6K подписчиков

Что не так с Гербертом из "Зимней вишни" и почему ему не везет в личной жизни

5,8K прочитали

"Зимняя вишня" (1985, реж. И. Масленников)

У Герберта (Ивар Калныньш) немало поклонниц среди женской аудитории фильма. Да и мужчины его нередко оценивают как персонажа исключительно положительного. Однако этот персонаж вызывает куда больше вопросов, чем тот же Вадим (с которым всё понятно, ибо он чист как слеза младенца – в смысле прозрачности типажа) или Вениамин (персонаж неоднозначный, но для большинства – всё же отрицательный, если не сказать никудышный).

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

При всей своей положительности Герберт одинок, неприкаян, а затем и брошен Ольгой на обочине дороги. А ведь всем известно, что хорошие мужики на дороге не валяются. С хорошими мужиками не разводятся. От хороших мужиков не уходят. Ну, во всяком случае расхожие в народе стереотипы сводятся обычно именно к этому. У психологов, как правило, другой взгляд на это, но с одним не поспоришь: дыма без огня не бывает. Так что же не так с мега-позитивно-положительно-мужественным Герой?

"Зимняя вишня" (1985, реж. И. Масленников) У Герберта (Ивар Калныньш) немало поклонниц среди женской аудитории фильма. Да и мужчины его нередко оценивают как персонажа исключительно положительного.-2
Как всегда, на канале "КиноПсихолог" вы не найдете разбора фильмов, сюжетов и персонажей. Здесь любой фильм и эпизод – лишь повод поговорить о чем-то, что является частью реальной жизни и может быть объяснено с точки зрения психологии. Вспоминая фильмы, мы говорим о ситуациях, характерах, психотипах, поступках, мотивах так, как если бы всё происходило не в кино.

Герберт – это Вениамин номер два

Три друга-однокурсника, Саша, Веня и Гера, когда-то трескавшие сосиски в студенческой столовой, вероятно примерно одного возраста, возможно, даже одно года рождения. Стало быть им около 36. К этому моменту ни один из них не женат. Хоккеист Саша хотя бы находится в постоянных, хотя и токсичных, отношениях с Валей. Веня всегда мечтал о семье, много раз влюблялся, но как-то не вышло. Теперь живет с мамой и пишет диссертацию (ну, или делает вид, что пишет).

На чем-то же их дружба держится. Так почему бы не предположить, что на схожести жизненных ценностей и ориентиров. Не склонны они к браку, хотя и тешат себя иллюзиями, мыслями о том, что мечтают о серьезных отношениях и семье.

У Герберта тоже, быть может, всё как у Вениамина: мечтал о семье, много раз влюблялся, но всё не то, всё не получалось. Ну, а пока не получалось – карьеру делал.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Герберт, несомненно, к семье относится положительно. На посиделках у Вали именно он озвучил мысль о том, к чему сводится простое человеческое счастье:

– Ну, знаете, Лариса, как это женщины поняли? А простое человеческое счастье? Дом, семья?

Ну вот не попалась ему (как и Вениамину) та самая. Конечно же, до встречи с Олей. А уж как встретили они Олю, так всё – вот она самая, с которой можно и дом, и семью.

При всём моем уважении к Сафоновой, ее Оля ну вот никак не та женщина, от которой могут потерять голову все свободные мужчины в округе. И если у Вениамина, возможно, не такой уж большой круг общения, то Герберту наверняка жизнь предоставила богатый выбор. Так что этот вариант я нахожу маловероятным.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Мы поедем, мы помчимся, на аленях утром ранним...

Как психолог я, скорее всего, не в праве пользоваться такой терминологией, но просто как женщина, посмотревшая фильм – вполне.

Ну вот есть такая категория мужчин, которых современный сленг определяет как аленей или баборабов. Это психотип, это диагноз, это судьба – называйте, как хотите. У таких мужчин масса достоинств. Они, как правило, кроткие (они же подкаблучники), покладистые, добрые, заботливые, отзывчивые, великодушные, нежные. Такой мужчина и позаботится, и проблемы решит, и светильник починит. На многое смотрит сквозь пальцы. Всё может понять и простить. Если неплохо зарабатывает, то всё несет в дом, всё жене.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Смысл жизни аленя нередко сводится к тому, чтобы найти РСП ("разведенку с прицепом", хотя лучше всего даже двумя), стать отцом ее детей, достойно обеспечить их настоящее и будущее. Хорошего мужчину такого типа многие женщины готовы боготворить, за него готовы держаться, ведь он охотно разгребает то, что натворил другой.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Подсознательно алень ищет подходящую партнершу. Просто свободная, беспроблемная и бездетная – не его вариант. Ему нужны отношения, в которых он каждой клеточкой своего тела сможет доказать, что он хороший, нужный, полезный, востребованный. В общем, недолюбленные они, эти алени. Не уверенные в себе. Они жизнь готовы положить на то, чтобы доказать свою нужность и хорошесть, причем по первому зову:

– Извините, пожалуйста. Я вообще не очень-то думала, что вы приедете...
– Но вы просили – я приехал.

С точки зрения психологии, это "спасатели", которые вечно решают чужие проблемы, вытаскивают из трясины "жертв", демонстрируют в высшей степени хорошее воспитание и поведение и всё это – ради того, чтобы их признали хорошими мальчиками.

Быть может, Герберт из их числа? Так-то он очень похож на такого мужчину... Герберт спокойный, порядочный, заботливый, хозяйственный, добрый. Детей чужих опять же любит...

Правда, в этом случае он, возможно, мог бы запасть и на Ларису? Лариса тоже в разводе, у нее тоже есть ребенок. А вот и нет, не мог. Лариса уже наигралась. Она уже не "жертва", она, как смогла, взяла жизнь в свои руки и отказалась скулить и жаловаться. А "спасателю" нужна "жертва", нужна та женщина, которую можно спасать.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Быть может, Герберт, никакой не алень и не бабораб (очень уж он положительный, язык не поворачивается к нему эти слова применять), но он однозначно "спасатель". Вполне возможно, что Герберт заигрался в психологические игры, застрял в пресловутом "Треугольнике Карпмана" (Жертва – Спасатель – Преследователь), а любая такая игра заканчивается одинаково: расплатой.

Психологическая расплата бывает разной, в случае со "спасателями" она обычно сводится к тому, что человек оказывается разочарован финалом отношений: его использовали, его не оценили по достоинству, его почему-то опять променяли на того козла Вадима. На 90% склоняюсь к тому, что эта версия наиболее близка к истории Герберта.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Взрослый, но наивный

Психологически зрелый, адекватный человек бОльшую часть времени находится во "взрослом" состоянии личности. Он способен опираться на факты, анализировать ситуацию, принимать решения. Он внимателен и к своим чувствам, и к своим принципам. Взрослый человек в психологические игры не играет. А когда нет игр, есть то, что в психологии называется "близостью".

Если очень упрощать, то близостью в психологии называются отношения, в которых каждый стремится получить нечто желаемое напрямую, без манипуляций и уловок. Хочет обнимашек – говорит "Обними меня", чувствует злость – не обвиняет, а говорит "Я злюсь", хочет чувствовать себя нужным и полезным – идет к психологу, разбираться, с чего бы это.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Герберт в фильме показан как человек, находящийся во взрослой позиции. Лично мне очень легко его представить вне психологических игр и манипуляций. Возможно, ему это настолько чуждо, что он и предположить не мог, что кто-то может играть, использовать одного человека ради получения эмоций, из мести или от отчаяния.

Есть люди, которые живут "по сценарию": вся их жизнь – это бесконечные танцы на граблях. В каждым танцем грабли становятся всё более и более любимыми, но сойти с них человек и не думает. Оказываясь в манипулятивных отношениях, такие люди чувствуют себя как рыба в воде. Не факт, что хорошо, но в своей среде обитания. Загрязненной, но своей, такой, в которой можно дышать жабрами, а не биться об лед до смерти. Про таких людей можно сказать, что их игры – сценарные.

Но бывает и так, что человек оказывается втянут в игру случайно, эпизодически. Не разглядел крючка, уловки, не увидел манипуляции, принял всё за чистую монету – и вот ты уже в игре. Это разовое происшествие. Болезненный, но разовый опыт. Такие игры называют ситуационными (ситуативными).

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Мне хочется верить в то, что Герберт оказался втянут именно в ситуационную игру. Для него это не свойственно, не характерно, но так получилось. Он к Ольге и ее ребенку всей душой, а она – выкинула номер, обольстила иллюзиями, переобулась в воздухе и побежала к своему женатому Вадиму, оставив Герберта в полном недоумении и печали. Почти на 100% уверена в том, что именно этот вариант и пытались нам преподнести создатели фильма.

Может, обернется всё это для Герберта психотравмой, подорвет его доверие к женщинам. А, может, и нет. Как взрослый человек он сможет это прожить, принять и пойти дальше. А там, глядишь, и правда повезет ему в любви.

Какая версия ближе вам? Как думаете, почему у Герберта никак не складывается с личной жизнью?

Еще статьи о фильме: