Приветствую всех на моем канале! Сегодня мы продолжим наш «сериал» под названием «Экскурсия в Русский музей», и надеюсь, что эта серия под номером 10 будет заключительная. Честно говоря, я и сам не ожидал, что рассказ о нашем посещении Русского музея в Михайловском дворце Санкт-Петербурга так затянется. Первоначально я рассчитывал, что будет две-три статьи, ну максимум – четыре, однако, материала в виде фото и видео оказалось очень много, и обо всем, что отснял, хочется рассказать. Ну хватит предисловий! В прошлый раз мы остановились в 33-м зале на первом этаже дворца, который полностью посвящен работам великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Кто не читал – нажимайте здесь. Весь зал мы прошли, но с Репиным прощаться еще рано, ведь в следующем зале тоже его работы.
Репинские портреты
Вот и заходим в следующий зал, который почти полностью увешан портретами современников Репина в его исполнении, кроме одной картины, но о ней позже. Самый большой портрет в этом зале и один из самых больших по размеру портретов работы Ильи Ефимовича – это изображение в полный рост композитора, члена «Могучей кучки» и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина. Этот портрет был исполнен в 1888 году вскоре после смерти композитора, под впечатлением от недавних встреч с ним.
Дальше мы видим еще ряд портретов. Сначала это портрет «Белорус», написанный, как отмечают специалисты, в «подвижной импрессионистической манере письма» четырьмя годами позже предыдущего. Затем мы переводим взгляды поверх голов, собравшейся около одной большой картины, публики к стене с окнами напротив нее. И здесь, между оконных проемов мы видим еще два портрета: портрет графини Натальи Петровны Головиной, во втором браке Голощаповой, написанный в 1896 году и подаренный Русскому музею в канун его открытия; портрет известного музыканта того времени, виолончелиста Александра Валериановича Вержбиловича, написанный годом раньше предыдущего.
Снова переводим взгляды на другую стену, где расположилась еще парочка портретов в исполнении Репина, и снова это музыканты. Сначала мы видим портрет композитора, дирижера и профессора Петербургской консерватории Александра Константиновича Глазунова, написанный художником в 1887 году. Глазунов, в свою очередь, называл себя поклонником таланта Репина и в 1889 году посвятил ему «Восточную рапсодию для большого оркестра». Затем мы видим один из самых динамичных по композиции, написанный в том же году, – портрет Антона Григорьевича Рубинштейна – выдающегося пианиста, композитора, основателя и директора Петербургской консерватории.
Запорожцы
Теперь мы переходим к той картине, ради которой в этом зале и собралась основная часть публики. Это легендарное «хоровое» полотно, законченное художником в 1891 году, «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)», которому художник посвятил около 13 лет своей работы, а некоторые историки-искусствоведы утверждают, что от замысла до воплощения прошло около 25 лет, но как сейчас любят говорить – это не точно. Однако, первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Большую роль в написании этой картины, конечно, сыграло произведение Николая Васильевича Гоголя. Старшая дочь художника Вера Ильинична вспоминала, что долгое время вся семья жила только запорожцами: «дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия». А с легкой руки Игоря Грабаря, после представленной миру картины на персональной выставке в 1891 году, художника стали заслуженно называть «Гоголем в красках».
Черты запорожцев при написании картины Илья Ефимович отыскивал во всех своих знакомых и привлекал позировать для создания образов многих известных людей того времени, достаточно сказать, что атамана Серко, который склонился над писарем с трубкой во рту, согласился воплотить генерал Михаил Иванович Драгомиров, будучи тогда начальником Николаевской академии Генерального штаба. Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей.
И еще Репин
Посмотрев на хохочущих запорожцев, переходим в следующий зал. А зал этот тоже целиком посвящен Илье Ефимовичу Репину. Дело в том, что доброжелательное отношение Репина к самой идее открытия Русского музея способствовало тому, что коллекция работ художника заняла одно из ведущих мест в его собрании. И снова мы начинаем с двух портретов людей, имеющих непосредственное отношение к музыке, которую очень любил сам Репин. Первый – это портрет знаменитого композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Николай Андреевич, кроме всего прочего, возглавлял «Беляевский кружок», вот рядом с его портретом мы видим и портрет Беляева Митрофана Петровича – лесопромышленника, мецената, музыкального деятеля и основателя «Беляевского кружка», объединившего многих выдающихся музыкантов. А еще, по завещанию Беляева, в Русский музей были переданы в дар эти два портрета, а также портреты Глазунова и Бородина, которые мы уже видели.
От восторга до избавления и Толстого
Затем мы видим еще одну необычную работу художника-реалиста, каковым считался Репин, в которой многие усматривали различные аллегории, а еще неустанно критиковали художника за эту работу. Но сам он по этому поводу говорил: «Зрители видят в картине, что «тут кроется аллегория. И меня за эту аллегорию то бранят, то порицают, то презирают». А по-моему, все, что хотел выразить Репин, он выразил в названии этой картины – «Какой восторг!» Написал он эту картину на 59-м году своей жизни в 1903 году.
Следующее большое и значительное полотно было написано Репиным по заказу игуменьи Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда в 1888 году, а работал он над ним четыре года. В этом монастыре обитала его двоюродная сестра. Называется это полотно «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Илья Ефимович изобразил святого Николая Чудотворца в момент, когда он выхватывает меч из рук палача, который уже занес его над головой оклеветанного и невинно осужденного человека. Святой Николай успевает в последний момент, после того как узнает, что градоначальник Мира Ликийского Евстафий осудил на казнь трех невинных людей, подкупленный их недоброжелателями. В следующем году картина была приобретена Александром III.
Актуальность этой темы близка нравственной проповеди Льва Толстого и вопросу об отмене смертной казни. Вот как раз портрет Льва Николаевича мы и видим тоже в этом зале, и не просто портрет, а портрет в полный рост и называется он – «Лев Николаевич Толстой босой». Этот портрет был написан в 1901 году в Ясной Поляне, где Репин часто гостил у знаменитого писателя. Не знаю, насколько это правда, но я много раз читал о том, что и сам Лев Николаевич и его родные были недовольны этим портретом, именно из-за того, что писатель изображен босоногим. Даже приводятся якобы слова Толстого: «Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон».
Былины, иконы и кое-что еще Виктора Васнецова
Теперь мы переходим в следующий зал, где выставлены работы другого знаменитого художника, но с Репиным мы еще не прощаемся. А художник этот – Виктор Михайлович Васнецов, которого называют мастером исторической и фольклорной живописи. Но первая картина, которую мы видим, войдя в зал, не типична для него и сильно отличается от других его работ. Это картина «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» в Париже и была написана в 1877 году, куда он поехал после окончания Императорской Академии художеств.
А дальше мы видим более привычное полотно в исполнении Васнецова, написанное им в 1881 году, называется оно «Бой скифов со славянами». Однако, здесь художник допустил историческую неточность, славяне боролись «со степью», которую тогда представляли, в основном, печенеги и половцы, а скифы в тех краях жили на несколько веков раньше и встретиться со славянами вряд ли могли. Видимо, в конце XIX века об этом не знали.
Теперь от былинно-летописной темы перейдем к религиозной в работах Виктора Михайловича, который этому направлению уделял большое значение. Он и родился в семье потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова, принадлежавшего к древнему вятскому роду Васнецовых. А два иконописных изображения «Спаситель» и «Богоматерь с младенцем», которые мы здесь видим, – это оригиналы для мозаики иконостаса храма Воскресения в Санкт-Петербурге, больше известного как Спас на Крови. Написаны они были в 1901 году во время строительства храма.
Теперь мы снова обращаемся к былинной теме в творчестве Васнецова, потому что следующая картина – «Баян», так звали певца из «Слова о полку Игореве», но, как утверждают специалисты, художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. Эта картина была написана в 1910 году, но первый эскиз картины был сделан еще в 1880 году, однако, художник в это время писал своих знаменитых «Богатырей», поэтому работа над «Баяном» была отложена.
Ну и еще одна, наверное, самая знаменитая картина Васнецова в этом зале – это «Витязь на распутье». Здесь мы видим увеличенное в 1882 году полотно написанной в 1878 году картины по мотивам былины «Три поездки Ильи Муромца». Богатырь в богатых доспехах в раздумье перед камнем с надписью: «как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Ну а направо или налево пойдешь, сами знаете, есть варианты.
И снова Репин
А теперь мы спускаемся по старинным деревянным ступенькам из 36-го зала, почему-то, сразу в 54-й, с красными стенами, одну из стен которого полностью занимает огромное полотно под названием «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». А написал в 1903 году это монументальное полотно высотой – 4 метра, а шириной – почти 9, конечно, Илья Ефимович Репин. Я же обещал, что мы к нему вернемся. Ладно – размеры, на этом масштабном полотне Репин разместил изображения 81 человеческой фигуры, и не просто человеческой, а сильных мира сего, попробуй напиши кого-нибудь из них не так – последствия могли быть самые непредсказуемые. Но Репин справился, и в достаточно короткие сроки. Правда, у него были помощники, это его талантливые ученики – Борис Кустодиев и Иван Куликов, но основную работу Илья Ефимович выполнял сам.
А еще в этом зале есть несколько эскизных портретов тех самых людей, которых изобразил Репин на этом масштабном полотне, и бюст самого художника работы Михаила Федоровича Блоха 1915 года.
Ну и еще один портрет в полный рост – это портрет Николая II – последнего императора Всероссийского. Это ни первый и не последний портрет Николая II, выполненный Репиным, но именно этот, написанный художником в 1896 году в интерьерах большого Тронного зала Зимнего дворца, считается наиболее торжественным образом императора.
Ну вот, сегодняшнее повествование составило уже почти пять страниц печатного текста, а впереди еще много чего интересного! Так что, и в этот раз мои ожидания закончить рассказ о Русском музее не оправдались, но может оно и к лучшему, обо всем остальном расскажу в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!