Найти в Дзене
КиноПсихолог

Что такое "близость" в психологии: один признак указывает на то, что у отношений еще есть шанс.

Рубрика «Про любовь к себе от А до Я» Выпуск 17. ("Однажды в сказке", 1 сезон, 12 серия "Внешность обманчива"). В истории взаимоотношений красавицы Белль и "чудовища" Румпельштильцхена разбирая чашка – не образ и не оборот речи, а реальный предмет. Предмет знаковый, символичный. Чайную чашечку Белль уронила, когда Румпель неудачно пошутил, и девушка испугалась. Чашка упала, но не разбилась, от нее откололся кусочек. Чашка стала выглядеть так, как выглядел Чип в классическом диснеевском мультфильме – со сколом в верхней части. А этот персонаж всегда верил в то, что у Красавицы и Чудовища всё получится и закончится хорошо. Когда Белль покидает Румпеля, он в ярости крушит всё в замке, а затем ставит чашку на пьедестал. Теперь это – его фетиш, единственное напоминание о любви Белль, символ того, что Румпель разрушил собственными руками. Добавим к этому и то, что темного мага дезинформировали, так что он думает, что Белль погибла, тоже отчасти по его вине. Но мы знаем, что Белль жива, а, зн

Рубрика «Про любовь к себе от А до Я» Выпуск 17. ("Однажды в сказке", 1 сезон, 12 серия "Внешность обманчива").

В истории взаимоотношений красавицы Белль и "чудовища" Румпельштильцхена разбирая чашка – не образ и не оборот речи, а реальный предмет. Предмет знаковый, символичный.

Чайную чашечку Белль уронила, когда Румпель неудачно пошутил, и девушка испугалась. Чашка упала, но не разбилась, от нее откололся кусочек. Чашка стала выглядеть так, как выглядел Чип в классическом диснеевском мультфильме – со сколом в верхней части. А этот персонаж всегда верил в то, что у Красавицы и Чудовища всё получится и закончится хорошо.

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Белль.
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Белль.

Когда Белль покидает Румпеля, он в ярости крушит всё в замке, а затем ставит чашку на пьедестал. Теперь это – его фетиш, единственное напоминание о любви Белль, символ того, что Румпель разрушил собственными руками. Добавим к этому и то, что темного мага дезинформировали, так что он думает, что Белль погибла, тоже отчасти по его вине.

"Однажды в сказке", кадр из фильма.
"Однажды в сказке", кадр из фильма.

Но мы знаем, что Белль жива, а, значит, их история не закончена. Много плохих, резких, обидных, причиняющих боль слов они сказали друг другу перед тем, как попрощаться. Можно ли при этом еще склеить разбитую чашку и построить счастливые отношения?

Мой личный и профессиональный опыт подсказывает мне, что если чашка отношений разбилась "в хлам", на мелкие осколки, то склеить нельзя, да и не нужно. А если есть лишь трещина или скол, то... нужно ли склеивать? Для Румпеля чашка со сколом дороже всех других целых чашек на свете. Нет смысла делать вид, что всё хорошо. Отношения, которые не прошли через конфликты, представляются весьма сомнительными (но это не тема нынешней статьи).

Итак, чашка цела, для двоих влюбленных не всё потеряно. Но если отойти от символа и посмотреть на то, как выстраивается коммуникация в этой паре, есть ли хоть что-то, что говорит в пользу их будущего? На мой взгляд, есть.

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Темный маг Румпельштильцхен.
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Темный маг Румпельштильцхен.

Существует много способов классифицировать общение. Один из них разделяет общение на то, которое строится на манипуляциях, и то, которое строится на близости.

Близость, интимность в психологии – не про физическую близость и не про интимные отношения. Близость – про доверие, открытость. Это такое общение, когда социальный пласт совпадает с психологическим, когда человек не прячется за свои защиты (агрессию, иронию, сарказм, насилие).

На близость способны очень немногие. Она всегда предполагает риск: обжечься, быть отвергнутым, испытать боль. Поэтому большинство людей предпочитают играть в игры – в них всё предсказуемо и относительно не больно, а если и больно, то "понарошку". В душу никто не нахаркает, ноги об тебя никто не вытрет, всё остальное терпимо.

Белль пытается поговорить с магом по душам:

– Я тут за пару месяцев успела осмотреться. Там, наверху, есть одежда... детская. Она на мальчика? Это твоя или у тебя был сын?

Человек, не способный на близость, в этот момент включил бы защиту на максималке: потеря сына для Румпеля самая страшная боль в его жизни (пока не спрашивайте, как он его потерял).

"Однажды в сказке", кадр из фильма. Белль и Румпельштильцхен (Румпель).
"Однажды в сказке", кадр из фильма. Белль и Румпельштильцхен (Румпель).

Как могла выглядеть эта защита? Например, как вербальная агрессия, резкий тон или крики по поводу того, что Белль сует нос не в свое дело. Или физическая агрессия: наказал бы за то, что шастает, где не надо, да еще и в темнице бы запер. Еще вариант – юмор. Отшутился бы, замял тему. В какой-то момент, позже, Румпель действительно отшутится, но во время этого разговора он совершенно открыто и искренне сказал:

– Да, был. Когда-то был. Теперь нет. Как и его матери.

И это именно тот момент, когда можно понять, что Румпельштильцхен способен на близость, способен открыться, а, следовательно, способен и на отношения – не манипулятивные, а настоящие, теплые, доверительные. Да, ему еще предстоит снять много психологических защит, но он не безнадежен.

Пока в отношениях двое способны на психологическую близость, для этих отношений всегда есть шанс.

Все статьи рубрики – в этой подборке.