Найти в Дзене
Дамир Исхаков

Москву основали волжские булгары

Оглавление

Ф.А. Асадуллин

Пробудившаяся на рубеже XX–XXI вв. «историческая память» нерусских (мусульманских) народов страны дала заметный импульс, как развитию 172 национальных исторических школ, так и новым подходам оценки учеными собственного прошлого в рамках единого российского (древнерусского, имперского, советского) государственного пространства.

Волжская Булгария и восточно-славянские племена

Новый век диктует научный поиск современных концептуальных путей гражданского единства народов поликонфессионального и полиэтнического государства. Анализ рукописных памятников с использованием современных методов герменевтики и семантического анализа текста открывает более глубокие, чем раньше, пласты исторического знания, порой существенно дополняя и корректируя старые подходы и традиционные интерпретации прошлого страны.

Это касается изучения жизни и быта предков нынешних «казанских» татар и древних «болгар», история которых, по мнению известного исследователя археологии Булгарского городища А.П. Смирнова, «тесно связана с историей древней Руси, особенно с историей Владимиро-Суздальского, Рязанского и Московского княжеств».

Зарождение государства Волжская Булгария и древнерусского государства с центром в Киеве происходило примерно в одни исторические сроки, что, с одной стороны, сопровождалось начавшимися процессами формирования конфессиональной и этнической идентичности населения этих государств, с другой – создало возможности широкого культурного обмена и взаимодействия различных духовных практик, распространенных в этой части евразийского континента.

В «Повести временных лет» за 983, 986 и 988 гг. есть упоминания о придерживающихся ислама – «болгарах веры бахмичей». В жанре «миссионерских сказаний» описан прием, оказанный князями Владимиром язычником в 986г. (т.е. до официального крещения Киевской Руси) его ближайшим географическим соседям – «болгарам»: «В лета 6494 (986). Придоша болгари (к Владимиру) веры бохмиче, глаголюце яко: «Ты князь еси мудр и смыслен, не веси закона; но веруй в закон наш «и поклонися Бохмиту (Магомету)». И речи Володимер: «Како есть вера ваша?» Они же реша: «Веруем богу, а Бохмит учит, глаголя: обрезати уды тайныя, и свинины не ясти, вина не питии, а по смерти же, рече, со женами похоть творите блудную. Даст Бохмит комуждо по семидесят жен красных, и сберет едину красну, и всех красоту возложит на едину, та будет ему жена…» Володимер же слушаше их, бе бо сам любя жены и блужение многое, послушаше сладко. Но се ему бе нелюбо, обрезание удов и неяденье мяс свиных, а о питии отнюдь река: «На Руси есть веселие питие, не может бес того бытии».

Как видим в этом фрагменте летописец несмотря на в целом негативное отношение Владимира к услышанному от болгарских послов, отмечает определенную заинтересованность и более того его симпатию («послушаше сладко») к такой стороне исламского вероучения как многоженство, поскольку он, по оценке летописца, «сам любя жены и блужение многое».

Князь Владимир выбирает веру
Князь Владимир выбирает веру

После «болгарских послов» аудиенции Владимира удостаиваются «немцы» «от папеже» (т.е. западные христиане), хазарские иудеи и, наконец, посланец Византии «греческий» философ, которому удается склонить его принятию восточного христианства. Оставив в стороне личные пристрастия Владимира, отметим, что последние исследования памятников древнерусской литературы, включая этот ставший историческим сюжет «испытания вер», показывают, что летописные известия в большей степени отражают не столько сложившуюся в то время объективную историческую реальность сколько факты сознания их авторов – средневековых книжников, склонных к мифологизации летописных известий.

Пытаясь представить альтернативный ход развития российской истории, А.Малашенко пишет: «Какую роль, в самом деле, сыграли в отказе Руси от ислама личные пристрастия Владимира сегодня сказать уже нельзя. Однако, то, что его личная воля могла оказаться решающим фактором, очевидно… Отторжение ислама Русью явилось одним из тех, в общем, недостаточно оцененных потомками событий, которые определили историю человечества».

Обратимся к проблематике историко-культурных тюрко-славянских взаимовлияний на примере известного образца московской книжной культуры XVI–XVII вв. – «Сказания о начале Москвы». Внешняя канва этого сочинения в академической версии укладывается в несколько страниц. В ней передан один из ярких и драматических эпизодов противостояния между богатым боярином («болярином») Степаном (Стефаном) Кучкой, хозяином «сел красных» на месте нынешней Москвы и великим князем Юрием Долгоруким, который «шел из Киева во Владимир град к сыну своему Андрею Юрьевичу, и пришел на место, где ныне царствующий град Москва».

Так мог выглядеть Степан Кучка
Так мог выглядеть Степан Кучка

Не встретив должного приема и оказанных почестей, Юрий Долгорукий предает дерзкого и острого на язык Кучку («возгордевся зело и не почте великого князя») насильственной смерти, а его сыновей Петра и Акима вместе с единственной дочерью Улитой отсылает во Владимир к своему сыну Андрею. Далее Андрей сочетается браком с Улитой, которая в сговоре с братьями [из мести] убивает своего мужа.

Возмездие княжеской семьи следует незамедлительно: брат Андрея Боголюбского Михаил Юрьевич велел братьев перебить, а Улиту «повесити на вратах и растреляти из многих луков».

События XII в., когда происходит «официальное» основание столицы Юрием Долгоруким, адаптированы к историческим реалиям XVII в., т.е. «Москвы сорока сороков». По распоряжению царя Алексея Михайловича (Тишайшего) (1645–1676) анонимный летописец, обратившись к разным источникам, сочиняет «Сказание о начале Москвы». Взятые из Ипатьевской и Лаврентьевской летописей исторические сведения об Андрее Боголюбском и Улите, «дщери Кучковой», т.е. дочери Степана (Стефан) Ивановича Кучки, составляют фабулу этой запутанной средневековой «детективной» истории, подтверждая мысль о произвольном характере соотношения правды и вымысла в традиционном русском историописании.

Официальный историописатель XIX в. Н.М. Карамзин, считая эту летописную версию об основании Москвы «историческим баснословием», ограничивается сухим изложением нарратива о московских первожителях. Исследователь древнерусской литературы фольклорист С.К. Шамбинаго (1871–1948), во многом следуя за логикой Н.М. Карамзина, развивает критический подход к «хронографическим» историям о начале Москвы. Центральное место в его интерпретации текста повести отводится теме возникновения Москвы на месте селения боярина Кучки и насильственной смерти «победителя болгар» Андрея Боголюбского в 1174 г. от рук родственников поверженного Кучки.

Кучка – Кучково поле

Этнический состав Владимиро-Суздальского княжества был весьма разнообразен: кривичи и вятичи, представлявшие славянские народы, меря, как представители финно-угорских народов и тюркоязычные болгары жили в одном евразийском пространстве более поздней северо-восточной Руси, что предопределило и подспудный процесс взаимной культурной адаптации. Академик М.Н.Тихомиров называет Кучку «одним из вятических старшин или князьков», т.е. относит к славянскому этносу, распространенному в то время в бассейне Москвы-реки. Это, на самом деле, явная ошибка. Почему?

Да потому что, ономастический анализ имени Кучки, подкрепленный фактами этого исторического периода, позволяет прийти к другому выводу. Непривычное для слуха имя «Кучка» восходит, как думается, к словам тюркско- / финно-угорского корня «куч / коч / кочак / кучак» (обнимание, охапка, кипа) либо «кучук / кучык / кычук» (короткий, небольшой, маленький), что одновременно указывает на широкие границы дисперсного проживания булгар к моменту основания Москвы.

Далее, Кучук – одно из языческих имен у древних болгар/финно-угров (марийцев, чувашей). Прежде чем появилось первое документальное упоминание о Москве, на этом месте располагались вотчинные земли боярина Кучки, входившие в состав Ростово-Суздальского княжества, что, видимо, и позволило родиться гипотезе академика М.Н. Тихомирова о происхождении Кучки. Центр его вотчины располагался в районе нынешних столичных «Чистых прудов», еще в древности получивших название «Кучково поле» (близ Сретенских ворот Белого города).

После смерти Кучки боярские вотчины, получившие название «Кучково» (Кучково поле), отошли в личный домен великого князя Юрия Долгорукого. «Москва, рекше Кучково» (Москва называемая Кучково) часто встречается в русских летописях начиная с XII в.

Так могла выглядеть Москва в самом начале
Так могла выглядеть Москва в самом начале

Это имя издревле существует в топонимике Северо-Восточной Руси (волость Кучка), оно сегодня (в разных вариантах) встречается в Крыму (недалеко от Коктебеля), центральной России, например: в Сторицком районе Тверской области (д.Кучково), на севере Мари Эл (с.Кучка Оршанского района), Республике Татарстан (с.Починок Кучук), Пензенской области (с.Кучки) и Сибири (село и река Кучук в Алтайском крае). Таким образом, топоним Кучук этимологизируется скорее на материале тюркского языка.

Оригинальное название статьи - СТЕПАН КУЧКА КАК ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ ТЮРКСКИХ И СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