Забавный комментарий, уважаемые читатели, выцепила на днях на каком-то канале: - "Нету у нас ни кино, ни театра, ни артистов, ни культуры!" Авторская орфография, что называется, сохранена. Как-нибудь вернемся к этому замечательному литературному жанру - комментарии, возникшему в нашу эпоху интернет-откровений. У него очень много достоинств, на самом деле. Но сегодня - о другом.
Следуя путем великого Сократа, миллион лет назад печалившегося, что молодежь нынче пошла не та, и мы вовсю пытаемся отринуть саму суть развития мира. Не признаем его совершенствования. Без конца оглядываемся назад и вздыхаем: - "Вот раньше были артисты. А теперь что?!"
Всегда оставляя за человеком право на собственное мнение, рискну поделиться своим. Слабые фильмы были, есть и, скорее всего, будут всегда. И что ж с того?! Как бы дороги ни были нам выдающиеся артисты прошлого, жизнь не остановить. Снимается много нового кино, ставятся интересные спектакли, в которых играют замечательные артисты нынешнего поколения.
Вкусы могут быть разные, в личном списке предпочтений много имен интересной молодежи, кого Боженька точно не обошел вниманием. Леонид Бичевин, Юра Борисов, Алексей Вертков, Алексей Филимонов, Павел Чинарев. Это те, кто у всех на слуху и уже доказали свою творческую состоятельность. Евгения Крегжде, Ольга Лерман, Наталья Палагушкина, Полина Чернышова - да много театральных даровитостей, кто сегодня трудится на сцене и возможно не так хорошо знаком широкой публике.
Чтобы далеко не уходить от прошлой публикации, поговорим о творчестве Евгения Ткачука, сыгравшего в фильме "Праведник" партизана Никишина с прозвищем из прошлой его жизни - Ферзь. Это значимая работа последнего актерского года.
По пути вспомним еще две важные картины - сериал "Жизнь и приключения Мишки Япончика", мгновенно сделавший артиста суперпопулярным, и экранизацию романа Шолохова "Тихий Дон". Три своеобразные маркерные отметки, точки роста молодого российского актера, талантливого преемника лучших традиций советского кино. Что-то не так?
Фильмы, между тем, связывает одно забавное совпадение - во всех герои Ткачука женятся. Две его еврейские и одна казачья свадьбы.
Отгуляв киносвадьбу в сериале Урсуляка "Тихий Дон", артист, приняв приглашение режиссера на съёмку в фильме "Праведник", попал на свою вторую еврейскую свадьбу.
Ничего не знаю о реальности прототипа партизана Никишина, врать не буду. Но в картине это фигура чрезвычайно важная - Ферзь. В жесткой игре с врагом политрук Киселев своим "ферзем" может "ходить" как угодно. Это еще одна его рука, третий глаз, седьмое чувство - словом, настоящий соратник. Парень прошел суровую школу жизни и тоже многое умеет. Главное, в перипетиях сложностей, обрастая панцирем грубоватости, не утратил сердечности и совести. Для него еврейский исход - путь к себе самому, очищение от наносного мусора.
Не случайно они, казалось бы, такие разные - образованный политрук и уличный пацан - остались рядом и после войны. Души, видать, родственные.
Создатели фильма предуготовили Ферзю и свою важную партию. В совершенно казалось бы патовой ситуации он делает неожиданный ход - женится. Русский парень по всем правилам народа своей возлюбленной играет свадьбу.
Зачем нужна эта женитьба под носом у немцев? Да все для того же, для чего задуман весь этот марш-бросок по вражеским тылам. Ради жизни! Чтобы рожать и растить детей во имя торжества этого бытия.
Свадьба - прелюдия к продолжению рода человеческого, апофеоз любви. В военных условиях вопреки близкой смерти. Сколько же надежды светится в глазах гостей, желающих молодым счастливой судьбы...
Влюбился парень в свою "большеглазую царицу" накрепко: - "Когда ты на меня смотришь, земля из-под ног уходит..."
Това Липницкая девушка тоже характера решительного и темперамента яркого, здесь они с Ферзем друг друга стоят. А национальные расхождения уладили любовью.
Трогательны свадебные моменты, печальны кадры гибели молодой жены. Това могла стать хорошей еврейской мамой...
Настойчивые парни герои Ткачука, всегда добиваются своего и женятся на желанных девушках. Так было и на первой киносвадьбе видного актера, когда самый харизматичный налетчик города женился на благовоспитанной дочери старого одесского еврея. Тогда-то и зародилась своеобразная традиция - в каждом хорошем фильме сочетаться браком.
Хорошо снятая свадьба в кино - искусство в искусстве. Точно в соответствии со словами Мишки Япончика: - "И будет шикарный вид!".
Еврейская свадьба, как и традиции любого народа, имеет свои привлекательные особенности. Так, венчание (хупа) не свершается в любой день. Потому Това Липницкая в "Праведнике" так торопилась - завтра нельзя, сегодня еще можно.
Над головой брачующихся в партизанских лесах натянута какая-то тряпочка. Балдахин как символ дома, куда жених вводит невесту. Освящается вино, молодые пьют. В "Праведнике" пили то, что оказалось в скромных запасах. Ферзь ногой в осколки раскрошил свадебный стакан. Стекло бьется в память о разрушенном храме в Иерусалиме, так завещано Торой.
На свадебном гулянии молодоженов обязательно поднимают на стульях- тронах и носят по кругу с песнями. Глаз не отвести, какой красоты была одесская свадьба Япончика.
Отличный получился сериал "Жизнь и приключения Мишки Япончика". Фантазии на тему реальных событий послереволюционной Одессы. Харизматичный криминальный авторитет с налетом народной популярности Робин Гуда. Музыкальный памятник сестрам Бэрри. Интересный актерский состав. Блистательна игра Евгения Ткачука. Блистательна. Легкая, живая, выразительная.
Очень ярко выпускник ГИТИСа подтвердил, что не даром вместе с дипломом получил престижную награду - премию имени народного артиста СССР М.И.Царева Союза театральных деятелей "За успешное постижение профессии "актер".
Сериалу не суждены были какие-то высокие награды, но главный приз получен - безоговорочное зрительское признание.
Актер Ткачук стал самым настоящим открытием. Отзывы публики были примерно такими: - "Ткачук гениальный актер!!! Такой органики давно не видели!!! Мишка Япончик, браво!!!".
Позже в его артистической карьере случилась еще одна свадьба. Самая грустная, там не звучала любовь.
За роль Григория Мелехова в сериале Сергея Урсуляка "Тихий Дон" Евгений Ткачук был номинирован на кинопремию "Золотой орел". Победителем тогда стал другой актер, но сам сериал признан лучшим.
Когда режиссер берется за роман, экранизированный прежде, он сильно рискует быть непонятым. Но Урсуляк убежден, что большие произведения нужно переносить на экран буквально каждые 10-15 лет. Не потому, что идеология меняется, а затем, что появляется иная эстетика, рождается поколение, кому понятнее другие художественные приемы. Каждая новая экранизация приближает произведение к современному зрителю.
В случае с "Тихим Доном" до Урсуляка великое произведение переносилось на экран трижды.
В фильме Сергея Герасимова донского казака Григория Мелехова сыграл потомственный дворянин Петр Глебов, легенда советского кино. Прекрасная профессиональная работа.
Но в искусстве обычное дело, когда классического героя в свое время, а то и одномоментно на разных сценах, играет не один артист. И все равно искушение сравнения велико, чаще всего по пути возвеличивания одной работы за счет принижения другой.
Что касается экранизации "Тихого Дона" Герасимова и сериала Урсуляка, то обе картины совершенно самодостаточны.
Современный сериал совсем другой. Ничуть не отрицая достоинств старой ленты, нужно признать и явные превосходства нового фильма. В экранизации Урсуляка больше простоты жизни.
Свою игру актер в ответ на сравнение с Глебовым оценил так: - " Быть непохожим - скорее плюс. А в искусстве масса ролей, которые до одного артиста с успехом играл другой. Вся классика переиграна таким образом. Сравнения неизбежны, да и бог с ними. Главное, что Мелехов получился живой и настоящий".
Сомневался Ткачук в другом. После прочтения романа крепко задумался, как же все это играть, когда что ни сцена, то конец жизни. Решил - главное остаться честным человеком, ни красным, ни белым - просто честным человеком.
Урсуляк тоже не заботился о том, чтобы его актеры творчески состязались со звездами старого кино. Есть у него свой проверенный критерий - важно, чтобы артист не играл прежде в плохом кино. А по поводу, удались или не удались герои, шутил: - "Может, у вас и справка есть от Шолохова, какие они должны быть?!"
И вот казачья свадьба. Свадьба как ключевой момент обретения счастья, нового смысла жизни. Так должно быть. У героя Ткачука вышло совсем по-другому - свадьба как крушение всех надежд.
На фоне социальной катастрофы рушится и жизнь донского казака. С желанной женщиной любовь невозможна, с супругой - не складывается.
Ткачук тонкий драматический актер, в каждом герое точно схватывает суть. Судьба Мелехова печальна от начала до конца. Актер играет трагедию. Не еврея, не донского казака - трагедию человека.
Внешне образ тоже сложился вполне узнаваемо, все, как у Шолохова - средний рост, диковатый взгляд. Искусственная горбинка на носу не испортила общего впечатления. Умелая верховая езда - в ту же копилочку зрительского признания.
В сериале, к слову, снималась и тройка скакунов Ткачука. На гонорары от сериала про Япончика артист купил трех коней. Ныне в созданном им эксклюзивном театре конно-драматического искусства порядка пятнадцати таких красавцев. Увлечение конным театром отличает его даже в ряду очень одаренных артистов.
В последние 3-4 года Евгений Ткачук много снимается.Фильмы самые разные. Вернулся на сцену, играет в Театре имени М.Н. Ермоловой в спектакле "Комната Адлера".
Нынешней весной получил свой очередной приз - фарфоровую статуэтку "Фигаро". Российская национальная актерская премия, носящая имя народного артиста РСФСР Андрея Миронова, единственная из наград, где в критериях отбора значится главное условие - актерская харизма.
Достойно ли молодой актер продолжает славные традиции советского кино, каждый зритель решает по-своему. Кто-то абсолютно искренне считает, что "нету артистов", кому-то справедливо видится, что участие таких артистов как Ткачук - безусловный знак качества фильма. Пожалуй, примкну к поклонникам его игры. А вы?
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Интересных вам просмотров нового кино с талантливыми молодыми актерами!
К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации канала здесь: