Найти в Дзене
ROCKDIGGER

Прогрессивный метал ещё куда-то прогрессирует?

Для большинства рок-меломанов такие вопросы совсем не актуальны. Слушаем то, что слушается, а что не слушается, то и не слушается. Но для тех, немногих, кому ещё интересно развитие этого поджанра, ноги у которого растут аж с конца 60-х, начала 70-х годов прошлого столетия, благодаря таким именам как Yes, Genesis или там King Krimson и многих других, совершивших первые исторические шаги в усложнении музыкальных аранжировок, вопрос этот вызывает интерес. Немного поговорим сегодня о prog-metal музыке.

Приветствую Всех, Rockdigger сегодня вновь с Вами!

Rockdigger - что вы думаете о progressive metal?
Rockdigger - что вы думаете о progressive metal?

Тут дело такое: что-бы хорошо слушалось звуковое полотно от прогрессирующих музыкантов, а тем более из среды металлистов, пытливое ухо слушателя заметит необходимость максимально-возможного улучшения качества своей домашней звуковоспроизводящей аппаратуры. Хотя я, лично, своё знакомство с музыкой, скажем, King Krimson начинал сквозь дикий эфирный шум приёмника VEF-202, вытянув из него длинную антенну на полную. И ничего...впечатления остались одни из загадочных в жизни. Главное, прочувствовать форму, а детали-же сами, сквозь шум, дорисовывались в голове. Это неудивительно, что многие люди, именно так начинали, сквозь эфирный шум помех, прослушивать свой первый арт-рок (так это тогда называлось) в период существования СССР. Однако, современный подход к качественному прослушиванию немножечко вышел за рамки возможностей Селги, Океанов или того же VEF-202 (эй, где вы сейчас?). Безусловно, хорошие акустические свойства самой комнаты и добросовестный подход к собственной домашней аудиосистеме несомненно позволит раскрыть красоту прог-металлических ландшафтов, особенно, не на высокой громкости, чуть громче чем тихо, не позволяющей вскипание мозга. К примеру, именно так когда-то, осваивал я прослушивание экстремального металла, где для постороннего уха всё нелепо и ужасно, но при внятном и детальном воспроизведении открываются нюансы и особенности уникальных гармонических построений. Здесь, разумеется, сами музыканты должны быть высокого технического уровня. А такие есть и немало.

Отмечу, что упомянутые известные группы, а я добавил бы к ним еще ELP, Rush, High Tide и т.д. (называю первый эшелон), являлись первыми исполнителями прогрессивного рока, имеющего в 70-х годах много общего как с классикой, фолком так и с традиционным хард-роком и психоделией, побудивших уже, наверное, третье поколение современных metal-музыкантов к свободному скрещиванию инструментальных и композиционных структур песен, невероятно расширивших жанровые рамки. Это большой разговор, ибо современный прогрессив-метал это уже бесчисленное множество подстилей, соответствующих очень разным направлениям музыки, за которыми стоят конкретные музыкальные коллективы.

На фото одна из лучших мировых групп в жанре Progressive Metal - DREAM THEATER, созданная тремя студентами музыкального колледжа Berklee в Бостоне, что уже говорит о высоком уровне подготовки исполнителей, прекрасно знающих музыкальную теорию и обладающих огромной практикой за плечами. Плохо владеющие инструментами музыканты просто не смогут работать в темпе обработки гигантского количества в том числе и сложной нотной информации.
На фото одна из лучших мировых групп в жанре Progressive Metal - DREAM THEATER, созданная тремя студентами музыкального колледжа Berklee в Бостоне, что уже говорит о высоком уровне подготовки исполнителей, прекрасно знающих музыкальную теорию и обладающих огромной практикой за плечами. Плохо владеющие инструментами музыканты просто не смогут работать в темпе обработки гигантского количества в том числе и сложной нотной информации.

География прог-металлических групп охватывает сегодня весь мир. Это и традиционные англоязычные страны, так и пожалуй, большинство других стран, включая Южную и Латинскую Америку, Ближний Восток, Индонезию и даже Китай (Tang Dinasty) Вопрос: "Что привлекает молодых музыкантов и музыкантов с серьёзным опытом исполнять и развивать этот запутанный и, порой, трудно усваиваемый обычными мирянами жанр?" Ответ кроется в самой этой музыке, требующей от музыканта дисциплины и серьёзного индивидуального технического совершенства во владении инструментом. Здесь, как и в спорте, есть некий вызов, заставляющий музыканта развивать свои технические игровые навыки. Кроме того, давно существует целая индустрия по популяризации прог-метал-сцены: крупнейшие мировые хэви-метал фестивали разбавляют свои, порой, монотонные программы лучшими образцами исполнителей прогрессивного метала. И всё-же, музыкальная и композиционная составляющая в большинстве образцов музыки прог-метала на сегодня оставляет желать лучшего, так как мелодическое содержание самого произведения испаряется под натиском технически натасканных навыков игры на инструменте. Да и прослушивание от начала до конца альбома какой из либо новоявленных прог-металлических групп, всё чаще, та ещё изощрённая пытка. Разумеется, время от времени появляются и приятные исключения.

У меня нет желания приводить четкие конкретные примеры, дабы не эстетствовать, цепляя устоявшиеся вкусы кого-либо из почитателей сего жанра. И потом, есть у меня добрый знакомый, обладатель сотен альбомов исполнителей прог-металла, большинство из которых с завидным усердием "работают работу": в студии или на сцене, ако хирурги в операционной, препарируют мелодию на части, допытываясь, что у неё внутри, исполняя какое-то непрерывное таинственное и нескончаемое произведение, при этом, наперегонки соревнуясь в искусстве по красоте расстановки синкоп. И через прослушивание пары таких альбомов, я уже начинаю мыслить геометрическими формами, забывая про наличие какой-либо мелодии напрочь. Может в этом и есть определённый смысл, так как есть-же преданные слушатели и поклонники такой музыки. Однако, я задаюсь вопросом, "куда развивается дальше этот жанр?". И ответ даю такой, технически - уже никуда. Вся эта развитая музыкальная "робототехника" теперь устремляется в области какого-то ментального человеческого созерцания, посредством мастерского владения музыкальным инструментом. А есть те, кто считает что она уводит в такие лабиринты сознания, где особо впечатлительным в пору и заблудиться: посмотрим, что ещё там будет с развитием искусственного интеллекта (ИИ).

Так что попробуйте в промежутках увлечения прог-металлом, иногда послушать, нечто простое и по-домашнему тёплое, ДРУГОЕ, скажем, песни в исполнении того-же Олега Ануфриева или там, Юрия Визбора. Это как спасительный фонарь в тёмном подвале включить...помогает вернутся. Как антидот.

В заключении, хочется всё-же поделиться интересной, лично на мой вкус, группой, добросовестно служащей на ниве прогрессив-металла уже более 20 лет, что совсем не мало..иии...что-то интересное в этих ребятках есть. Группа из Великобритании - TESSERACT (знач. - куб в четырёхмерном пространстве).

Мне лично "зашёл" альбом Altered State 2013 года (Изменённое состояние) вышедший в своё время как на CD так и в виниловом исполнении аж на двух винилах (2LP). TESSERACT известны и пользуются заслуженным вниманием у аудитории. Помните у Deep Purple есть "Come Taste The Band" в смысле содержания фразы, поэтому и вы - "попробуйте группу на вкус".

TESSERACT Nocturne (OFFICIAL VIDEO) - взято с канала Century Media Records

Tesseract on stage 2024
Tesseract on stage 2024

Обложка винилового издания Altered State 2013 года Сentury Media Rec.
Обложка винилового издания Altered State 2013 года Сentury Media Rec.
Белое исполнение лонгплеев (Герм.)
Белое исполнение лонгплеев (Герм.)
-6
Обратная сторона обложки альбома.
Обратная сторона обложки альбома.
Вот так выглядит куб в четырёхмерном пространстве, называемый TESSERACT.
Вот так выглядит куб в четырёхмерном пространстве, называемый TESSERACT.
TESSERACT
TESSERACT

Добавлю, что в 2014 году TESSERACT выступали в Москве (клуб Volta) - вроде совсем недавно, но как давно это было. Так что кое-кто помнит...

Ищите свою музыку. Расширяйте восприятие. Оно того стоит.

Rockdigger всегда с Вами, берегите себя!

_______________________________

*При каком-либо использовании материалов авторского текста, ссылка на автора обязательна!