10 мая , уважаемые читатели, началось с обсуждения фильма "Праведник" Сергея Урсуляка. Накануне, 9-го, состоялась его телевизионная премьера. Еврейская тема присутствует в семье. Поведала в телефонном разговоре с двоюродной сестрой о своих чувствах от увиденного. А она в ответ: - " Ида с утра уже поделилась впечатлениями. Говорит: - "Хороший фильм. Но зря его посмотрела, только душу разбередила..."
Ида приветливая тель-авивская соседка сестры. Ей далеко за восемьдесят, она много лет проработала врачом в израильской клинике. Память о войне у пожилой женщины своя, во львовском гетто погибли почти все ее родственники.
Казалось бы, Великая Отечественная уже так далеко от нас. Да где же далеко, когда еще совсем рядом свидетели тех страшных дней. И их отклик на такое кино самый важный...
Не скрою, фильм и на меня произвел впечатление. Поводов посмотреть его было много. Такое привычное для российского зрителя внимание к военному кино коснулось и личных пристрастий. Сергей Урсуляк после сериала "Ликвидация" - прочно в числе почитаемых мной режиссеров.
Тем более, что в весеннем премиальном календаре отмечено творчество постановщика. Вполне уместно напомнить, что среди победителей нынешнего Московского международного кинофестиваля есть и его имя - специальный приз " За вклад в кинематограф". Статуэтка "Золотой Георгий" пополнила коллекцию наград продолжателя лучших традиций советской киноиндустрии.
Не стану сбрасывать со счетов и то, что Евгений Ткачук давно ходит в любимчиках. Сергей Маковецкий из того же ряда почитаемых артистов. И здесь режиссерский профессиональный интерес славно слился со зрительскими симпатиями.
И безусловный факт живой истории, когда в общей канве исторической правдивости отражены судьбы конкретных людей.
Если фильм основан на реальных событиях, он рано или поздно окажется в личном пуле зрительского интереса. Особенно, что касается военного кино.
Александр Яценко, исполнитель главной роли, сыграл настоящего, подлинного героя - Николая Яковлевича Киселева. Человека, которому израильский Институт Катастрофы "Память и Имя" присвоил почетное звание " Праведник народов мира". О его жизни и подвиге долго мало кто знал, разве что сами спасенные русским праведником евреи.
Вторжение Германии на общую землю многих народов СССР круто изменило судьбы советских граждан. Перед войной уроженец Уфимской губернии успел окончить Институт внешней торговли. На фронт ушел добровольцем, воевал в знаменитой 32-й армии. Его стрелковая дивизия народного ополчения в известном сражении под Вязьмой была полностью разгромлена, из окружения вышли единицы. Осенью 1941-го Николай Яковлевич оказался в плену.
С этого момента и начинается киноповествование. Под проливным дождем в открытом поле сидят тысячи наших солдат, среди них и политрук Киселев. С первых минут становится понятно, что это человек цепкого ума и продуманной решительности. Он просчитал все действия пошагово-посекундно и одержал свою личную победу - побег удался.
Наверное, чтобы подчеркнуть важность практического мышления, создатели вставили перед этим маленький эпизод, когда отважный матрос бесстрашно, но не продуманно, рванул через поле и попал под пули охранников.
Детали правдивы. В составе 32-й армии под Москвой действительно воевала морская стрелковая бригада.
Как же вязьминский пленный оказался в белорусских лесах? Наверное, так же, как окруженцы первых отступленческих дней из-под Минска через три-четыре месяца выходили к своим только под Москвой. Неисповедима логистика войны. Так и столичный ополченец в начале 1942-го влился в партизанский отряд "Мститель". Реальное подразделение, воевавшее в тылу врага на захваченных землях ныне Витебской области, которое возглавлял красный командир Воронянский - Дядя Вася. В фильме его играет Федор Добронравов.
В это же время на оккупированных территориях разворачивалась настоящая трагедия русского, белорусского, еврейского народов - всего мирного населения. В гетто оказалась и семья главного героя Моше Таля.
В ночь перед расправой родители решают, кого из детей отправить на волю, на всех не хватает ни средств, ни сил. Продажные охранники за выкуп выпускали людей за ворота. Тоже характерная сцена. Мать настаивает на спасении одного сына, мол, он умный. Отец ( Константин Хабенский) уверен, что выжить в таких условиях сможет только Моше, он ловкий и сильный.
Две сюжетные линии главных героев Николая Киселева и Моше Таля соединяются в одну, когда подросток прибивается к партизанскому исходу евреев в тыл.
Русский политрук в судьбе еврейского подростка и окажется тем главным путеводным светом. Он подарил жизнь мальчишке, виноватому только в том, что родился под другой звездой, издевательски нашитой нацистами на его пиджаке.
Николай Киселев крепчайший сплав природной смекалки, обретенных умений и высочайшей внутренней организации. Здесь не приходится выбирать - голова или ноги. Это человек - крепость, человек - танк. Умно устроенный и ладно спаянный. Настоящие подвиги, они не терпят бессмысленности. В фильме это подчеркивается с непременной очевидностью. Совсем не случайно возглавить исход было поручено человеку ума и дела. Отдавая приказ, командование не сомневалось, политрук точно справится с поручением.
Есть версия, что под выполнение задания Киселеву было гарантировано звание Героя Советского Союза. Но в итоге все обернулось по-другому. По выходу на Большую землю партизан попал под допрос контрразведки. Верным кажется ход создателей фильма - не касаться дальнейшего развития событий. Ни к чему снижать градус крепости высокого подвига суетой давно минувших дней.
Пока же приказ приказом, а вся аналитика и план выживания в тылу врага сложился только в голове политрука. В разговоре с командиром Василием Воронянским (Федор Добронравов) и комиссаром партизанского отряда Иваном Тимчуком ( Артур Иванов) были упомянуты Суражские ворота.
И это тоже реальный факт. К февралю 1942-го в районе местечка Сураж еще сохранялся разрыв фронтовой линии на стыке двух наших армий. Местность там болотистая и труднопроходимая, для наступательных действий чрезвычайно неудобная. И немцы до поры до времени мирились с этим. Открыты были ворота аж до 28 сентября 42-го, когда вермахт все-таки их захлопнул.
Вот к Суражским воротам и устремил вверенных ему евреев ответственный политрук. Они успели пройти створ 25 сентября буквально перед носом вражеских солдат. Этот последний прорыв показан в фильме особенно художественно.
Откуда взялись в партизанском отряде евреи? Тоже исторический факт. Вопреки расхожему мнению, бытующему и среди мирового еврейства, не попавшему под каток нацизма, что люди сами безропотно шли на казнь, сопротивление все-таки было. Но силы оказались совсем не равными.
На территории советской Белоруссии, по сведениям исследователей военного подполья, существовало порядка 10 еврейских партизанских отрядов численностью от 700 до 1500 человек. Конечно, этого мало для обеспечения защиты, если учесть , что вместе с присоединенным в 39-м году населением западных территорий евреев в республике насчитывалось более 400 тысяч. Да, почти все погибли. По сути, мирное население оставалось один на один со своим этническим признаком.
Потому благодарные потомки так ценят до сей поры каждый факт спасения еврея.
Они пытались спастись и сами, убегали из гетто. Но куда можно убежать детям и старикам? Так в окрестных лесах и образовались еврейские общины. В партизанской войне толку от них было откровенно мало. Что взять с малолетних и престарелых?!
В кино показан как бы весь срез еврейского населения. Здесь и бежавшие из Германии смешанные семьи, и выходцы из польских местечек, и жители присоединенных территорий, еще не успевшие проникнуться советским духом.
В жизни же костяк исхода составили евреи деревни Долгиново. К лету 1942 года от пяти тысяч жителей осталось чуть более двухсот.
Путь в 1500 километров по лесам преодолели не все, дважды нарывались на вражеские засады, были потери. Но больше 200 человек до тылов добрались.
Эти два месяца испытаний стали для них обретением новой жизни. До конца дней своих они помнили Николая Яковлевича Киселева и, разлетевшись позднее по всему миру, писали ему письма. Красный командир словно повторил миссию Моисея. И благодарные потомки тех спасенных, собираясь каждый год в Израиле 5 июня, в день памяти последнего расстрела долгиновских евреев, чтут подвиг и русского коммуниста.
В жизни Николай Яковлевич завершил свою партизанскую войну, когда немцы в 1944-м были изгнаны с территории Белоруссии. И тридцать лет работал в соответствии со своим дипломом специалиста внешней торговли. Но после того допроса в смерш благоразумно замолчал о своем исходе с евреями практически навсегда.
Его не стало в 1974-м. Супруга пережила его почти на двадцать лет. В картине это переводчица идиш Анна. В том походе и зародилась их любовь, возникающая симпатия показана легким романтическим флером.
Супруги никогда не рассказывали об этом эпизоде своей партизанской жизни. Даже дети о подвиге родителей узнали уже в наши дни, став взрослыми. И не от отца с матерью, а когда исследователи истории еврейства Белоруссии нашли родственников русского праведника.
Память о добрых делах не исчезает. Правда всегда возьмет вверх. Искусствовед Инна Павловна Герасимова занялась изучением истории и культуры белорусского еврейства в начале 90-х, выпустила несколько монографий, а в 2000-х инициировала создание Музея.
Однажды во время архивных изысканий на глаза научному работнику попался интересный документ - письмо Н.Я. Киселева в ЦК ВКП (б) Белоруссии П.К. Пономаренко, где партизан и описывал события своими словами. История спасения евреев, которая заинтересовала Герасимову, казалось, так глубоко спрятана, что на поиски документов и выяснение, кто же такой Киселев, ушло без малого 10 лет.
Единственным, но очень важным официальным подтверждением подвига стал найденный приказ командира партизанского соединения о поощрении политрука денежной премией в размере 800 рублей.
Но долгий путь осилит идущий. Дорога памяти привела к Инне Герасимовой и первого свидетеля того перехода. Будучи уже гражданином США, Шимон Хевлин пришел в Музей истории и культуры евреев Белоруссии. И пять часов подряд рассказывал о своем спасителе Николае Яковлевиче Киселеве.
В художественном кино этих подробностей нет, да и не важно, поскольку и так ясно, что своим появлением на свет фильм обязан, в том числе, и изысканиям научного сотрудника из Минска. Но Шимон Хевлин отражен в образе Моше Таля.
Позднее Инна Герасимова опубликовала книгу "Марш жизни" о подвиге Киселева и исходе долгиновских евреев. Конечно, Николай Яковлевич не в одиночку вел людей. И в книге, и в кино об этом тоже хорошо сказано.
Шимон Хевлин, прототип киногероя Моше Таля, после встречи с Инной Павловной принимал деятельное участие в инициировании присвоения Николаю Яковлевичу Киселеву, русскому политруку-коммунисту, почетного звания "Праведник народов мира".
В кино его взрослая история показана с налетом некой остросюжетности в полном соответствии с законами увлекательного художественного фильма.
"Праведник", один из тех редких фильмов, когда совсем не хочется обсуждать, что удалось хорошо, а что не очень. Главное, он снят, что не предается забвению память о праведных делах . Его нужно просто смотреть и помнить, что где-то есть люди, которым фильм бередит душу... И был подвиг милосердного и бесстрашного русского политрука.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Мира и добра всем!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на публикации канала о другом историческом фильме здесь: