Ольга Сафонова много лет преподает в детской художественной школе. И всерьез увлечена кожаной пластикой, изготовлением украшений, декоративных панно и сувениров. Мастерица убеждена, что кожа – самый благодатный материал, хотя работать с ней совсем непросто.
Сафонова родом из города Богородска Новгородской области, который славился своими кожеделами. Школьницей вместе с одноклассниками ходила на экскурсии на местные предприятия – завод «Кожезаменитель», шорно-седельную, кожевенно-галантерейную, обувную фабрики. Судя по всему, увиденное понемногу, исподволь пробуждало в ней генетическую память о ремесле предков, которая замерла в ней лишь на время...
А Ольга Александровна с детства любила рисовать, поэтому после школы поступила в Чувашский государственный педагогический университет на художественно-графический факультет. В 1976 году окончила учебу, защитив диплом по теме «Моделирование школьной формы для девочек». Через месяц переехала с супругом на его родину в Туймазы. Первые шесть лет трудилась в общеобразовательной школе учителем рисования, а в 1982 году перешла в детскую художественную школу.
– Художественной обработкой кожи я начала заниматься с 1997 года, – вспоминает мастерица. – Специализированной литературы на эту тему тогда было не найти, поэтому могу с полным правом называть авторскими все мои первые работы (улыбается – авт.). Творила интуитивно, без определенной методики. Первые мои работы – это натюрморты и пейзажи, так называемая кожаная живопись.
Да, работа с кожей – это в прямом смысле слова грязный и дурно пахнущий процесс. Но мне нравилось. Фактурность материала дает возможность сделать картину выпуклой, придать ей мягкость и объем. При этом кожа различного качества помогает передать оттенки цвета и полутонов.
Лет десять назад Сафонову увлекла национальная тема. Так появились башкирские орнаментальные панно в форме круга и квадрата, панно по башкирским мотивам. Затем по просьбе коллег из местного народного ансамбля она изготовила комплекты для башкирского костюма: головные уборы, нагрудные украшения, браслеты, пояса.
– В 2015 году на одной из выставок у меня поинтересовались, где можно купить сувенир, который будет напоминать о Башкирии, – вспоминает Сафонова. – Предложила приобрести мед и баурсак – отказались. Мол, нам нужно то, что будет долго храниться и радовать глаз, а не только желудок. И тогда мне пришла идея сделать сувениры в виде кукол.
За пару вечеров Ольга Александровна разработала макет будущей куклы: устойчивое основание, вместо скелета – палочка, вместо головы – деревянная бусина. Снаружи эта конструкция обклеивается кожей. Ну а дальше, как говорится, дело техники. Девушкам-куклам – коса из кожи, парням – меховая башкирская шапка и курай.
Национальные башкирские костюмы и орнаменты художница изучает много лет, поэтому нарисовать узоры на платьях для нее не составило труда. Так появилась первая пара – башкир и башкирочка.
– Узоры – это важная составляющая художественной памяти, – продолжает автор. – У башкир они всегда были невероятно яркими, красочными и при этом симметричными. Они использовали сильные и чистые цвета. Красный считался цветом тепла и огня, зеленый – вечной зелени, белый говорил о чистых помыслах, а коричневый был цветом старости и увядания. Правда, если в древности украшения играли роль талисманов и оберегов, то теперь эта магическая функция забыта.
Сафонова разработала несколько вариантов кукол-сувениров различного размера. Со временем ее коллекция пополнилась куклами других национальностей, ведь их в Башкирии более 100. Так появились татарин в камзоле с татарочкой в калфаке. А вот у чувашской и русской девушек пары пока нет – автор обдумывает варианты мужских костюмов.
Раньше материалы для своих изделий Сафонова собирала с «миру по нитке». Говорит, друзья и знакомые приносили ей старые кожаные куртки, сапоги, сумки. Сейчас сделать это гораздо проще – куски кожи разных цветов можно по доступной цене приобрести в интернете. Там же она покупает бусины и другие аксессуары. Когда на художницу находит вдохновение, за вечер мастерит сразу несколько кукол.
Пока сувениры Ольги Александровны аккуратно разложены по коробочкам и ждут, когда их повезут на очередную выставку. А мастерица без дела не сидит. Недавно она купила небольшой ткацкий станок и потихоньку начала осваивать закладное и браное ткачество.