В городе Форт-Лодердейл, что находится в штате Флорида, есть оригинальный музей – музей истории плавания. Открыт он был в 1965 году. Наряду с залами, посвящённых истории плавания в США, что естественно, есть и зал славы водных видов спорта FINA (Международной федерации плавания). А это придает музею уже международный, официальный статус.
В экспозицию включены древние и современные репродукции, оригинальные произведения искусства, изображающие знаменательные моменты в истории плавания с древнейших времён до современности, документы, а также памятные вещи, принадлежащие лицам, прославившимся в водных видах спорта, будь то спортсмены, тренеры или функционеры. И американцы, и представители других стран. Своеобразный золотой список героев – легенд водного мира. Их больше 600. И одним из первых в нем - Джонни Вайсмюллер.
Янош (Иоганн) Петер Вайсмюллер появился на свет в июне 1904 в семье этнических немцев, Петера Вайсмюллера и Элизабет Керш, на территории Австро-Венгрии. Сегодня это город Тимишоар в Румынии.
В 1905 году семья переехала в Нью-Йорк. Путешествие было длинное – 12 дней – и у его родителей к концу плавания на троих оставалось только десять долларов. При регистрации родители умолчали о настоящем имени сына, назвав его Джонни — так было по-американски. С парохода они отправились на железнодорожный вокзал и поехали в Пенсильванию, в городок Уинбер, к родственникам Петера.
В 1908 году в поисках лучшей доли Вайсмюллеры переехали на запад, в Чикаго, теперь уже к родителям Элизабет, жившим на ферме неподалеку от колонии иммигрантов с родины Джонни.
В девятилетнем возрасте Джонни заболел полиомиелитом и, чтобы справиться с недугом, ему посоветовали плавать, и он стал ходить в местный бассейн. С этой поры водная стихия стала ему родной.
Родители пытались как-то улучшить свое материальное состояние: отец открыл бар, а мать устроилась шеф-поваром в большой ресторан. Но и здесь жизнь не сложилась. Дело Вайсмюллера прогорело, и бар пришлось продать. Он начал пить, в доме постоянно вспыхивали ссоры, пьяный Петер кидался на жену и детей, и дело кончилось разводом.
Чтобы поддержать семью (а у него еще был младший брат), Джонни пришлось оставить школу после восьмого класса и пойти на разные приработки: был посыльным, продавал продукты с тележки, работал спасателем на пляже озера Мичиган. (плавать он не бросил).
В возрасте 11 лет Джонни присоединился к Northside YMCA (Христианской ассоциации молодежи - Некоммерческая организация, которая стремилась укрепить общество посредством развития молодежи, здорового образа жизни и социальной ответственности). Он так хотел плавать, что даже пришлось приплюсовать один год к своему возрасту. 12 лет были минимальным порогом для поступления.
Он плавал здесь до 14 лет и выиграл все соревнования по плаванию, в которых принимал участие, а также стал чемпионом по бегу и прыжкам в высоту. В 14 лет его навыки и успехи начали привлекать внимание спортивных специалистов.
В 1920 году Джонни работал посыльным и лифтером в отеле «Плаза» и очень хотел попасть в IAC (Атлетический клуб Иллинойса, одна из лучших команд по плаванию в стране в то время).
Через своего друга в этой команде он, наконец, попал на просмотры к известному тренеру Биллу Бахраху, который, в свою очередь, тоже был наслышан о нем. Впечатленный увиденным, Бахрах тут же взял его под свое крыло.
«У него была неуклюжесть щенка-подростка. Кроме того, удар, который он использовал, был самой странной вещью, которую я когда-либо видел… но секундомер сказал все это; почти рекордное время. К тому времени, когда он вышел и высох, он уже был официальным членом Спортивного клуба Иллинойса».
Бахрах стал наставником и фактически заменил ему отца на всю последующую жизнь. Первый год они вместе неустанно работали над техникой Джонни, интегрируя некоторые из лучших методов ударов и гребков от известных пловцов того времени и совершенствуя их с учетом собственного стиля и природного таланта парня.
Тренировки с Бахрахом быстро дали эффект. Уже 6 августа 1921 г. состоялся официальный дебют в соревнованиях, и он оказался более чем успешен. Джонни выиграл все 4 гонки Любительского Атлетического Союза, в которых участвовал. Несколько недель спустя, 27 сентября 1921 года, он установил свои первые 2 мировых рекорда на дистанциях 100 м и 150 ярдов.
9 июля 1922 года Вайсмюллер стал первым человеком в истории, разменявшим минуту в плавании на 100 м вольным стилем, показав результат 58,6 секунды и улучшив старый рекорд (1:00,4) почти на 2 секунды. Тогда это был фантастический результат. На фоне нынешних 46,86 от 17-летнего румына Давида Поповича не впечатляет. Но надо понимать, что тогда уровень развития спорта и всего, что с ним связано, был совершенно другим. Даже плавали кролем с помощью техники, над которой сегодня посмеялись бы любители. Вайсмюллер и тут стал реформатором. Он впервые проплыл способом, который практикуют и поныне. Голова опущена в воду, поочередные вдохи с помощью поворота лица, ритмичная и интенсивная работа ногами. А ведь Вайсмюллеру было тоже 17 лет!.
Кстати, с этих времен, кроль считается самым популярным стилем плавания.
Только в 1922 году он выиграл 9 национальных чемпионатов в соревнованиях от 50 ярдов до пятиборья (5 соревнований по плаванию / прыжкам в воду) и установил 24 официальных мировых рекорда. На протяжении всей своей карьеры Джонни часто устанавливал несколько рекордов за один день, иногда участвуя в нескольких соревнованиях - целых 5 - и выигрывая их все в тот же день.
Начиная с этого момента и до конца своей любительской карьеры по плаванию, Вайсмюллер и команда IAC, возглавляемая тренером Бахрахом, путешествовали по многим городам США для показательных выступлений и принимая участие в соревнованиях по плаванию;
На Олимпийских играх 1924 года в Париже Джонни выиграл 3 золотые медали в вольном стиле: в индивидуальных забегах на 400 и 100 метров и в эстафете на 800 метров, а также бронзовую медаль в водном поло. Он получил особую благодарность и медаль за спортивные достижения от президента Франции Думерга.
В Париже спортивные результаты и природная харизма в сочетании с комичными выступлениями в прыжках в воду с приятелем Стабби Крюгером, которые они исполняли перед более чем 10 000 зрителей в перерывах между соревнованиями, принесли ему фантастическую популярность, превратив в звезду этих Олимпийских игр. А так как это были первые Игры, которые широко освещались международной прессой, насчитывающей более 1000 журналистов, эта звезда по праву взошла на мировом небосклоне.
В 1926 году Вайсмюллер принял участие и выиграл 3,2-километровый Чикагский речной марафон, установив свое преимущество и в качестве пловца на сверхдальние дистанции. Он повторил свое достижение и в 1927 году. Причем он стал не только победителем соревнования, но и настоящим героем. На озере Мичиган, где они с братом готовились к марафону, на их глазах пассажирский пароход «Фаворит» перевернулся и начал тонуть. Братья из-под обломков вытащили более двух десятков человек, из них 11 выжили. Помогли не только навыки пловца, но и опыт работы спасателем, который Джонни получил, еще будучи подростком.
За храбрость ему вручили ключи от города Чикаго. А два дня спустя Джонни выиграл марафон.
Вайсмюллер продолжал штамповать мировые и национальные рекорды и побеждать во всех соревнованиях, в которых принимал участие в течение следующих двух лет, включая широко разрекламированный 51-секундный заплыв на 100 ярдов вольным стилем, который держался 17 лет до 1944 года.
В 1928 году он вновь выступил на Олимпийских играх, которые проходили в Амстердаме. Джонни возглавил делегацию США в качестве знаменосца на церемонии открытия, в которой приняли участие более 4000 спортсменов. Его олимпийская копилка пополнилась двумя золотыми медалями в плавании: кроль на 100 м и эстафета 4х200 м.
На этих Играх ему была вручена специальная награда за спортивные достижения от королевы Голландии Вильгельмины. По возвращению в США он получил свою вторую президентскую грамоту, особую благодарность от губернатора Нью-Йорка Смита и ключи от Нью-Йорка, данные ему мэром.
В октябре его пригласил в Японию наследный принц Титибу в рамках специального заплыва в честь своей свадьбы. Пока Джонни был там, ему предложили должность главного тренера сборной Японии по плаванию, от которой он тем не менее любезно отказался.
Последний спортивный заплыв Вайсмюллера произошел 3 января 1929 года, после чего он официально завершил свою соревновательную карьеру. Было ему всего - 25 лет. Джонни сослался на необходимость зарабатывать на жизнь больше, чем спортсмены-любители, которые все еще соревнуются.
Из официального пресс-релиза тех лет: «После того, как Вайсмюллер доминировал в любительском водном мире в течение восьми или более лет, Вайсмюллер ушел в отставку непобежденным. За немногими исключениями ему принадлежат все рекорды фристайла в бассейнах всех размеров на дистанциях от 50 до 500 ярдов. Тренер Бахрах говорит, что он, вероятно, мог бы бесконечно бить рекорды и выигрывать титулы, но «вы не можете зарабатывать на жизнь и оставаться спортсменом-любителем».
В 1929 году Вайсмюллер, 190-сантиметровый гигант, прекрасно сложенный, с рельефной фактурой мышц, подписал контракт с компанией, производящей одежду под брендом BVD и стал ее рекламным лицом. (Кстати, видимо не зря в 1976 году его включили в зал славы гильдии бодибилдинга.)
Достижения Вайсмюллера как пловца не имеют себе равных, и его превосходство над соперниками редко можно увидеть в каком-либо виде спорта. Он завершил карьеру с 67 мировыми рекордами (51 в индивидуальных соревнованиях), 52 золотыми медалями национальных чемпионатов, а его рекорд из 38 индивидуальных национальных титулов США сохранялся до 1980-х годов. Какими бы впечатляющими ни были эти цифры, он бил мировые рекорды еще много раз и даже не подавал заявок на рекорды; это потому, что это часто делалось вне официальных соревнований.
В Америке его прозвали Принцем волн.
Этот невероятный непобедимый период сделал Вейсмюллера частью того, что американские спортивные писатели назвали «золотым веком». 1920-е годы были временем, когда Америка, казалось, производила серию победителей, и Джонни Вайсмюллер был рядом с такими суперзвездами, как Бэйб Рут (бейсбол) и Джек Демпси (бокс). Джонни казалось бил мировые рекорды ради забавы: на соревнованиях по плаванию, на демонстрациях, в олимпийских финалах, на национальных чемпионатах, даже в тренировочном бассейне перед своим тренером, спасателем и уборщицей. У него все получилось.
Он был очень знаменит на протяжении всей своей плавательной карьеры; о его достижениях регулярно сообщалось на первых полосах газет в Америке, а затем и во всем мире после 1924 года. Публика была очарована беспроигрышной серией Джонни, и каждый раз, когда он плавал, люди хватались за спортивные колонки в газетах, чтобы посмотреть, выиграл ли он снова. Оставаясь на вершине в течение почти десяти лет, он создал огромную международную фан-базу. Сочетание такого победителя и очаровательного скромного парня сделало его чрезвычайно популярным. Но впереди его ждала и кинематографическая слава.
В 1932 году режиссёр Уильям Ван Дайк и продюсер Сол Лессер из кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер» собирались снимать очередной фильм по книге Берроуза «Тарзан», но никак не могли найти подходящего актёра. На роль Тарзана требовался молодой человек, который мог бы естественно и без стеснения вести себя перед кинокамерой в почти обнажённом виде, так как по сценарию вся одежда героя должна была состоять из некоего подобия набедренной повязки.
Однако тогдашние голливудские актёры либо не устраивали по телосложению, либо не могли преодолеть стеснительность.
Вайсмюллер был пловцом, и находиться в одних плавках для него было естественным состоянием. И где бы он не был, всегда находил бассейн и время, чтобы в нем поплавать. Вокруг всегда собиралась толпа зрителей, чтобы полюбоваться таким зрелищем. Так Джонни попался на глаза сценаристу Сирил Хьюм, который остановился в том же отеле, а тот уже передал режиссеру, что нашел актера.
После первой встречи с Джонни, еще до проб, продюсеры и режиссер поняли, что наконец-то нашли своего идеального Тарзана. Продюсер Бернард Хайман, как известно, спросил имя Джонни, а затем сказал: «Слишком длинное, нам придется его сократить». Когда остальные воскликнули, что Вайсмюллер лучший в мире пловец и всемирно известный олимпийский чемпион, он капитулировал: «Хорошо, тогда мы просто удлиним шатер. И добавьте в фильм много плавания!»
Мир кино и Джонни Вайсмюллер – это отдельная история, и она еще ждет своего автора.
В феврале 1950 года Вайсмюллер с подавляющим перевесом назван «Величайшим пловцом первой половины века» по результатам опроса, проведенного Ассошиэйтед Пресс среди сотен ведущих спортивных обозревателей и телеведущих со всей страны.
Он много путешествовал по миру, занимаясь благотворительностью на протяжении всей своей жизни. Он помог открыть и собрать средства для детских больниц в таких местах, как Стамбул и Мадрид. Одной из его любимых благотворительных организаций была Специальная Олимпиада, и с этой целью в 1976 году он пожертвовал все свои олимпийские медали и множество трофеев в Фонд Джозефа П. Кеннеди для детей-инвалидов для использования на выставках по сбору средств. (Сейчас они находятся в Международном зале славы плавания.)
В 1965 году Вайсмюллер был выбран первым лауреатом недавно созданного Зала славы плавания в Форт-Лодердейле, Флорида. Он также был приглашенным комментатором на их первых двух встречах, транслируемых по национальному телевидению, на канале CBS Sports Spectacular. Джонни получил титул председателя-основателя совета директоров и переехал во Флориду, чтобы стать его постоянной частью. Он вложил в это дело свое сердце и репутацию, привлекая пожертвования одним своим именем. За восемь лет, которые он провел там, он собрал более миллиона долларов на программы строительства и плавания.
В 1972 году Вайсмюллер и четыре других великих олимпийца были удостоены чести быть частью памятного набора медалей из специального ювелирного сплава, изображающих великие моменты в истории Олимпийских игр. В том же году он был упомянут в книге Ассошиэйтед Пресс «Спортивные бессмертные» о карьере 50 спортсменов, которых они считали величайшими за все время.
В 1983 году он был одним из двадцати членов-основателей Зала олимпийской славы США. Хотя он был слишком болен, чтобы присутствовать на церемонии, он отправил заявление о принятии вместе со своей дочерью.
20 января 1984 года Джонни скончался в своем доме на берегу моря в Акапулько после шести лет мужественной борьбы за свое здоровье.
Мировые лидеры и старые друзья, знаменитости и простые люди прислали телеграммы и открытки с соболезнованиями. Степень, в которой эти обращения вышли за все политические и идеологические границы, подтверждается тем фактом, что Вайсмюллер был одной из немногих фигур, получивших обширные некрологи по телевидению почти во всех странах мира, включая Советский Союз и коммунистический Китай — что-то почти неслыханное в то время. В память о нем был дан салют из 21 орудия на поминальной службе в церкви Доброго Пастыря в Беверли-Хиллз. Организованная сенатором Кеннеди и президентом Рейганом, это была исключительная честь для человека, который был настоящей американской иконой. Параллельно поминальные мессы также проводились в соборе Святого Михаила в Чикаго (где он был прислужником), в соборе Святого Патрика в Нью-Йорке и в Ватикане в Риме.