И такое бывало. Советская военная техника, принятая на вооружение, но не ставшая массовой

7,3K прочитали

Недавно на моем канале вышла статья про технику, принятую на вооружение Российской армии, но не ставшую при этом массовой. Судя по живому интересу читателей, тема оказалась интересной, и я решил продолжить. Но в этот раз мы отправимся в более отдаленное прошлое и обратимся к временам СССР.

Скажу честно, выбирать «героев» для этой статьи было гораздо труднее, чем для предыдущей.

СУ-100П

СУ-100П в Кубинке в 2015 году. Фото из личного архива
СУ-100П в Кубинке в 2015 году. Фото из личного архива

Работы по новой легкой самоходной противотанковой пушке начались в 1947 году. При создании ориентировались одновременно на немецкий «Ваффентрагер» (Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) и американскую легкую САУ M18 Hellcat. На первую имелась документация, а вторая исследовалась непосредственно — один экземпляр передали на УКБТМ. Конечно, ни о каком копировании речи не шло, но изучались примененные технические решения.

СУ-100П (Объект 105) в 1949 году во время испытаний. Источник фото: https://war-book.ru/
СУ-100П (Объект 105) в 1949 году во время испытаний. Источник фото: https://war-book.ru/

В итоге было с нуля разработано новое гусеничное шасси. На него устанавливалась 100-мм пушка Д-50 (модифицированная Д-10Т), размещавшаяся на вращающейся открытой башне. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +35 градусов, сектор горизонтальной наводки составлял 155 градусов. Боекомплект — 50 выстрелов. Благодаря двигателю мощностью в 400 л.с. при массе порядка 20 тонн СУ-100П обладала выдающейся подвижностью.

СУ-100П во время повторных государственных испытаний в 1952 году
СУ-100П во время повторных государственных испытаний в 1952 году

Первый опытный образец был построен еще в 1948 году, далее последовали многочисленные доработки и испытания. В итоге на вооружение САУ была принята только в начале 1955 года. В 1956—1958 годах было собрано всего 14 единиц, после чего выпуск прекратился. Усовершенствованную версию СУ-100ПМ, получившую ночные прицелы и ряд других улучшений, даже не начинали строить несмотря на успешное прохождение испытаний.

Улучшенная СУ-100ПМ приборами ночного видения и другими улучшениями
Улучшенная СУ-100ПМ приборами ночного видения и другими улучшениями

Из-за затянувшихся испытаний к моменту начала серийного производства СУ-100П устарела. Тогда уже активно создавались самоходные ПТРК, а противотанковая САУ, спроектированная по концепции времен Великой Отечественной, на их фоне смотрелась явным анахронизмом.

СУ-100П с башней повернутой вправо. Сзади можно рассмотреть укладку боекомплекта
СУ-100П с башней повернутой вправо. Сзади можно рассмотреть укладку боекомплекта

Тем не менее, действительно удачное шасси, созданное конструкторами УКБТМ, не пропало даром. Позднее на этой базе создали САУ «Акация» и «Гиацинт-С», самоходный миномет «Тюльпан», минный заградитель ГМЗ-3, самоходную пусковую установку и станцию наведения ракет ЗРК «Круг», а также другие серийные и опытные машины. В общем, усилия не пропали даром.

Як-24

Як-24 в Монино в 2012 году. Источник фото: Alan Wilson, CC BY-SA 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0>, via Wikimedia Commons
Як-24 в Монино в 2012 году. Источник фото: Alan Wilson, CC BY-SA 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0>, via Wikimedia Commons

Единственный советский серийный вертолет продольной схемы был создан в 1950-х в КБ Яковлева. Если конкретнее, то первый полет Як-24 совершил в 1952-м, а на вооружение принят в 1955-м. «Летающий троллейбус», как его позже окрестили в прессе, обладал высокими для своего времени характеристиками. На борт он мог принять до 30 экипированных десантников или до 3 тонн груза.

Як-24 в Торжке в составе единственного полка ВВС, получившего вертолеты этого типа
Як-24 в Торжке в составе единственного полка ВВС, получившего вертолеты этого типа

Кроме того, во время испытаний было установлено два мировых рекорда: подъем 4 тонн груза на высоту 2902 метра и 2 тонн на высоту 5082 метра.

