Найти тему
Не учебник истории.

Феодальное великолепие интерьеров средневекового замка Арундел

В январе 1923 года Чипс Ченнон, молодой светский американец, впоследствии член парламента от консерваторов, остановился в замке Арундел.

В своем дневнике он оставил следующее воспоминание о событиях тех дней:

«В честь празднования первого выхода в свет леди Рэйчел Говард здесь собралась огромная компания из более, чем полу сотни человек. В основном, конечно же молодежь... Арундел на столько феодален и средневековен, что так и кажется, что в следующую минуту к тебе подойдет бифетер и подаст чай. Здесь все дышит стариной: рвы, зубцы башен, тяжелые решетки подъемных ворот. Почему-то прошлое здесь кажется не таким уж и далеким... не то, что в Виндзоре. Хотя, надо признать, здесь менее уютно. Бал сегодня был дан в Баронском зале. Там собралась вся округа. За ужином было более семидесяти человек и чтобы все поместились пришлось превратить готическую библиотеку в столовую. Странно, что в замке практически отсутствует старинная мебель и гобелены, а стены украшают весьма посредственные картины».
Библиотека в замке Арундел, Западный Суссекс. Фото Пол Хайнэм
Библиотека в замке Арундел, Западный Суссекс. Фото Пол Хайнэм

Эта запись представляет собой любопытное свидетельство того, как старинные замки использовались при проведении праздников и закрытых вечеринок.

Однако то, что Чипс Ченнон упоминает о скудности обстановки замка, удивляет. Зал Баронов (рис. 2), бесспорно, заблаговременно был бы освобожден от мебели, дабы ничто не мешало танцующим. Кроме того, по всей видимости, Ченнон не присутствовал на католических службах в часовне, иначе бы он не мог не заметить находящиеся там редкие картины и резные фигурки кватроченто эпохи итальянского искусства XV века.

И все же его комментарий очень полезен. Он позволяет нам понять, что сегодня замок выглядит гораздо более величественно и великолепно, нежели до Второй мировой войны.

Рис. 1. Столовая Баклера напоминает большой средневековый зал в Мэйфилде, Сассекс. Фото Пол Хайнэм.
Рис. 1. Столовая Баклера напоминает большой средневековый зал в Мэйфилде, Сассекс. Фото Пол Хайнэм.

В наши дни замок Арундел может похвастаться прекрасной георгианской мебелью и великолепными картинами, привезенными из лондонского Норфолк-хауса. После того, как в 1947 году замок был открыт для публики, эти картины были впервые выставлены на обозрение. В последующие годы замок продолжал пополняться предметами интерьера, привезенными из разных старинных имений и поместий Англии, принадлежащих герцогам Норфолкам. Большинство из них окончательно прижились в замке после смерти Лавинии Фицалан-Говард, герцогини Норфолкской в 1995 году.

Рис. 2 Зал Баронов с новой обстановкой и гобеленами. Фото Пол Хайнэм.
Рис. 2 Зал Баронов с новой обстановкой и гобеленами. Фото Пол Хайнэм.

Таким образом перевезенные семейные коллекции, отреставрированные гобелены и проведенный ремонт дали желаемый результат. Замок преобразился и, если хотите, ожил.

Всякий попавший в замок будет след в след ступать за теми, кто ходил по этим коридорам и залам на протяжение нескольких столетий. Путешествие по замку начинается с часовни и Баронского зала, что расположен в западном крыле. Он представляет собой выдающееся сооружение в готическом стиле середины XIII века. В ходе реставрационных работ в часовне (рис. 3) были очищены от векового налета каменные стены. Кроме того, были восстановлены оригинальные викторианские светильники 1890-х годов работы Хардмана из Бирмингема. Среди них можно увидеть стандартные готические светильники, выполненные из кованого железа, которые были обнаружены в подвале под кучей мусора. Новое освещение подчеркивает великолепие архитектуры, богатой резьбой по камню и витражами Хардмана.

Рис. 3. Часовня в готическом стиле XIII века Фото Пол Хайнэм.
Рис. 3. Часовня в готическом стиле XIII века Фото Пол Хайнэм.

Стены Зала Баронов вновь украшают два отреставрированных гобелена. Их разместили высоко от пола на торцевых стенах, что выгодно подчеркнуло цветовую гамму этих старинных произведений искусства. Теперь гобелены составляют единую композицию вместе с коллекцией портретов, что размещены на стенах зала.

На потолочных балках подвешены восемь новых кованых готических светильников, выполненных по эскизам Баклера местным кузнецом.

Континентальная мебель XVI века, которая составляет обстановку замка была собрана еще 15-м герцогом в 1880-х годах по совету торговца Чарльза Дэвиса. Благодаря этим двум людям, в замке сегодня можно полюбоваться весьма редкими предметами, среди которых японский щит XVII века и древний посох, выполненный из слоновой кости.

Галерея, выстроенная за залом в 1708 году обеспечивает доступ к комнатам, расположенным в южном крыле замка. Она была расширена в 1795 году и еще раз перестроена в 1880-х годах. Последний раз галерея подвергалась реставрации в 1947 году. Сегодня в ней содержится коллекция герцогских портретов, расположенных в хронологическом порядке. Примечательно, что здесь собраны не только портреты, что веками хранились в семье, но и приобретены новые, которые, волею судьбы оказались в чужих руках. Среди них прекрасный портрет Генри Говарда, 6-ого герцога Норфолка, предположительно кисти Адриана Ханнемана.

В 1960-х был случайно обнаружен и приобретен для замка портрет Филиппа Говарда, 13-ого графа Арундела кисти Джорджа Гауэра.

Святой Филипп Говард, 13-й граф Арундела . Открытый источник
Святой Филипп Говард, 13-й граф Арундела . Открытый источник

В 2007 году был куплен портрет Анны Дакр, вдовствующей графини Арундел, приписываемый кисти Даниеля Митенса.

Анна Говард, урожденная Дакр, вдовствующая графиня Арундел. Открытый источник
Анна Говард, урожденная Дакр, вдовствующая графиня Арундел. Открытый источник

Также стены замка украшает портрет Генри Чарльза Говарда 13-го герцога Норфолка.

Генри Чарльз Говард 13-й герцог Норфолк. Открытый источник
Генри Чарльз Говард 13-й герцог Норфолк. Открытый источник

Примечательно, что освещение в замке максимально приближено к историческому. Несмотря на то, что шагая в ногу с прогрессом, в замке давно проведено электричество, тем не менее, осветительные лампочки искусно замаскированы в кованых светильниках в стиле готического возрождения, анахроничный дизайн которых явно позабавил бы Баклера и его покровителя - герцога.

Приведены в порядок и классические бюсты, установленные на мраморных полу-колоннах. Они то никогда не покидали замка и являются немыми свидетелями всех метаморфоз, которые происходили с замком и его обитателями. Как и много веков назад они почтительно провожают своим взглядом каждого, кто пересекает галерею.

Здесь можно встретить скульптурную пару, работы Франсуа Дьёссара (ученика Джованни Лоренцо Бернини) короля Англии Карла I и его племянника Карла I Людвига Пфальцского.

Кроме того, галерею украшает серия портретов членов семьи Генри Чарльза Говарда 13-ого герцога Норфолка, заказанная им около 1840 года.

Рис. 4. Бильярдная Фото Пол Хайнэм.
Рис. 4. Бильярдная Фото Пол Хайнэм.

С северной стороны галереи взгляду неожиданно открывается впечатляющая Большая мраморная лестница Баклера (рис. 5), украшенная скульптурами. В 1750 году в Париже, супруга 9-ого герцога Норфолка, Мэри Блаунт приобрела четыре великолепных гобелена для Большой комнаты Норфолк-хауса по цене 9 фунтов за ярд. Два из них сегодня украшают стены лестничного марша замка Арундел.

Еще севернее располагалась комната Маршала, переоборудованная сегодня в бильярдную (рис. 4). Она удобно соседствует с расположенной неподалеку столовой.

Мебель, которая составляет обстановку бильярдной, включая и сам бильярдный стол, и светильники над ним, была спроектирована Баклером и восстановлена по сохранившимся эскизам.

Стены увешаны полным набором гравюр Армады по мотивам утраченных гобеленов, что висели в старой Палате лордов.

Рис. 5. Великолепная парадная лестница с одним из гобеленов. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм.
Рис. 5. Великолепная парадная лестница с одним из гобеленов. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм.

Основные парадные залы протянулись анфиладой к югу от галереи. Огромная столовая (рис. 1) напоминает зал старого епископского дворца в Мейфилде в Западном Сассексе. Дубовый потолок поддерживается каменными арками, а стены украшены стрелами, что создает впечатление легкости. Помещение для приема пищи находится на месте средневековой часовни замка, которая была преобразована в столовую 11-м герцогом примерно в 1795 году. С тех времен сохранились четыре готических тумбочки из красного дерева, которые позже были дополнены витринами, выполненными из материалов тех же времен. Они были переделаны из старого дверного косяка, который кто-то вывез из соседнего дома, когда тот сносили.

Большая гостиная (рис. 7), спроектированная Баклером в 1877 году, полностью отремонтирована в 2006 году. Стены выкрашены в мохово-зеленый цвет и повешены шторы зеленого бархата. При изготовлении диванов для гостиной использовались ткани ручной работы - азиатский текстиль, выкрашенный растительными красками.

Отличительной чертой комнаты являются восемь портретов в полный рост, в том числе работы Томаса Гейнсборо и Джошуа Рейнольдса.

Рис. 6: Библиотека с потолком из красного дерева. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм.
Рис. 6: Библиотека с потолком из красного дерева. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм.

Среди них можно увидеть портрет в полный рост Георга IV в бытность, когда он еще носил титул принца Уэльского. На нем мантия и подвязка. Сопровождает юного принца чернокожий солдат из гусарского полка. Портрет этот долгие годы находился в Норфолк-хаусе, однако теперь он украшает стены замка Арундел.

Ремонт библиотеки (рис. 9) проводился параллельно с реставрационными работами в гостиной в 2006 году. Помещение библиотеки облицовано панелями из красного дерева в 1802 году. Тонкий ребристый оштукатуренный потолок и карниз с дубовыми листьями датируются тем же периодом. А вот камин с дымоходом является детищем Баклера.

Рис. 7. Отремонтированная гостиная с новой обстановкой. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм.
Рис. 7. Отремонтированная гостиная с новой обстановкой. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм.

После войны эта комната была выкрашена в белый цвет и частично утратила свой викторианский декор. В связи с этим, отдельные ее части выглядели бессвязно, если не нелепо. Потолок сохранил свою отделку дубовыми панелями, в чем он перекликался с дубовой обшивкой потолка гостиной.

Чтобы вернуть помещению гармоничный вид, стены были выкрашены в малиновый цвет с использованием трафарета «Норфолкский узор». Это создало более богатый фон для портретов, кисти Ван Дейка, привезенных в Арундел из Норфолк-хауса. Основная цель была достигнута, но тем не менее, помещение разительно отличается от более строгой каменной готики Баклера, которую можно наблюдать в Столовой и Галерее.

Рис. 8: Вид на южный двор замка. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм
Рис. 8: Вид на южный двор замка. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм

Галерея, длиной 122 фута приведет путника в большую библиотеку (рис. 6), которая занимает половину восточного крыла. Это помещение было спроектировано самим Чарльзом Говардом,11-м герцогом Норфолком. Оно облицовано гондурасским красным деревом, а потолком выполнен из материала, который он приобрел в лондонских доках. Тончайшая резьба по дереву была выполнена отцом и сыном Ритсонами, которым герцог долгие годы покровительствовал.

Эта библиотека представляет собой превосходный пример дизайна интерьеров эпохи Регентства. Помещение было заново обставлено Джорджем Морантом к визиту в замок королевы Виктории в 1846 году. Библиотека замка представляет собой идеальное вместилище для коллекция из 10 500 книг.

Рис. 9: Библиотека эпохи Регентства с камином Баклера. Стены недавно расписаны по трафарету в стиле Уоттса, а потолок оштукатурен. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм.
Рис. 9: Библиотека эпохи Регентства с камином Баклера. Стены недавно расписаны по трафарету в стиле Уоттса, а потолок оштукатурен. Замок Арундел, Фото Пол Хайнэм.

Библиотека стала первой из комнат, отремонтированных и отреставрированных после 1987 года. Вся сохранившаяся мебель Моранта была возвращена с чердака и приведена в порядок. Старинный ковер переплетен лучшими мастерами этого дела. А бархатные шторы с тиснением норфолкского узора обрамляют вход в библиотеку. Успешное окончание работ по ремонту библиотеки послужило прекрасным стимулом для полномасштабной реставрации других парадных залов, которая продолжается и по сей день. Плодами этих трудов сегодня может насладиться любой посетитель замка.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.

Не учебник истории. | Дзен
История старинных замков и их владельцев | Не учебник истории. | Дзен