Можете меня поздравить, я в очередной раз починил машину. У жены машина перегрелась, пока я был в Питере, я ей сказал отогнать её на ближайшую стоянку и ждать меня. По ряду причин машина ждала меня 3 недели. Стояла на другом берегу Волги, ехать далеко и некогда. Но в очередной раз, Слава Христу, отделался лёгким испугом — просто помер вентилятор. С остальным всё хорошо. Ну как хорошо — стойке задней хана, да и, скорее всего, опорному подшипнику, сзади нужно менять диски и колодки, гофру менять надо. Ну да ладно, это мелочи.
Кому не интересно, что у меня происходит в жизни — проматывайте первые пару абзацев всегда. Просто многие читатели для меня стали друзьями, поэтому я таким способом делюсь с ними, что у меня происходит. А они со мной в комментариях. Светлана Владимировна, например, всегда рассказывает о своих поездках, по доброму я ей завидую.
Ну да ладно, перехожу к теме статьи. ES-30 один из немногих проектов электросамолётов, который имеет шансы на жизнь. Судя по всему, его разработчики предприимчивые, но порядочные люди, в отличие от Overture. Разработчик — Heart Aerospace. Они реально стали думать о том, как бы это ещё и летало.
Проблема электросамолёта — тяжелые аккумуляторы. Топливные элементы не столь пока что развиты, чтобы давать хорошую экономику любому проекту, вообще это не панацея, это отдельная история, которая не лишена минусов. Но здесь разработчик посчитал, что экономику у самолёта на аккумуляторах не будет, так как будет либо никакая дальность, либо он потащит только аккумуляторы, а если сравнивать с современными самолёта того же класса с ДВС (в случае с разбором темы с электрикой справедливо считать любые двигатели внутреннего сгорания (в т ч ГТД)), то электросамолёт не везет и не летит.
Поэтому разработчик решил поменять дизайн. Компания перешла на комбинацию штатных обычных турбовинтовых двигателей и электродвигателей, а также отказалась от большого аккумуляторного отсека под фюзеляжем и подкосов под крылом. На старте проекта в сентябре 2022 года Heart Aerospace анонсировала, что ES-30 будет иметь четыре электрических двигателя, питаемых от батарей, находящихся в большом отсеке, установленном под фюзеляжем. В хвостовом отсеке компания планировала устанавливать турбогенераторы для "обеспечения потребностей в резервной энергии без уменьшения запаса батареи, и её также можно использовать во время крейсерского полёта на длительных маршрутах в дополнение к электроэнергии, обеспечиваемой батареями".
Теперь разработчик решил отказаться от турбогенераторов в хвостовом отсеке и решил установить пару небольших турбовинтовых двигателей (снаружи, двигатели №1 и №4). Приводить ES-30 в движение будет пара больших электродвигателей, размер которых позволит осуществлять полеты на расстояние до 108 морских миль только на заряде аккумуляторной батареи, а турбовинтовые двигатели могут использоваться для "продления фазы крейсерского полёта". Отказ от турбогенераторов освободил место в задней части фюзеляжа, что позволило разместить там аккумуляторную батарею и убрать необходимость размещения батарей в подфюзеляжном пространстве. По заявлению разработчика, это имеет двойное преимущество: снижение лобового сопротивления и повышение ударопрочности.
В общем, как в случае с автоматизированным магазином Amazon, где по камерам считали живые индусы. Ну или абсолютно зеленые зарядные станции от Tesla с дизель-генераторами. Здесь для красоты решили добавить два турбовинтовых двигателя, которые и возьмут на себя всю тягу. А боковые электродвигатели возьмут на себя задачу протащить самолёт по зелёной повестке и получить субсидии. Отказ от подкосов означает размещение внушительных топливных баков в крыле. Ну и 108 морских миль меня конкретно рассмешило. Дальность будет в две тысячи миль, из которых 108 миль приходится на электродвигатели. Всё, что вы хотели знать про зелёную авиацию. Только при таком яростном звуке бензопилы (для распила субсидий), об этом не говорят во всеуслышание. Может быть, все просто уже принимают участие?
В начале января 2021 года корпорация Боинг заключила соглашение о досудебном урегулировании уголовных дел связанных с расследованием Минюста США в отношении катастроф самолётов Боинг 737 МАХ в форме Соглашения об отсрочке судебного преследования (DPA). В результате за две катастрофы самолётов Boeing 737 MAX производитель отделался штрафом в размере 1,77 млрд долларов, из которых производителю оставалось заплатить только 243,6 млн долларов, а также выплатить 500 млн долларов родственникам жертв. (При стоимости самолёта в сотню миллионов долларов и тысячах поставок это просто чаевые).
Во вторник Министерство юстиции США уведомило Боинг о том, что компания нарушила условия этого соглашения и теперь подлежит уголовному преследованию». В частности, компания Боинг согласилась «пересмотреть свои системы внутреннего контроля, политики и процедуры», связанные с исполнением нормативных актов, и, если необходимо, внести изменения для обеспечения соблюдения законодательства США».
В результате Боинг заплатил аналог стоимости 6-7 самолётов за 2 катастрофы с тремя с лишним сотнями жертв в виде штрафов и издержек, пообещал исправиться (с прошлым покончено, назад дороги нет), и спустя какое-то время инциденты с Боингами стали происходить ежедневно, начиная с заглушки двери, вырванной на высоте в 5 километров. А проведённые аудиты выявили такое, что волосы на голове зашевелились у всей комиссии. И так сойдёт, зато квоты выполнены и слабоумных взяли на работу. Но почему-то здесь это не сработало. Возможно, к Боингу и Диснею применяются разные требования. Если второму достаточно набрать квир-персон и прочих меньшинств, то от Боинга требуют, чтобы они и его подрядчики для начала перестали забивать болты молотками.
Эдак, с такой мокрухой сейчас никто ничего не скажет, а дело замнут. А там что-то, не дай Бог, снова даст о себе знать. В лучшем случае это будет очередная заглушка. Но для себя решил, что никаких полетах на Боингах, произведенных после 2018 года. То есть МАХов и Дримлайнеров. Понятно, что там ещё хвосты 777 добивали в Аэрофлот, но всё равно.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/427972.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/