Замыкая круг недельного вращения около творчества Сергея Урсуляка, замолвим доброе слово о самом режиссере. И повод лишний раз нашелся - в апрельском премиальном календаре среди победителей Московского международного кинофестиваля есть и его имя. Российский деятель культуры получил почетный приз " За вклад в мировой кинематограф". Статуэтка "Золотой Георгий" пополнила коллекцию личных наград постановщика, в которой уже числится три "Золотых орла", две награды фестиваля "Кинотавр" - победа в номинации " За дебют" и Гран-при ( фильм "Летние люди" ), а также кинопремия "Ника". Практически полный перечень возможных отечественных отличительных поощрений за заметные работы в киноискусстве.
Награды профессионального сообщества - яркий маркер состоятельности любого деятеля искусства. Складывается у всех по-разному. Кто-то идет к признанию долго, кому-то уже дебютом удается взорвать культурное пространство.
Сергей Урсуляк не сразу пришел в режиссуру. Хотя мечтал о ней, будучи еще студентом актерского курса Евгения Симонова в Театральном училище имени Б.В.Щукина. Но первый же фильм, который он снял сразу после окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров( дипломный), был отмечен соратниками по творчеству. Ученик классика советского кино Владимира Мотыля за картину "Русский регтайм " в 1993 году поощрен жюри фестиваля "Кинотавр" - специальный приз "За дебют".
Гран-при того же профессионального форума через три года безоговорочно был присужден начинающему постановщику. "Бриллиантовая роза" за экранизацию пьесы М. Горького "Дачники" - " Летние люди" . Вот такой стремительный старт на долгой дистанции постижения режиссерского мастерства и получения общественного признания.
Присмотрелись к работам режиссера и профессионалы другого ведомства. Две картины Сергея Владимировича удостоены Премии ФСБ России. Ежегодная награда вручается за создание на высоком художественном уровне положительного образа сотрудника органов безопасности. Таким образом Федеральная служба безопасности РФ поощряет, начиная с 2006-го, деятелей искусства.
Ведомство не разбрасывается своими наградами направо и налево, отмечает только действительно достойные творения. Если таковых в текущем календаре не оказалось, то премия и не вручается. Среди ее лауреатов в разное время - Карен Шахназаров, Владимир Хотиненко и другие мастера российского кинематографа.
Режиссер Урсуляк награждался дважды. В 2008-м почетная первая премия вручена ему за создание фильма "Ликвидация". В следующем году - второе наградное место за сериал "Исаев".
Обе картины хорошо приняты зрителем. Нет, даже не так. "Ликвидация" имела оглушительный успех. Высочайшее достижение мастера, сродни олимпийской медали.
Сериал получился на века. Сам режиссер так и говорит: - "Это кино любят все. Без исключения, все-все. У кого-то может быть несколько таких картин, у меня одна. "
Пожалуй, он близок к правде. "Ликвидация" консолидировала пристрастия самой широкой зрительской аудитории, нашла отклик в сердцах многих, совсем разных людей. Создать такой объединяющий фильм, на самом деле, большая удача, характерный знак большого таланта.
Сериал без малого двадцать лет триумфально шествует по телевизионным каналам, с радующей регулярностью заглядывает в дома россиян, каждый раз словно подтверждая историческую принадлежность "жемчужины у моря".
У картины множество предпосылок, чтобы называться хорошим кино. Умное художественное осмысление реальных событий. Продуманный острый сюжет, где все линии логичны и оправданы. Колоритные герои одесского розлива. Сильный актерский состав. Крепкая режиссерская рука.
В творческом активе Сергея Урсуляка много привлекательных картин. И названная уже работа с "Дачниками" М. Горького ( "Летние люди"), экранизация прозы Юрия Трифонова ( "Долгое прощание") и Василия Гроссмана ( "Жизнь и судьба") и даже киноверсия юмористических рассказов Жванецкого ("Одесский пароход").
Без мысли загружать наши умы множеством фактов, но с большим желанием пробежаться по творческой дистанции вдумчивого режиссера, обозначим характерные точки интереса к его деяниям.
В чем он, вклад в российский кинематограф? Какой фильм можно смело назвать мировым достоянием ? Каждый зритель, как всегда, решает по-своему, хотя факт признания по итогам многолетнего служения режиссера искусству вполне объективен - приз Московского международного форума кинематографистов.
И все-таки, какая картина может конкретно отвечать критериям произведения мировой величины?
О сериале "Ликвидация" разговор уже начат. Он уникален как явление высочайшего класса единения зрительских мнений. Такое тотальное единство в оценке произведения достаточно редко. И далеко не каждый режиссер, даже самый маститый, имеет в своем активе такое творение. Но, наверное, в премиальный перечень мирового кинематографа "Ликвидация" все-таки не вписывается. Да-да, будем считать ,что наше любимое кино выше условных планок.
Широкий спектр мнений вполне нормальная ситуация в восприятии искусства. Но чтобы один и тот же фильм получил кардинально отличающиеся отзывы, такое встречается отнюдь не сплошь и рядом. Урсуляк снял и такой фильм.
"Тихий Дон" буквально расколол зрительскую аудиторию надвое. Добрая половина публики сразу после выхода на экраны назвала фильм провальным. Столько же людей сочли его достойной киноверсией великого романа.
Профессиональное сообщество же сразу оценило высокое качество работы. Национальная кинопремия "Золотой орел" в номинации "Лучший телевизионный сериал" (2017 г.).
Для режиссера работа с большим литературным произведением представляет определенный репутационный риск. Книгу Михаила Шолохова российский читатель ставит в один ряд с романом "Война и мир" Льва Толстого. А тот, в свою очередь, вошел в список " 100 лучших книг мира". И спрос со взявшегося за создание киноверсии великой прозы всегда велик.
И не менее важное обстоятельство - ранние экранизации. Раскол общественных мнений как раз и пришелся по линии сравнения с фильмом Сергея Герасимова. А зачем? Два совершенно самодостаточных художественных произведения.
Экранизация Урсуляка - качественная и вдумчивая работа. Новая киноверсия очень близка к роману и созвучна мыслям Шолохова. Режиссер, как и писатель, на стороне простых людей. Главная ценность - это человеческая жизнь, на этом настаивает автор романа, так считает и продолжатель его идеи в кино. Базовые понятия - семья, дом, земля, на которой родился, выше любого режима.
Стремление героев Шолохова выжить в социальной катастрофе и обрести почву под ногами отражено и в киноверсии Урсуляка. Поскольку ничего важнее, чем нормальная жизнь обычного человека, на этом свете нет.
Не смотря на трагизм и пронзительность интонаций, в картине Урсуляка много света, воздуха и красоты природы. Велик Дон, велика сила разума. Торжество жизни неизбежно, хотя боль от потери родных людей, сгинувших в пучине революций и гражданских войн, навсегда останется в сердцах героев.
Если вникнуть, то основные споры и ведутся-то вокруг того, какая Аксинья лучше - Чернышовой или Быстрицкой, настоящий ли казак Григорий в исполнении Ткачука или Глебова никто не затмит.
Урсуляк очень вдумчиво подошел к выбору артистов. Собственно, он так делает всегда. По его утверждению, Ткачук на экране может все, такова его актерская органика. Полина Чернышова, считает режиссер, берет искренностью и умением прожить каждый эпизод по-настоящему. "Не останови ее, она родит, не будучи беременной", - смеется Сергей Владимирович.
Хорошие исполнители - гарантия творческой силы режиссера Урсуляка. Он вновь снял Маковецкого, актера, который не просто входит в роль, он буквально воспаряет над ней. Не побоялся пригласить много молодежи, объясняя важностью отсутствие эффекта "замыленности" лиц.
Так в сериале оказались Константин Белошапка (Андреян), Артур Иванов( Петр Мелехов), Анастасия Введенская (Дарья Мелехова), Никита Ефремов ( Митька Коршунов), Александр Горбатов (Степан Астахов), Надежда Лумпова (Дуняша), Александр Яценко (Мишка Кошевой) и другие молодые исполнители.
Героиня Дарьи Урсуляк Наталья - один из центральных образов. Как же трогательно сыграна ее безутешная любовь к мужу. Как по-семейному счастливо могла бы сложиться жизнь Григория, полюби он эту женщину. Но горячий казак выбрал гибельную страсть.
А как характерно достоверна Людмила Зайцева. Прекрасный подарок режиссера возрастной актрисе - роль Ильиничны.
"Тихий Дон" Урсуляка совсем лишен идеологии. В центре повествования - люди с их непростыми судьбами. Шолохов и сам не стремился прибить своих героев к красному или белому берегу. Финал романа достаточно красноречив - Григорий стоит на перепутье, решая, куда идти дальше. Автор предоставил право выбора каждому.
Урсуляк, показывая грандиозные исторические события, далек от мысли представить эпическое полотно. Но картина получилась мощная. По силе выражения чувств, трагичности человеческих судеб на разломе эпох, градусу воздействия на зрителя.
Главное единение публики все равно было достигнуто. И противники, и сторонники новой экранизации с головой погрузились в мир донского казачества. Приняли или не приняли героев, они были с ними до конца. Осуждали или поддерживали - все вращалось вокруг мыслей о Шолохове.
Сергей Урсуляк - режиссер неограниченных возможностей. Он умеет объять необъятное. Объединив вокруг своей идеи, заставить думать и размышлять, горевать и радоваться.
"Тихий Дон" - фильм необыкновенной творческой красоты и силы. Настолько глубокий след оставляет в восприятии, что не хочется и думать, достоин ли он именоваться вкладом в мировой кинематограф. Это одна из лучших картин не только самого режиссера,но и российского кино последних лет.
А что, на ваш взгляд, получилось у Сергея Урсуляка лучше всего?
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Приятных вам просмотров качественного кино от хороших режиссеров. Будьте здоровы и счастливы!
К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации, связанные, в том числе, и с творчеством режиссера Сергея Урсуляка, здесь: