Найти тему
Еще один книголюб

А вы читали какую-нибудь книгу целых полгода? (о книге МЛК Ануфриев, Пепперштейн)

Оглавление

- МИФОГЕННАЯ ЛЮБОВЬ КАСТ!

Такой ответ от сокурсника двадцати лет я получила на довольно юный вопрос "какая у тебя самая любимая книга?". Я на тот момент не слышала совершенно ничего об этом произведении. Ответ этого скромного, тихого, безумно романтичного студента поспособствовал тому, что в моей голове эта книга представилась чем-то вроде романтического-приключенческого-фэнтези.

Боже, какая ошибка! 🤣

"Мифогенная любовь каст" - это довольно громкое на конец 90-х произведение классического постмодернизма.

Листаем

Немного об авторах

Сергей Ануфриев (род. 1964) и Павел Пепперштейн (род. 1966) - это и художники, и писатели, и мыслители. Известны, как одни из основателей арт-группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“», авторы книги «Мифогенная любовь каст» и многих других работ. В 90-е были яркими представителями московского концептуализма. Прилагаю ссылочку на статью, где о нём (московском концептуализме) рассказывает сам Павел Пепперштейн.

Начало 90-х
Начало 90-х

Для понимания творчества представителей этой группы желательно немного прочитать о самой Медгерменевтике. Заранее предупреждаю, что понять, что это за зверь, не так просто. Хорошо, что у меня не научная работа и не исследование, а всего лишь отзыв на художественное произведение, поэтому просто хотела некоторые ключевые моменты этих творческих личностей в своей голове уложить. Так вот, моими простыми словами, это Арт-группа вела деятельность, включающую в себя изготовление художественных объектов, перформансы, писание текстов и просто ведение бесед на различные темы, включая все формы искусства и политику. Я удивилась, узнав, что вот с музыкой у них не особо срослось, если бы в группе еще и музыканты были, предполагаю, слово Медгерменевтика было бы знакомым не только узкому кругу лиц. (Об отсутствии музыкальной составляющей тоже в статье рассказано, так что если интересно - залезайте)

Если не упрощать ничего, а вернуться к цитатам самих участников группы, то пожалуйста:

К опыту «Медгермевтики» и других микрогрупп будут обращаться снова и снова, обнаруживая в этих детализированных идеогенных микромирах возможности для весьма существенных расширений пространства, расширений вариативности действий, чего так не хватает стремительно съеживающемуся «единому миру» капиталистической глобализации.
- П.Пепперштейн, Медгерменевтика и башни-близнецы

Вас наверно удивило причем тут башни-близнецы? Вот ответ: Медгерменевтика была образована в декабре 1987 года в сквоте в Фурманном переулке в Москве, а закончила свое существование 11 сентября 2001 года, в день падения в Нью-Йорке башен-близнецов; подробнее о влиянии этого исторического события на распад группы можно узнать из текста П. Пепперштейна «Медгерменевтика и башни-близнецы» (книга: Мазин В., Пепперштейн П. Толкование сновидений. М.: НЛО, 2005).

Книгу я эту нашла, заметку прочитала. Планировала пересказать своими словами, но не получилось, поэтому предлагаю Вам прочитать короткий отрывок ниже

Листаем (листайте только если тема интересна, иначе точно уснете)

Хочу добавить, что еще одной отличительной чертой этой арт-группы, или даже задачей, было противостояние вторжению иностранных экспертов в искусство и отстаивание своего особого русско-советского пути развития. Вот уж не ожидала такие слова встретить в 90-ые. Мне вот казалось, что в 90-ые вся страна смотрела на запад 🙄

https://polka.academy/materials/728
https://polka.academy/materials/728

Уж не знаю, эти творческие люди порой такие... творческие)

В общем, искусство не для всех. Судя по статьям в википедии, количество выставок было огромно!

Меня вот бархатная комната не впечатлила, а вот рисунки нравятся )

Пожалуй, пора переходить к книге, а весь этот "московский концептуализм" оставлю для серьезных исследователей, ведь и об этой группе, и об их философии и творчестве написано море прекрасных статей. Честно говоря, зачиталась ими в процессе подготовки своего отзыва. Всё-таки интересная группа была, и более того, она стала таки известна на западе, а у нас в нее входило огромное число творцов и людей искусства.

П.С. Задумалась, так может это только мне, как технарю, вот это всё было в диковинку читать, скорее всего люди искусства всё это знают, и более того - помнят. Дело ведь было не так давно.

Итак, про МЛК и мои впечатления

Из авторов, с которыми возникают параллели после прочтения: Сорокин, Пелевин и Миша Елизаров. Но! Если их всех троих перемешать и возвести в куб.

Читать было сложно. Устает голова 🙄, именно поэтому эти 1300 страниц убористым шрифтом я читала целых полгода)

Эту книгу нельзя прочитать по диагонали, это абсолютно невозможно. Потому что каждая фраза переворачивает твою картинку в голове с ног на голову.

Забавно, что есть первая глава, написанная на абсолютно классическом литературном языке. Но! Эта первая глава, поясняющая нам, кто есть главный герой, напоминает то, как перед старыми фильмами бывают вступительные титры, описывающие состав семей, эпоху, время или приводящие какую-то историческую справку.

Эти 40 страничек первой главы (особенно относительно общего объёма книги) моментально прочитываются, а вот дальше... уф, дальше и начинается та самая, мифоблингенная 😂

О сюжете

Идёт Великая Отечественная. Получен приказ «ввиду резкого продвижения неприятеля» ликвидировать оборонный завод, оборудование и персонал эвакуировать за Урал. Парторг Владимир Петрович Дунаев во время эвакуации не смог отказать товарищу Вострякову - преданному партийцу и работнику завода, а также по совместительству идейным вдохновителем Дома культуры при заводе - и соглашается перевезти рояль до ближайшей школы, и таким образом спасти инструмент. Однако время на исходе, поезд с эвакуированными уже ушел, а Дунаев с Востряковым едут на машине вместе со спасенным роялем. И тут прямо на дороге буквально натыкаются на немецкие танки. Вострякову удается спастись, и последняя картина с Дунаевым, которую помнит бедняга Востряков это:

Люди, сидевшие в машине, что-то кричали, размахивали руками, торопили бегущего парторга, но быстрее бежать он уже не мог. Востряков видел, как на его напряженном лице выражение усилия постепенно сменяется проступающим выражением ужаса и отчаяния. Востряков стал судорожно колотить кулаками по железной крыше кабины. «Останови! Останови!» — кричал он. Парторг тоже заорал, причем орал он только одно слово; это было имя Вострякова: — Саша! Сашенька! — Владимир Петрович! Владимир Петрович! Я сейчас… — Тут два мужика схватили Вострякова и повалили на дно кузова, потому что он чуть не спрыгнул с грузовика. Востряков вырывался, орал что-то… Потом он в последний раз услышал далекий, как бы детский голос, зовущий его по имени: «Саша! Саша!» В последний раз увидел уже безнадежно отставшую от них, бегущую фигурку в развевающемся пыльнике, похожую издали на маленькую бумажку, несомую ветром. В следующий момент взметнувшийся на этом месте фонтан земли и пыли заслонил Дунаева навсегда. Востряков ничего уже не мог видеть сквозь слезы, потоком хлынувшие из глаз.
-7

А дальше (на тот момент неясно, реальность это или нет) наш Дунаев не умирает. Он просыпается в лесу, и с ним начинают происходить удивительные вещи. Сначала в лесной глуши он находит избушку с добрыми бабулей и дедулей отшельниками, они его приводят в чувство и вдруг оказывается, что это вовсе не бабушка с дедушкой, а некий Поручик - глава таинственных сил, которые вступают в борьбу с фашистами не трансцендентальном уровне и Дунаев должен стать один из таких воинов. Лес, тайное место, как зазеркалье.. что же мне это сразу напомнило? ах да - Черный вигвам Твин Пикса, конечно 😊

https://artguide.com/posts/2426
https://artguide.com/posts/2426

Воины обладают разными сверхъестественными способностями, они могут быть невидимы для обычных людей, они умеют летать, они умеют перевоплощаться в различных существ (сказочных), у них есть свои правила войны с такими же воинами, только с немецкой стороны. То есть наши сказочные герои против иностранных сказочных героев начинают самую настоящую нешуточную битву. При этом битва происходит по всем ключевым вехам ВОВ.

Там будет и битва за Севастополь, и битва за Москву и блокада Ленинграда и много других всем нам известных событий.

Происходящие сражения переполнены разными аллюзиями, которые порой, кажется, уводят нас в конкретный психоделический бред, но хотите верьте, хотите нет, но если подобный бред постоянно заставляет читателя размышлять о символах и их значениях, строить догадки о смыслах, то я буду оспаривать мнение, что это какая-то nаркоманская зарисовка. Новый взгляд на историю, политику, фольклор не оставили меня равнодушной.

Кажется, с помощью этой книги ты сильно расширяешь сознание без помощи всяких примитивных способов. Можно долго размышлять например о колобке, в обличье которого, дольше всего сражался наш бравый советский парторг Дунаев, об идеи этого образа. Он тут как символ нашего народа, убегающий от того, кто собирается его съесть, а съесть его хотят примерно все. Колобок символизирует смелость, отчаянность и непобедимость народа.

из книги-комикс
из книги-комикс

Если вы, как и я, читая книгу, как будто смотрите фильм в своем воображении, вам действительно будет нелегко. Кто помнит в пелевинской "Generation П" ту часть романа, когда Татарский попил чаёк из мухоморчиков? Здесь будет много подобного.

Тем не менее сама книга настолько же роман, насколько и концептуальное произведение искусства. И хотя само слово концептуальность и вгоняет меня в тоску, здесь будет особая философия на уровне впечатлений/воспоминаний/эмоций, которые пробуждают различные аллюзии. Очень сложно это объяснить, но обилие сказочных персонажей, и даже целых сказочных сюжетов, которые накладываются на историческую канву, на мой взгляд, оказалось очень удачным экспериментом.

В процессе я пожалела, что сказки я совершенно не помню, и укоризненно смотрела на корзину Лабиринта, где лежат те самые "Исторические корни волшебной сказки" В.Проппа. Ведь хотела же купить! Эх. Безусловно, зная больше сказок, картинка этой книги была бы еще шире.

Отдельно хочется сказать о форме. Очень много ядреного мата и очень много стихов! Будьте готовы!

А во второй части, вдруг будут попадаться стихи Земфиры, а еще описание комнаты девочки подростка 90-х со всеми постерами рок-кумиров.

Прикрепила фото, так как они все музыкальные, а музыку я люблю.

Оказывается, сама эта композиция взята из классической китайской литературы, а именно - из книги "Путешествие на запад". Там проза чередовалась со стихами, и война шла в метафизических мирах между какими-то полуобезьянами и полусвиньями. 🤣

В общем, я не читала, но звучит похоже. Кстати, авторы ничего не скрывают, в книге так целая глава и называется "Путешествие на запад" и вряд ли это совпадение.

Однако я, пожалуй, не буду читать китайскую классику (хотя и внесла в список)

https://www.chitai-gorod.ru/product/puteshestvie-na-zapad-v-2-t-3058062
https://www.chitai-gorod.ru/product/puteshestvie-na-zapad-v-2-t-3058062

Кстати, не только постмодернисты приходят на ум, когда читаешь роман. Там есть еще сумасшедшая история с каруселью сказочных существ-врагов в странной квартире безумно напоминающая бал сатаны в МиМ... Надо мне было записывать по мере прочтения все впечатления, но кажется, я итак перегрузила данный обзор.

МЛК еще актуальна!

именно это хочется написать, учитывая, что книгу продолжают переиздавать.

Пару лет назад МЛК вышла в виде комикса! Была организована целая выставка "Молоко" в галерее "Наковальня". Книгу чаще называют МЛК, как сократили все слова названия до первых букв, но это также и слово Молоко, если убрать гласные. На выставке были представлена не только сама книга-комикс но и разные картины художников со своими рисунками на основе книги.

-12
https://www.chitai-gorod.ru/product/mifogennaya-lyubov-kast-v-komiksah-2963694
https://www.chitai-gorod.ru/product/mifogennaya-lyubov-kast-v-komiksah-2963694

Итого:

Книга мне очень понравилась! 😻 Как минимум своей необычностью.

Кому понравится?

Ммм... Вообще никому не посоветую ))) Ниже звездочка и надпись, трижды подумай твоё ли это?! 😉 Слишком специфична!

Купила я это издание в 2022 году, и благополучно отложила в дальний угол. Пока не увидела статью уважаемого читателя Ярослава на канале БиблиоЮлия в рамках марафона "Читаем Набокова, Рушди, Диккера, Казанцеву и другую премиальную литературу".

И вот совесть начала меня мучить (совесть в виде Ярослава), что мол нехорошо так, купить и не читать )))

из книги-комикс
из книги-комикс

Также интересно, что со времени статьи Ярослава прошло несколько месяцев, а в итоге случайным образом этим летом МЛК начала читать и сама Юля (канал БиблиоЮлия). Обожаю такие совпадения! 😊

Вряд ли кто-то дочитал эту статью (и эту книгу), так что маленькими буквами вопрос: а есть ли такие? Расскажите об отношении к книге!

А большими буквами повторю вопрос из заголовка: вы когда-нибудь читали какую-то книгу полгода?? если да, то какую и почему? 🤗