Ну что, дорогие коты, кошечки и котята, следящие за моей писаниной (надеюсь, что таковые есть), продолжим наши неполживые речи про героев Большой Игры. Мы с вами уже говорили про Грибоедова, про Виткевича. А сегодня мы поговорим про человека, который несмотря на то, что прожил до обидного мало, всего 29 лет, остался в памяти двух народов, русском и казахском, как национальный герой.
Тот, о ком пойдет речь сегодня, Мухаммед-Ханафия Валиханов родился в ноябре 1835 года в крепости Кущмурун (сейчас это Костанайская область, Казахстан). Мать называла его Чокан. Это прозвище настолько сильно закрепилось за нашим героем, что в конце концов стало его официальным именем.
Отец нашего героя, Чингиз Валиханов, был очень непростой человек. Старший султан Аманкарагайского (с 1845 года Кушмурунскго) округа, он получил образование в Сибирском линейном казачьем училище г. Омска. Имел чин полковника русской армии. В семье Валиханова, кроме Чокана, было еще шесть сыновей и четыре дочери.
Впрочем, сын, Чокан Валиханов, тоже был далеко не прост. В самом раннем возрасте выяснилось, что мальчик феноменально талантлив. Уже в четыре года он научился читать, в семь – начал посещать ментаб - школу, где изучал основы арабской и чагатайской письменности. Чокан с детства общался с акынами –сказителями, которые привили ему интерес к народной поэзии. В детстве, помогая отцу, он записал ряд народных казахских поэм. Общаясь с русскими офицерами-топографами, приезжавшими рисовать карты местности, мальчик научился рисовать.
Было понятно, что такой талантливый ребенок должен был получить хорошее образование, и отец, пользуясь своими связями, осенью 1847 года устроил своего сына, 12-летнего Чокана Валиханова, в Сибирский кадетский корпус. Это было учебное заведение, которое давало прекрасное образование. Помимо чисто военных дисциплин – тактики, фортификации и т. д., воспитанники кадетского корпуса изучали основы философии, русскую и всеобщую историю, русскую и западноевропейскую литературу, географию, ботанику, зоологию, физику, математику, геодезию, архитектуру, рисование, черчение, европейские и восточные языки. В программе обучения акцент делался на изучении Сибири, Средней Азии, Китая, Персии, Афганистана, Индии.
В начале обучения у мальчика возникли очень серьезные трудности. Юный Чокан не владел русским языком, вернее, скорее всего, не владел русским языком в объеме (мы же помним, что маленький Чокан Валиханов учился рисованию у русских офицеров, вряд ли они не научили его говорить по-русски хотя бы на самом примитивном уровне), нужном для обучения в учебном заведении. Но будущий великий ученый, дипломат и разведчик это преодолел. Он в кратчайшие сроки выучил русский язык и очень скоро стал лучшим учеником кадетского корпуса.
У преподавателей не было никаких сомнений в том, что в будущем Чокан Валиханов, которому было на тот момент 14-15 лет, станет успешным ученым-исследователем, и относились к нему с гораздо большим вниманием, чем к остальным кадетам. Например, Чокан Валиханов был единственным из обучающихся, кто получил доступ к фондам корпусной библиотеки, которыми могли пользоваться только преподаватели.
В 1853 году Валиханов окончил обучение в кадетском корпусе и был зачислен на службу корнетом в Сибирское линейное казачье войско. На молодого талантливого офицера обратил внимание генерал-губернатор Западной Сибири (в состав генерал-губернаторства кроме, собственно, Западной Сибири, входили и северо-восточный Казахстан) Г.Г. Гасфорт и назначил Чокана своим адъютантом.
Летом 1855 года Валиханов сопровождает генерал-губернатора в инспекционной поездке, в качестве офицера по особым поручениям. После возвращения в Омск, зимой 1855-1856 г. г., он, как историограф Западно-Сибирской области, занимается изучением истории казахского народа, сопоставляя восточные источники, русские летописи и казахские народные предания… За заслуги зимой 1856 года корнет Валиханов получает чин поручика досрочно.
А весной 1856 года поручик Валиханов снова отправляется в путешествие. Он принимает участие в экспедиции под руководством полковника М.М. Хоментовского на Иссык-Куль. Чокан Валиханов, как представитель власти, посещал киргизские аулы, где улаживал конфликты между родами, а также, заодно, чтобы два раза не вставать, записывал киргизские народные песни и предания, делал зарисовки народных костюмов. Между прочим, первые записи отрывков из знаменитой поэмы «Манас» сделал именно Валиханов.. А еще во время экспедиции Чокан Валиханов собирал различные научные коллекции, изучал исторические памятники.
В тот же год Валиханов выполняет очень важную дипломатическую миссию. В августе 1855 года в городе Чугучаке, на территории Китая или, как тогда говорили, Цинской империи, сожгли русскую торговую факторию. Проблема была не только в том, и не столько в том, что своих товаров лишились как китайские, так и русские купцы, проблема была гораздо глубже. Под угрозу была поставлена вся русско-китайская торговля. Потому что никто из купцов не будет заниматься торговлей там, где твои товары могут в любой момент сжечь. А торговля между Российской и Цинской империями - это была не только экономическая, но и политическая проблема. И решать ее должен был наш герой.
Чокан Валиханов провел в Китае около трех месяцев. Он блестяще выполнил поручение. В результате проведенных переговоров русско-китайская торговля была восстановлена, а также была заложена основа для заключения ряда будущих русско-китайских договоров. Сам же Валиханов привез из Китая очень интересные дневники, в которых рассказывалось о жизни Цинской империи того времени.
И тут я должен сделать одно лирическое отступление… Я прекрасно понимаю, что моя статья получается достаточно суховатой, но ничего не могу с этим поделать. В других моих статях я пытался рассказывать об увлечениях, личной жизни героя. Здесь же, во время подготовки статьи у меня возникло стойкое ощущение, что у Чокана Валиханова в жизни была только работа. Наш герой только и делал, что путешествовал, изучал исторические документы и писал, писал, писал… Будто он чувствовал, что жить ему недолго[F16] [P17] , и старался успеть как можно больше…
1856 – 1857 годы становятся переломными в жизни Валиханова. Выходит ряд его публикаций: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Очерки Заилийского края», «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа ». Все это написано автором, которому исполнилось только двадцать лет… В эти годы Валиханов познакомился с двумя очень примечательными людьми, которые потом оказали влияние на всю его жизнь. Это великий русский путешественник П.П. Семенов, больше известный в нашей истории как П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Именно по его рекомендации Чокан в 1857 году становится членом Русского Географического Общества.А еще Валиханов познакомился с бывшим каторжником, будущим великим русским писателем Ф.М. Достоевским. Отношения с ним Чокан поддерживал всю оставшуюся жизнь.
Тем временем в Восточном Туркестане происходили очень важные события, которые оказали непосредственное влияние на жизнь нашего героя. В Кашгарии, принадлежащей Китаю, началось восстание. И это восстание очень заинтересовало Петербург. Нужно было как можно быстрее выяснить, что происходит вблизи границ Российской империи, и особенно интересовал вопрос о роли англичан в происходящем восстании. Потому что слухи ходили всякие. Вплоть до того, что английские военные принимают непосредственное участие в боях на стороне восставших.
Но тут был нюанс… Кашгария была территорией, полностью закрытой для европейцев. Последним на тот момент из европейских ученых, побывавших там, был географ Адольф Шлагинтвейт. Так вот, он из Кашгарии так и не вернулся. Географу просто-напросто отрубили голову.
Но делать было нечего, нужно было идти на риск... Руководство Российской империи принимает решение отправить тайно туда толкового человека. И этот человек должен быть выходцем из азиатских народов, населяющих Российскую империю, потому что посылать европейца – это означало отправить человека на верную смерть. Выбор пал на 21-летнего (!) Чокана Валиханова. Помогать ему должен был «бывалый в дальних азиатских странах» татарин Файзулла Нечаев.
25 июня 1858 года торговый караван семипалатинского купца Мусабаева двинулся в путь. Он состоял из 42 человек, 101 верблюда и 65 лошадей. С этим караваном путешествовал молодой купец Алимбек… Вы, наверное, догадались, что этим самым купцом и был Чокан Валиханов. Правда, узнать в купце Алимбеке Валиханова, красавца, которому так шла русская офицерская форма, было, мягко говоря, затруднительно. Он был одет в восточную одежду, голова была обрита по местному обычаю…
Перейти каравану заснеженные перевалы Тянь-Шаня было очень и очень нелегко. Путешественники вынуждены были несколько раз за время пути отбиваться от разбойников, а при въезде на территорию Кашгара они были подвергнуты подробнейшему допросу, а их вещи – тщательнейшему обыску.
Невзирая на все трудности и опасности, караван добрался до цели назначения благополучно 2 октября 1858 г.
«Купец Алимбек» развил в Кашгаре кипучую деятельность. Он собирал информацию обо всех сторонах жизни Кашгарского ханства – истории, политике, экономике, религии, природе, этнографии. Исторические сведения он получал как из официальных документов и книг, так и из устных разговоров. Материалы, собранные Валихановым, представляют из себя ценнейший источник информации по Кашгарскому ханству.
Караван пробыл в Кашгарии около полугода, до 11 марта 1859 года. Дальнейшее пребывание становилось опасным. Во-первых, из-за общей нестабильной обстановки, угрозы нового восстания, а во-вторых, стали распространяться слухи, что в составе каравана есть русский агент. Скорее всего, проговорился кто-то из караванщиков. Кашгарцы искали агента, но так и не нашли. А если бы нашли… Тогда для каравана все закончилось бы очень печально. Вряд бы кто-либо из караванщиков вернулся бы домой…
Чокан Валиханов возвратился из путешествия с очень богатым материалом. Нужно было как можно быстрее обработать его, составить отчет и лично доставить его в Петербург. Тем более, что ждали его с большим нетерпением. Но лишения, перенесенные во время путешествия, а также тяжелейшее нервное напряжение подорвали и так слабое здоровье Чокана Валиханова. Он тяжело заболел и проболел несколько месяцев. Так что подготовить отчет наш герой смог только к осени 1859 года.
Чокан Валиханов прибыл в Петербург в начале 1860 года. Встретила его столица Российской империи как героя. За его заслуги по изучению Центральной Азии и проявленное мужество Валиханов был награжден императором Александром II орденом Святого князя Владимира IV степени, ему присвоили очередной чин штаб-ротмистра. Для продолжения службы Чокан был зачислен в Генеральный штаб, где занимался составлением карт Средней Азии и Восточного Туркестана, а с мая 1860 года Валиханов одновременно поступает на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел Российской империи. Причем о прикомандировании Валиханова к Азиатскому департаменту перед императором Александром II ходатайствовал сам министр иностранных дел империи, канцлер Горчаков: «Штаб-ротмистр Валиханов, совершивший в минувшем году поездку в Кашгар, изучивший на месте восточную часть Средней Азии и знающий совершенно несколько наречий тюркского языка, может быть полезен Азиатскому департаменту своими специальными сведениями».
С отчетом Чокана Валиханова о поездке в Кашгарию, согласно сохранившимся в архиве формулярам, в течении двух лет знакомились офицеры Генерального штаба, руководители военного министерства и министерства иностранных дел, члены Государственного Совета и кабинета министров.
Во время 15 месяцев, пока Валиханов находился в Петербурге, ему удалось очень многое: как уже говорилось, он принимал участие в составлении географических карт Центральной Азии в интересах русской армии, работал над переводами древних рукописей, преподавал тюркские языки в Высшей школе при Азиатском департаменте министерства иностранных дел, слушал лекции на историко-филологическом факультете Петербургского университета, консультировал по различным вопросам, касавшимся Центральной Азии, печатался на страницах различных известных журналов, готовил материалы для энциклопедий.
Представляете, какой объем деятельности нес на своих плечах один человек?! А еще Чокан Валиханов сотрудничал с Императорским Русским географическим обществом. Понятно, что с этим сотрудничеством была одна проблема. Дело в том, что путешествие в Кашгарию было совершено с разведывательными целями и все сведения, полученные при этом, были секретными. Однако сам министр Горчаков официально позволил открыто опубликовать полученную в путешествии информацию. «Я был бы Вам весьма благодарен, если бы вы сообщили Географическому обществу то, что Вы почли возможным». Так что эта проблема благополучно разрешилась .
Отчет о поездке, опубликованный на страницах «Записок Императорского Русского географического общества», произвел фурор в научном мире. «Валиханову принадлежит честь быть первым образованным, посетившим эти страны», «Поездка эта представляет собой замечательный географический подвиг со времен Марко Поло, за исключением несчастного Адольфа Шлагинтвейта, убитого в этом городе, о чем Валиханов привез первые сведения».
К сожалению, весной 1861 года у Валиханова обострился туберкулез, и он вынужден был покинуть Санкт-Петербург. Он возвращается в так любимые им казахские степи, чтобы поправить свое пошатнувшееся здоровье.
Но Валиханов не просто отдыхал и лечился, он работал, и работал много. Во-первых, он собирал у себя со всей округи сказителей и записывал их рассказы.
Во-вторых, Чокан Валиханов выдвинул свою кандидатуру на выборах старшего султана. Выдвинул для того, чтобы, как писал Ч. Валиханов своему другу Ф.М . Достоевскому «…посвятить себя пользе соотечественников, защитить их от чиновников и богатых киргизов» (Киргизами в XIX веке называли и казахов. - прим. мое Н.Г .) Выборы он выиграл. Но эти самые чиновники и богатые киргизы были от выигрыша Валиханова далеко не в восторге и поэтому сделали все, чтобы он не занял этот пост. Поэтому генерал-губернатор Западной Сибири кандидатуру Чокана Валиханова не утвердил, и назначил старшим султаном другого кандидата, который хоть и проиграл Валиханову, но был более лоялен власть имущим.
А тем временем предлагалось унифицировать судебную систему и ввести единые правила правосудия по всей Российской империи, в том числе среди кочевых племен казахов. Чокан Валиханов выступил против этого и предложил оставить прежнюю, традиционную систему правосудия. Вот как он аргументировал свою точку зрения в «Записке о судебной реформе»:
«Россия в числе сыновей своих имеет немало народностей иноверческих и инородческих, которые ведут образ жизни, диаметрально противоположный образу жизни коренного русского населения, имеют нравы и обычаи диаметрально противоположные нравам и обычаям русских славянского племени. Понятно, что преобразования, проектированные для христианского и оседлого русского населения, по вышеизложенным причинам, не принесут никакой пользы и будут бессмысленны, если будут всецело применены к кочевым и бродячим инородцам Европейской и Азиатской России ».
Пока Валиханов занимался судебной реформой, его вызвали в Петербург, в министерство иностранных дел. Чокан Валиханов начинает собираться в путь, но обострение болезни заставило его остаться в Омске.
Весной 1864 года Валиханов принимает участие в походе полковника Черняева против Кокандского ханства, но скоро вместе с некоторыми другими русскими офицерами, возмущенный жестокостью Черняева, покидает отряд.
Валиханов выезжает в Петербург, но, из-за обострения болезни, вынужден остановиться у своего родственника в ауле Тезека. Он думал отдохнуть несколько дней, быстро поправиться и ехать дальше, но, увы, по состоянию здоровья был вынужден остаться в ауле до осени.
Тем временем на территории Китая, в Восточном Туркестане, вспыхнуло восстание против маньчжурских властей. И начальник Алатауского округа генерал Колпаковский предложил Валиханову наблюдать за развитием обстановки, собирать информацию, анализировать ее, и пересылать ему, генералу Колпаковскому.
Чокан Валиханов соглашается, надеясь, что как только его здоровье улучшится, он продолжит путь в Санкт-Петербург. Но надеждам его, к сожалению, не суждено было сбыться.
Сердце офицера русской армии, верного сына казахского народа Чокана Чингизовича Валиханова, перестало биться 10 (22) апреля 1865 года. Он не дожил даже до тридцати лет…
На его могиле была установлена гранитная плита, на которой было написано: «Здесь покоится прах ротмистра Шокана Валиханова, скончавшегося в 1865 году. Во внимание учёных заслуг Валиханова положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881 г.». В 1958 году правительством Казахской ССР на могиле Валиханова был установлен большой гранитный обелиск, а в канун 150-летия со дня рождения героя был построен большой мемориальный комплекс, который включает в себя музей и памятник Чокану Валиханову.
Понятно, что мы в статье уделяли внимание в основном подвигам Валиханова на ниве разведки, но его деятельность этим не ограничивалась. Он был историком, географом, этнографом, путешественником, просветителем, востоковедом. Работы Чокана Валиханова в XX веке были изданы в виде собрания сочинений из пяти томов. Напомню еще раз – Валиханову было отпущено только 29 лет жизни.
Грибоедов, Виткевич, Валиханов… Разные люди с разными судьбами… Но было у них одно общее – все эти замечательные люди отдали силы, здоровье, да и свои жизни защите интересов России. Склоните головы, друзья, перед их памятью. Они это заслужили!
На этом мы заканчиваем наш небольшой цикл статей, посвященных русским героям Большой Игры. Следующая моя статья будет посвящена совсем другим событиям, происходившим в совсем другом месте. До встречи!
Автор: Николай Ганчук
Автору на книги
Сбер 2202 2023 2828 3621