Найти тему
Другой путь

То, что не уничтожил СССР и не доломали в РФ. Уникальное японское наследие Сахалина и островов (самое полное в сети авторское исследование)

Оглавление

РФ интересна тем, что в её состав входят территории, которые не так давно по историческим меркам входили в другие государства. Это особенные места, где до сих пор можно причаститься культуры сопредельных народов, при этом не выезжая за пределы страны.

Например, Калининградская область, приграничные районы рядом с Эстонией и Финляндией. Некоторые "соседи" даже предъявляют претензии на международном уровне, желая вернуть утраченное.

Все ведь знают, что южная половина Сахалина и Курильские острова до 1945 года входили в состав Японской империи и назывались префектурой Карафуто?

Автор провёл больше месяца в Сахалинской области и делится находками, напоминающими о сложном историческом периоде.

-2

Сахалин - это чистая Россия. Такие же как везде бараки, панельки, разрушенные промзоны и всё остальное. Если не знать, где находишься, точно не подумаешь, что через пролив - иной мир и вообще ещё живы люди, которые родившись здесь имели гражданство не СССР а Японии.

-3

Тем не менее, если иметь рассудительность с любознательностью и пристально смотреть по сторонам, то обязательно заметишь осколки Страны Восходящего Солнца.

Японское наследие Сахалина и Курил не столь обильно, как наследие Германии в Калининграде или Финляндии в Карелии и ЛО, но, как и сама Япония - куда экзотичнее.

-4

Гражданские постройки

Не самый интересный и распространённый, и не самый потаённый культурный пласт, но я вывел его на первое место, чтобы сразу сообщить важную информацию.

Распространённое мнение, что СССР намеренно вычищал японское наследие, чтобы вытравит из локации историческую память: тотальные переименования, депортация населения, репрессии, разрушение памятников и архитектуры.

-5

Первые три пункта имели место быть, последний - нет. Специальных крупных актов геростратии никто назовёт. Может только если локально на местах.

Объективно отсутствие массовой японской застройки - это не целенаправленный акт уничтожения культуры, а банальная некапитальность массового строительства времён Карафуто. Т.е. добротно возводились только единичные здания. Вокзалы, гос. конторы, дворцы и прочее. Гражданская же застройка представляла из себя фанерные "фавелы" и "бараки", непривычные для советского гражданина и потому массово сносилась или выгорала при пожарах в 40-е 50-е годы.

-6

Свидетельство:

Когда же русские заселялись в оставленные японцами дома, то это зачастую кончалось печально. Новые жильцы не умели правильно пользоваться японскими очагами, и вспыхивали пожары. Японские дома были легко воспламеняющиеся — сами деревянные, полы внутри выстланы мягкими матами… Вспыхивали моментально! С загоревшейся постройки огонь перекидывался на соседние, и иногда выгорали целые кварталы.

Потому городских построек японского периода на весь Сахалин сейчас пересчитать по пальцам. Они либо хорошо известны, удостаиваясь упоминаний в путеводителях, либо надо хорошенько постараться, чтобы их найти.

Например, приметное здание правительства Карафуто в Южно-Сахалинске (бывш. Тоёхара), где сейчас музей (по другим данным при японцах это был тоже музей). Или бывший штаб имперских войск на фото выше.

-7

Холмск (Бывш. Маока):

-8

Смирных (бывш. Кетон):

-9

Синтоистские храмы

-10

Эти самобытные языческие святилища, полагавшиеся каждому более менее крупному населённому пункту, на мой взгляд, самое интересное из японского на Сахалине.

-11
Синтои́зм, синто́ (яп. 神道 синто:, «путь богов») — традиционная политеистическая религия Японии, основанная на анимистических верованиях древних японцев. Объектами поклонения являются ками — многочисленные божества и души умерших. Особой частью традиции является поклонение природным объектам, за каждым из которых стоит свой ками. Хотя синтоизму и присущи черты примитивной религии, он обладает развитой храмовой системой и рядом общих для многих синтоистов ритуалов. В то же время отсутствуют сложное богословие, этические предписания и канонизированное священное писание.
-12

Сюжет с фото выше на довоенной гравюре Мегата Татеваки. Храм Хигаси Сираури Инари:

-13

Бывшие синтоистские кумирни, у которых молились путники и рыбаки можно обнаружить в некоторых местах у гор, рек и приморских скал. Это целые комплексы различных сооружений.

Их доминанта - тории - ворота-арки, символизирующие насест петуха, который будил солнце-Аматэрасу.

-14

А на заднем плане можно увидеть заброшенное рыборазводное предприятие. ни одного на Сахалине с японцев не осталось.

Тории делались из дерева, бетона, костей китов. Уцелели только бетонные.

-15

Обращают на себя внимание алтари памяти героев, через которые после церемонии прощания их души как бы возносились в небеса.

-16

Местные утверждают, что здесь проводилась кремация и называют алтари не иначе как "японские печи".

На самом деле, это ниша для свечей.

-17

Также встречаются "памятники показавшим верность", возникшие по всей Японии после Русско-Японской и Первой мировой войн и интервенции 20-ых.

По идее, на них указывались имена героев.

Штука на пьедестале - артиллерийский снаряд.

-18

Храмовые комплексы при жизни, имея иные сооружения, конечно, выглядели посолидней. Но из-за того, что культура Японии в СССР была никому не нужна, святилища были быстро растащены и канули в небытиё.

За ними и сейчас не смотрят.

-19

Самые живописные развалины храма расположены у села Взморье (Сираури) . Храм назывался Хигаси Сираури Инари. Построен в 1914 году. Сохранилось много надписей, которые повествуют о 2600-летии великой Японии и о фундаторе дзиндзи по имени Ямагия Такео.

-20

Ночёвка в палатке на развалинах забытой цивилизации.

-21

Железная дорога

Япония создала в Карафуто густую сеть железных дорог, шоссе и населённых пунктов. Схемы советских лет действительно поражают воображение. Тогда на Сахалине существовала разветвлённая магистраль колеи 1067 мм.

-22

А вместе с ней куча специфической ЖД-техники, которая продолжала поставляться на Сахалин вплоть до 21 века.

-23

В советский период сеть также серьёзно расширилась, а к 90-ым должна была произойти унификация с железными дорогами северной части острова, которые имели стандартную для страны колею 1520 и 750 мм. Предполагалось привести всё к стандарту 1067.

Уникальный снимок. Глухое пересечение колеи 1520 и 1067 мм. Единственное место во вселенной.
Уникальный снимок. Глухое пересечение колеи 1520 и 1067 мм. Единственное место во вселенной.

Однако этим планам не суждено было сбыться: новой России столь обширная сеть оказалась не нужна, большая часть железных дорог острова ликвидированы.

Остатки линий перешиты на 1520. Нынешняя конфигурация донельзя примитивна: Корсаков - Ноглики с ответвлением на Невельск.

-25

В труднодоступных горах спрятаны тоннели, мосты и куча металлолома. В 90-е не смогли или не захотели даже обслуживать то, что создали японцы ценой неимоверных затрат и усилий. Да что там, даже металлолом оттуда вывезти теперь невозможное дело.

Сюжет по теме:

-26

С 2022 года японская техника исключительно в музее Южно-Сахалинска.

-27

Промышленность

Провинция Карафуто являлась индустриальным ядром империи.

Все довоенные предприятия возобновили работу уже в 1945, органично вписавшись в структуру "народного" хозяйства СССР.

-28

В 90-е оказалось, что на самом деле промышленность Сахалина была нерентабельна, и дешевле и логичней закупать товары в самой Японии или Китае.

К середине 2000-х большинство заводов СО были остановлены. Целлюлозно-бумажная отрасль, например, вообще исчезла.

-29

Похожие на фентезийные замки, заросшие полуразрушенные японские заводы выглядят весьма эффектно, гармонично вписываясь в окружающие зелёные пейзажи.

Можно снимать фильмы про постапокалипсис.

-30

Межевые столбы

Если вам повезёт как мне, можно обнаружить пункты национальной геодезической сети Японской империи (по крайней мере, я думаю, что на фото он).

Кто-то даже находил пограничные столбики единственной в этой стране сухопутной границы!

-31

Вид с места, где был найден артефакт:

Остров Шикотан.
Остров Шикотан.

Население

Часть японского "наследия" на Сахалине - обилие в области этнических корейцев. Их здесь около 7% .

Появились корейцы на острове в 20-30-е годы в качестве гастарбайтеров.

Но, в отличие от самих японцев, завезённых ими на Сахалин рабочих "забыли" вернуть на родину. Корейцы так здесь и остались.

Фото: Варандей.
Фото: Варандей.

Маячная инфраструктура

Тут, в принципе, и говорить нечего.

Множество фотогеничных башен, разбросанных по побережьям и островам предупредят, покажут путь судам и просто скрасят пустынный пейзаж.

-34

Самый главный "баян" Сахалина - бывший маяк Анива, с которым в сети найдётся без малого тысяч десять фотографий:

-35

При маяках часто - маленькие селения тоже довоенной постройки. Половина объектов сейчас заброшены.

-36

Авиационная инфраструктура

Сахалин и Курилы являлись главным гнездом боевой авиации милитаристской Японии.

С тех времён осталось немало аэропортов и авиабаз высокого класса, которые заняли новые русские хозяева.

Опять же с 90-х подавляющие большинство из аэропортов заброшено, либо используются любительской\малой авиацией.

-37

Покрытие демонтируется на иные нужды, например, ремонт дорог.

Парамушир, защищённые железобетонные ангары для бомбардировщиков:

-38
-39

Портовая инфраструктура

На острове мало естественных гаваней, потому японцы построили несколько искусственных портов с волноломами или брекватерами и причальными стенками.

Например, Холмск, Невельск.

-40

В Невельске дальний волнорез, удивительным образом, стал ещё и домом для большой колонии тюленей! Совсем нетипичное развитие событий.

Из сети.
Из сети.

Также часто попадаются бетонные садки, в которых раньше разводили рыбу.

Заброшенная пещера-холодильник рядом с портом Курильск.

-42

Автодорожная инфраструктура

Японскими мостами никого на Сахалине не удивишь, они до сих пор стоят. А все существующие в южной части дороги - это японские дороги. Сравните для интереса сети северного и южного Сахалина. Наглядно.

-43

Кладбища

До недавнего времени гражданам Японии разрешалось посещать их без виз.

-44

Фортификационные сооружения

Имперское руководство уделило серьёзное внимание укреплению рубежей от возможного вторжения извне.

Как морских, так и сухопутных. И это всё даже пригодилось во время Сахалинской компании Красной армии.

-45

50-ая параллель - ключевая локация в данной связи.

Здесь располагалась мощная крепость, названная в отечественной историографии Котонский укрепрайон, за который шли упорные бои в августе 1945. Отдельная обзорная запись:

-46

Бонус

Какое-то общественное пространство времён Карафуто в городе Макаров (Сиритори).

-47
-48
-49
-50

Япония сделала данный кусок суши, тем, чем он по сути является.

Многие небезосновательно полагают, что если бы не времена Карафуто, то Сахалин так бы и остался неперспективным каторжным местом, как это было в бытность РИ, да и никакой Сахалинской области здесь бы не существовало. До 1947 года Сахалин входил в Хабаровский край.

Так что, можно сказать спасибо тем причастным, кто на сорок лет отдал южную половину острова под оккупацию бусурманам и тем, кто вернул его обратно.

-51

Спасибо за внимание.

Другие публикации по теме: