Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА
СТАРАЯ БАНЯ
(Владимирская ул., д. 5/11)
Банные воспоминания с Владимирской
Это небольшое одноэтажное здание на Владимирской улице в форме буквы «П» явно никогда не предназначалось для проживания! Сведений о времени его постройки не удалось найти, поэтому снова могу лишь поразмышлять! Здесь находилась городская баня! Думаю, именно с этой целью здание и было построено уже в советское время. За ним расположена ещё пара однотипных построек. Говорят, в одной из них была котельная.
Сегодня баня – удовольствие для гурманов! Но ещё во второй половине 20 века это общественное заведение оставалось актуальным для большей части жителей городских домов, во многих из которых даже не было водопровода.
Я познакомилась с баней в самом раннем детстве, когда мы жили ещё совсем «без удобств». Я уже вспоминала о том чудесном времени, когда мне было 4-5 лет, и наша семья переехала в коммунальную квартиру с удобствами. С тех пор банные дни переместились в коммунальную ванную комнату, и общественная баня ушла из моей жизни! Поэтому воспоминания о ней, по всей видимости, укладываются в пару лет совсем несмышлёного возраста! Но какие же они яркие! С запахами, ощущениями и атмосферой!
Мужское и женское отделение располагалось в крыльях здания. Поднявшись по ступеням, посетители оказывались в предбаннике – небольшом помещении, где, вероятно, продавали билеты! Возможно, вместе с билетом выдавали и номерок в раздевалку, в которую попадали из предбанника (очень уместное оказалось слово)! Здесь и начиналась «атмосфера»!
Все пространство разделяли высокие стойки, с двух сторон которых были прикреплены лавки. Кажется, и стойки, и лавки были обтянуты каким-то рифлёным материалом коричневого цвета! Именно его, вроде бы, взрослые называли дерматином! По крайней мере, этот материал у меня ассоциируется с советским детством. Каждая лавка, выкрашенная белой краской (так мне помнится!), была разделена с помощью подлокотников на ячейки-места. В итоге каждое место представляло собой что-то вроде широкого кресла с высокой спинкой, на которой крепились крючки! Мне это кресло, которое поступало в наше личное пользование, нравилось и казалось очень уютным! На нём хватало места и мне, и маме!
Дальше начинался процесс раздевания! Конечно, я не помню своего первого визита! Но откуда-то из глубины воспоминаний всплывает ощущение первоначальной неловкости, которую я испытала при виде обнажённых тел незнакомых женщин разных возрастов, которые либо суетились рядом со своими креслами, раздеваясь, либо, распаренные уже, краснолицые, вальяжно восседали в своих креслах с совершенно блаженными лицами, совсем не стесняясь своей наготы! Позже это чувство прошло, сменилось, скорее, любопытством маленькой девочки.
Раздевшись, босые, по резиновым коврикам, мы шли в банный зал! Он был насыщен парами влажного воздуха, там всегда царил полумрак, и оттого всё теряло чёткие очертания! Движения были замедленными. Казалось, что двигается воздух, увлекая за собой всё пространство. А ещё здесь был особенный, словно с эхом, звук. Все это создавало ощущение нереальности происходящего! Вряд ли я тогда это осознавала, но это точно вызывало любопытство.
Вдоль зала рядами стояли лавки. Свободные оцинкованные тазы были сложены горкой. Воду в таз набирали отдельно из двух кранов, укрепленных в стене, с горячей и холодной водой. Открывались они поворотом деревянной ручки, и мощная струя воды устремлялась в таз! С набранным тазом мы размещались на свободном месте какой-нибудь лавки. Здесь и начинался процесс мытья. Иногда он сопровождался неспешным общением с теми, кто оказался рядом. Теперь-то я знаю, что для многих баня – это далеко не только процесс помывки! Это – ритуал, в котором нельзя ничего пропустить! И «потереть спинку» обязательно должен кто-то, чтобы «покряхтеть» и поохать в удовольствие! А уж после этого сосед по тазу уже, вроде как, и не чужой!
Бывала я и в помещении парной! Правда, то ли мне туда не разрешали, то ли сама выскакивала как ошпаренная, потому плохо помню его! Да и вообще воспоминания больше на уровне ощущений! Например, как захватывало дух, когда меня, напоследок, мама окатывала прохладной водой из таза! Это был последний аккорд! Сеанс был окончен!
И, наконец, самое яркое впечатление – ощущение прохладной лёгкости и радости после возвращения в раздевалку! Вот оно, волшебное осознание телом очищения! Вот она – блаженная расслабленность, в которой хочется пребывать! Вот почему суетливые женщины после бани превращались в раздевалке в матрон с блаженными лицами!
Потом меня одевали и укутывали, и мы выходили из раздевалки. Кажется, здесь мне ещё для полного удовольствия доставался стакан газировки. И на этом банные удовольствия заканчивались! На улице нас уже ждал папа. Родители брали меня за руки, и мы шли по Владимирской к лестнице. Нам предстояло ехать на автобусе в Мартышкино.
Непонятная избирательность памяти
Я уже однажды вспоминала, как в 2 года удивила родителей, рассказав им все «Федорино горе». Эту историю они мне неоднократно рассказывали! Мне кажется, я помню, что произошло это как раз на этой улице, когда мы возвращались из бани. Мы шли мимо жёлтенького двухэтажного дома, который сегодня расположился между двумя современными постройками, и я сама получала удовольствие от происходящего!
Иногда кажется, что я не могу себя помнить в 2-х летнем возрасте, этого не может быть! Но у меня есть ещё более ранние воспоминания, о которых помню только я! И они тоже – на уровне ощущений! Например, я проснулась в нашей комнате в мартышкинском доме в своей кроватке и стала звать маму. Она всё не шла. Тогда я стала громко кричать, потом увидев на тумбочке у кровати мамины часики (их я тоже помню!), схватила их и стала колотить по никелированной спинке кровати! Всё! Дальше нет воспоминаний! Когда я рассказывала маме, которая не помнила этот эпизод, она смеялась и говорила, что, наверное, мне хорошо досталось! Меня не перестаёт удивлять избирательность нашей памяти! Что-то проваливается в ней и теряется навсегда, а что-то хранится, вместе с эмоциями, в цвете и с запахами!
Позже, я, конечно, бывала в разных банях, ради любопытства! Хотелось, наверное, вернуться к детским ощущениям! Но каждый раз это были новые ощущения, характерные возрасту и эпохе! И всё же самые яркие банные воспоминания с Владимирской улицы!
Прачечная советских времён
Баня долго работала на Владимирской, пока не было построено новое здание. Получив квартиру, мы перестали ходить в баню, и я быстро и навсегда привыкла к ванне. Но в здание бани мы продолжали ходить. Здесь, между мужским и женским отделением, располагалась городская прачечная. Туда мы некоторое время носили в стирку бельё!
Помню моток ленты с номерами у нас дома. Такой номерок надо было отрезать и пришить к белью, которое будет сдаваться в прачечную. Я подросла, и меня тоже приобщали к этому занятию (нудное, однако, дело). Грязное белье складывалось в чемодан и отправлялось в стирку, а через некоторое время возвращались в дом чистым, отглаженным и аккуратно сложенными плотными стопками.
Этот период, когда советские прачечные стали популярными, почему-то совсем забылся! А ведь они так облегчали жизнь хозяек, пока в их дом не пришли стиральные автоматы! Я же вспомнила об этом, потому, что для кого-то это, действительно, забытая история! Наши дети уже не застали прачечных, а мы им, возможно, забыли про них рассказать!
Старая баня в новом качестве
Зато наши дети, очевидно, хорошо знакомы с совсем другой историей Старой бани (её по-прежнему так называют). Когда к нам начал возвращаться капитализм, здесь открылось одно из первых частных кафе, которое скоро стало очень популярно у горожан. Поначалу, мне кажется, у него даже не было названия. Потом на входе в бывшее женское отделение бани появилась вывеска, и оказалось, что кафе называется «Премьера». Здесь нередко проходили не только корпоративы, но и устраивались уютные посиделки с коллегами, когда хотелось поболтать в непринуждённой обстановке, сюда приходили с друзьями и на праздники. И всегда здесь было не только уютно, но и по-домашнему вкусно! Потом поменялся хозяин, сменил вывеску и интерьер, кафе превратилось в ресторан «Летний сад», в котором уже не было так вкусно и так уютно, как прежде. А теперь вывеска и вовсе исчезла, хотя появилась летняя пристройка а дверь открыта. Но я туда перестала заглядывать.
Однако, став заведением общественного питания, старая баня сохранила воспоминания о своём прошлом. Ещё первые владельцы кафе используя арендованное здание, извлекли выгоду ещё и из его прошлого! При кафе была открыта сауна, которая и сегодня довольно популярна. Записываться сюда нужно заранее, и тогда можно проводить здесь время по своему усмотрению! Конечно, в хорошей компании! Я в этом её качестве в бане не была, но слышала много хороших отзывов!
Там, где раньше была прачечная, долгое время находился хозяйственный магазин, помещения которого недавно занял цветочный салон. Крыло, где прежде находилось мужское отделение, в разное время арендовывали небольшие предприятия. В общем, на заре перестройки Старая баня, сама того не зная, превратилась в бизнес центр, и похоже, успешно продолжает жить в этом качестве! А мы можем порадоваться, что этот домик на Владимирской остаётся в строю!
А я уже вышла к Александровской улице, и пока сама не знаю, о чём буду рассказывать, гуляя по ней! Ведь дореволюционной истории там почти не осталось, а воспоминания перемешались с совсем недавними событиями, поскольку проходили всё в тех же декорациях сегодняшнего дня! И все же, попробую!
Продолжение :
А начало книги здесь, переходите по ссылкам, читайте всю книгу!
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать