Найти в Дзене
КиноПсихолог

Пять психологических защит Ларисы из "Зимней вишни" и прекрасный афоризм Марка Твена

Оглавление

"Зимняя вишня" (1985, реж. И. Масленников)

Лариса (Нина Русланова), одна из подруг главной героини фильма, психологически не так интересна, как Ольга или Валя, о которых я уже писала.

С Ларисой всё сразу понятно, обыденно и скучно, все ее психологические защиты (а у нее их прилично), что называется на лбу написаны. В ее душе нет особых лабиринтов, по которым пришлось бы поплутать психологу, и кладов, которые можно было бы найти, покопавшись.

Из трех подруг Лариса в каком-то смысле самая вменяемая. Судя по всему, так же как и Оля с Валей, она когда-то побывала в абьюзивных (включающих физическое или психологическое насилие) или токсичных (то есть отравляющих ее жизнь) отношениях. Но если Оля и Валя чувствуют себя в таких отношениях как рыбы в воде и птицы в воздухе, возвращаясь в них вновь и вновь, то Лариса выбрала другую стратегию: не плясать на граблях, а вовсе к ним не подходить.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Говорят, обжегшись на молоке, на воду дуют. Лариса из тех, кто дует. Я бы даже сказала, что теперь Лариса из тех, кто предпочитает в доме не иметь ни молока, ни воды. Так безопаснее. Ту же самую мысль, только гораздо изящнее, выразил и Марк Твен, к афоризму которого я вернусь в конце статьи.

Безопасность – единственное, что движет Ларисой. Это ее основная потребность на данном жизненном этапе. Во всяком случае, это та потребность, которая определяет ее поведение, ее решения, ее выбор. Другие потребности тоже, конечно, имеются, но Лариса просто не разрешает себе признать их и дать им место.

Тем не менее, потребности и желания Ларисы дают о себе знать. Как минимум пять защитных механизмов психики позволяют увидеть, что у женщины на душе.

1. Неоправданная агрессивность, неконтактность, стремление сохранить дистанцию

Человек, который уверен в себе чувствует себя в психологической безопасности, чаще всего, ведет себя спокойно. Ему нет нужды "защищаться" заранее от всех подряд потенциальных угроз. Лариса же выбирает агрессивный стиль общения. Он позволяет ей держать дистанцию, не идти на сближение, отстаивать свою позицию таким образом, чтобы другим просто не хотелось с ней связываться.

Она подчеркнуто сообщает свое отчество, когда Саша представляет ее гостям на вечерних посиделках. В дискуссии по поводу семьи и брака высказывается резко, защищаясь словно раненый зверек.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Собеседник, который хотя бы немного разбирается в психологии, не примет такую агрессию на свой счет. Просто поймет, что общается с человеком, прошедшим через психотравмирующий опыт и не умеющим это держать при себе.

-3
Как всегда, на канале "КиноПсихолог" вы не найдете разбора фильмов, сюжетов и персонажей. Здесь любой фильм и эпизод – лишь повод поговорить о чем-то, что является частью реальной жизни и может быть объяснено с точки зрения психологии. Вспоминая фильмы, мы говорим о ситуациях, характерах, психотипах, поступках, мотивах так, как если бы всё происходило не в кино.

По задумке матушки-природы каждому из нас здоровая доля агрессивности дана для двух основных функций: защита (себя, своих интересов, своей территории, имущества, семьи, границ и т.д.) и присвоение (главным образом – благ из внешнего мира или новых территорий, как физических, так и психологических).

Любая агрессия в повседневном общении свидетельствует прежде всего о том, что она используется для защиты. Лариса использует агрессию по назначению. Во всяком случае, так может показаться. Проблема Ларисы заключается в том, что на нее никто и не нападает. Она защищается не потому, что ей и ее благополучию угрожает опасность, а "на всякий случай", на перспективу, в превентивных целях, а это уже говорит о не вполне корректном использовании агрессии.

2. Защитный механизм "рационализация" (версия "Сладкий лимон")

Когда в глубине души человеку не нравится то, что он имеет в своей жизни, а признаться в этом слишком больно, он начинает объяснят себе и другим, почему это вообще есть в его жизни и что в этом хорошего. Вот есть у него лимон, который кажется ему кислым, так он его "подслащивает", посыпает сахарком, плюсами, чтобы сразу стало понятно, какая хорошая вещь – лимон: и уже не такой уж и кислый, если с сахарком-то. Опять пресловутый лимонад из него можно сделать.

Говорить о плюсах, профитах, сильных сторонах – дело рядовое. Но когда включается рационализация в версии " Сладкий лимон ", расхваливать и превозносить начинают с повышенным рвением, словно самим себе пытаются доказать все преимущества своего положения.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

3. Счастье любит тишину, а не манифесты

Счастливый человек не склонен разглагольствовать о счастье, он просто живёт счастливо. Темой для дискуссий и размышлений, как правило, становятся такие темы, которые волнуют, не дают покоя, имеют не разрешённый конфликт.

И раз уж именно Лариса больше всех и громче всех говорила на вечерних посиделках о том, как она теперь счастлива, то выглядит это с точностью до наоборот.

– А вы жалеете женщин, да? И, наверное, особенно одиноких? А мы давно поумнели, женщины. Мы поняли, что проще жить, когда некому скулить и плакаться, как вы говорите, в жилетку. И надеяться не на кого, кроме как на себя... Я и есть семья. Я и мой ребенок. Я вот, слава богу, живу уже третий год одна, и не жалею. Я только сейчас поняла, что такое настоящее счастье. И не променяю его ни на какие коврижки. И лезть опять в петлю замужества...

Позиционирование же замужества как петли говорит об обесценивании, что также является защитным механизмом. Только, в отличие от "сладкого лимона", здесь человек не только усиленно восхваляет то, чего у него нет, но и подчеркнуто ругает то, чего у него нет.

4. Неконструктивная критика

Есть такая байка (а, может, и факт), которая в разных версиях встречается в литературе по античной философии. Некий человек очень сильно осуждал образ жизни Аристиппа, критиковал его пиршества и роскошный стол. Тогда Аристипп поинтересовался, не отказался ли бы его собеседник от такого стола, если бы всё это стоило копейки или было бесплатным. Собеседник подтвердил, что тогда с удовольствием бы попировал. Значит, заключил Аристипп, на самом деле ты не осуждаешь такой образ жизни, а просто всё дело в деньгах.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Когда кто-то что-то критикует, не лишним бывает уточнить, что именно человека не устраивает. Когда в жизни Ольги замаячила перспектива уехать с Гербертом, Лариса сразу же запела по-другому. Оказывается, уже и мужики хорошие, и ласки хочется. О том, что, возможно, это она не способна выстраивать отношения или выбирать мужчин, Лариса даже не заикнулась.

– Лариска, я должна дать ответ.
– Ну какой может быть ответ? Ну, конечно, "да". Знаешь, он настоящий мужик.
– А другие не настоящие?
– Другие? Ну что другие? Пришел, ушел, "не грусти, малыш"? А за Гербертом вы с Антошкой будете как за каменной стеной. Посмотри, какой он умный мужик!.. ...Так что, знаешь что, выходи за Герберта и не раздумывай. А то, что мы с тобой про женскую самостоятельность говорили, наплюй и забудь.

И самой Ларисе хотелось бы видеть рядом с собой умного, настоящего, надежного, такого, рядом с которым как за каменной стеной. Да только не нашла или не привлекла она такого.

Честнее было бы ей еще на вечеринке сказать о том, что да, любовь, отношения, брак меня привлекают, для меня это позитивные ценности, самой хочется, но, увы, "дорого": не готова я к построению отношений и компромиссам; одной быть не сказать, что прям счастье-счастье, но однозначно проще.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

5. Проекции всегда выдают истинное положение вещей

Проекции – распространенный и распиаренный механизм психологической защиты. Даже те, кто не имеет к психологии никакого отношения, умудряются повсюду их видеть, да еще и "правильно" интерпретировать.

Суть проекций как защитного механизма заключается в том, что то, что человеку не нравится в себе и своей жизни, он видит в других, приписывает жизни других.

Лариса в фильме произносит примечательную речь, которая вроде бы как призвана прояснить для зрителя идею и название фильма, главной героиней которого всё же является Оля, однако по факту речь оказывается проекцией самой Ларисы:

Мужчинам, видите ли, не дано разглядеть, что "рядом с ними живет баба. Красивая, молодая, с которой будешь счастлив по гроб жизни. И всё у нее для этого есть, и опыт, и ум! И даже ребенок готовый, пожалуйста! Не надо пеленки стирать".

– И вагон, вагон любви нерастраченной. Только это всё, конечно, в замороженном виде, как в магазине вишня зимой. А ты приди, да разогрей вниманием, не надо ста тысяч выигрывать.

Это себя, в глубине души, Лариса считает молодой и красивой, умной и умудренной жизненным опытом (с "готовым ребенком" кстати сказать). Себя подсознательно считает той самой "зимней вишней", замороженной и неоцененной, которую кто-то должен прийти и отогреть, с чего-то вдруг облагодетельствовать своим вниманием.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Сама Лариса явно не из тех, кто может и готов давать другому. А брать – пожалуйста, ей ведь все и всё должны. А так как "все" почему-то так не считают, Лариса уходит в броню непробиваемой психологической защиты, становится холодной, закрытой, неприступной.

Она не понимает, что открытость – исключительно ее зона ответственности. Сначала открываешься, потом эта открытость притягивает кого-то. Логика Ларисы иная: вы мне должны, я буду сидеть и ждать, пока вы придете, постараетесь и заслужите, чтобы я вам открылась. А так работает только в романтических мелодрамах, а в жизни – нет.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Встретился бы ей хороший мужчина, если бы ее история не ограничилась прописанным сценарием? Сомневаюсь. Для этого нужно быть открытой миру и людям, а Лариса выбрала другое. И даже если бы хороший мужчина встретился, она вряд ли бы пошла на риск.

Как говорил Марк Твен, "Кошка, однажды присевшая на горячую печку, уже никогда не сядет на горячую печку – и хорошо сделает, но уже никогда не сядет и на холодную".