этому движению. Страна, кроме того, была наводнена шерифскими офицерами, ведущими активную пропаганду. Невозможно проследить движение во всех его ответвлениях в этом отчёте, и для истинного понимания тех серьёзных опасностей, которые оно раскрывает, необходимо обратиться к отчётам полковника Брамли, помощника администратора (полиции) по этому и смежным вопросам.
Отношение Администрации к заявлению эмира Фейсала подвергалось критике. Мы обнаруживаем, что главный руководитель и поддерживающий его Верховный комиссар рассматривали возможность признания Фейсала королём сразу после его провозглашения. Такая политика имела целью предоставить Фейсалу лишь номинальный сюзеренитет над Палестиной и Месопотамией. Привлекательность такой политики с определённых точек зрения очевидна, так как это успокоило бы значительную часть иностранной антисионистской пропаганды в стране, а также стало бы утешением для раздражённых чувств арабов. С другой стороны, такая политика в период напряжённости могла бы способствовать поддержке местным населением своей оппозиции к Декларации Бальфура и рассматривалась бы как удар по сионистским устремлениям. Неизвестно, насколько это предполагаемое признание стало известно широкой общественности, но сионисты, безусловно, узнали об этом. Мистер Герберт Самуэль, узнав об этом, выразил энергичный протест. Мы ещё вернёмся к этому вопросу позже.
34. Тесно переплетённая с движением за Объединённую Сирию, панисламская агитация стремится объединить ислам от Индии до Средиземного моря. Это, в свою очередь, связывается с пантюркистскими идеалами, поддерживающими устремления их турецких единоверцев. Все эти движения теперь определённо антибританские и антиальянтские, и их совместные усилия направлены на разжигание огня, разожжённого недовольством палестинского населения.
Ещё более тонкая подводная течь проходит через все эти движения - с одной стороны и внутри самого сионистского движения с другой. Русский большевизм, безусловно, действует под поверхностью как на юг от Кавказа до Дамаска, так и в самой Палестине, в самом сердце сионизма. Значительное количество еврейских иммигрантов придерживаются большевистских взглядов, и клуб "Поале Сион"(the Paola Zion Club), организатором которого считается Жаботинский, является определённо большевистским учреждением. Особое внимание привлекает замечательный циркуляр, выпущенный этим клубом и напечатанный фирмой Волперт и Ко(Volpert and Company of Jaffa) в Яффе после беспорядков, который открыто отказывается от сионистских лидеров и заявляет о поддержке "мирового пролетариата и социальной революции." Обращение направлено к арабскому феллаху и рабочему, и говорят, что аналогичные обращения делаются к тем же классам по ту сторону Иордана.