Всего в 1956-1958 годах было выпущено порядка 40 вертолетов, после чего производство уже не возобновляли. Конструкторам так и не удалось побороть главную проблему машины — сильную вибрацию в полете. Она не только негативно сказывалась на самочувствии и здоровье экипажа, но и не лучшим образом влияла на элементы конструкции вертолета. В начале 1960-х на Як-24 начали находить трещины в фюзеляжах, после чего довольно новые вертолеты стали списывать.

Як-24К — вариант с салоном на 9 мест для перевозки высокопоставленных персон. Развития также не получил
Як-24К — вариант с салоном на 9 мест для перевозки высокопоставленных персон. Развития также не получил

Кстати, после неудачи с Як-24 вертолетное направление в КБ Яковлева закрыли.

СУ-122-54

История этой машины в целом повторяет историю СУ-100П. Самоходку на базе новейшего на то время танка Т-54 начали разрабатывать в 1948 году, а принятие на вооружение состоялось только в начале 1954-го. Если для нашего времени это довольно быстро, то в те годы такое затягивание могло привести к устареванию еще в процессе разработки и испытаний.

Су-122-54 на испытаниях. На этом образце пушка еще без эжектора
Су-122-54 на испытаниях. На этом образце пушка еще без эжектора

В лице СУ-122-54 (кстати, официально она называлась СУ-122, без «-54») армия получала мощное 122-мм орудие тяжелого танка на шасси среднего. При этом это была не обычная Д-25Т, а ее модернизированная версия Д-49, получившая эжектор для удаления пороховых газов из ствола и электромеханический досылатель для улучшения скорострельности. Боекомплект составлял 35 выстрелов с раздельным заряжанием. Помимо пушки, САУ была вооружена двумя 14,5-мм пулеметами КПВТ.

Серийная СУ-122-54 в Парке Победы в Краснодаре
Серийная СУ-122-54 в Парке Победы в Краснодаре

Серийное производство велось небольшими партиями с 1955-го по 1957-й год, всего собрали 77 машин. Выпуск остановили из-за нехватки орудий и более не возобновляли. На фоне появления противотанковых ракетных комплексов и усиления вооружения танков, САУ с орудием в неподвижной рубке была приветом из прошлого. И дело не только в увлечении Хрущева ракетами, от такой концепции тогда отказывались во всем мире.

СУ-122-54 в Чехословакии в 1968 году
СУ-122-54 в Чехословакии в 1968 году

Тем не менее, СУ-122-54 оставались в строю где-то до конца 1960-х (успели, кстати, поучаствовать в операции «Дунай» в Чехословакии в 1968-м), а потом еще долго служили, но уже в других амплуа.

С них снимали вооружение и переделывали во вспомогательные машины. Например, в начале 1970-х семь машин переделали в ТОПы (тягачи обеспечения парадов), которые должны были эвакуировать сломавшуюся технику на парадах в Москве.

ТОП на параде 9 мая 1995 года на Поклонной горе
ТОП на параде 9 мая 1995 года на Поклонной горе

Часть бывших САУ переделали в машины технической помощи МТП-3. Еще некоторое число СУ-122-54 превратили в бронированные машины разминирования БМР-1. На них установили колейные тралы, дополнительный бронелист на днище, башню от БТР-60ПБ с пулеметами КПВТ и ПКТ, а также аппаратуру для постановки дымовых завес. Эти машины предназначались для Афганистана, где очень помогали при проводке колонн.

РСЗО «Прима»

Если прошлые образцы не стали по-настоящему массовыми из-за своих недостатков, то в этом случае вмешалась политика и экономика. РСЗО «Прима», являющаяся глубокой модернизацией «Града», была принята на вооружение в 1988 году.

«Прима» на позиции
«Прима» на позиции

От своего предка она отличалась добавлением еще 10 направляющих (всего стало 50), которые еще и были удлинены под новые снаряды, а также добавлением в комплекс топопривязчика, радиопеленгатора, транспортно-заряжающей машины и средств автоматизированного управления. Благодаря нововведениям должна была серьезно вырасти боевая эффективность.

Направляющие. Обратите внимание на отверстия, которых нет на направляющих «Града»
Направляющие. Обратите внимание на отверстия, которых нет на направляющих «Града»

Однако до распада СССР массовое производство развернуть не успели, а после 1991 года денег на продолжение выпуска уже не было. Небольшое число машин досталось Казахстану, где их можно иногда увидеть на парадах или учениях.

РСЗО «Прима» на параде в Астане
РСЗО «Прима» на параде в Астане

На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Другие мои статьи вы можете найти по ссылкам ниже.

До скорых встреч!