Всё-таки рассказ про Екатеринбург был бы не полным, если бы мы с Вами не прокатились на поезде, который пересекает Уральские горы. Конечно, можно было бы пойти простым путем и виртуально прокатиться на каком-нибудь поезде с направлением на Пермь или на Казань - при движении из азиатской части страны в европейскую в любом случае пересечь Урал придется. Но я предлагаю это сделать в рамках виртуального путешествия в Соликамск Про сам Соликамск на канале уже была статья. Посмотреть ее можно по ссылке:
Весь маршрут выглядит вот так:
Ну а теперь давайте поподробнее. На часах 17:58 и мы отправляемся с вокзала Екатеринбурга общим направлением на северо-запад - север. Какое-то время поезд движется в черте города. Сначала вдоль улицы Автомагистральной, что останется слева, потом вдоль Серовского тракта, что будет справа. И за трактом будет очень обширная зеленая зона, которая называется Шувакишский лесопарк.
Само озеро Шувакиш переживает сегодня совсем не лучшие времена. Когда-то это был прямо огромный водоем, а сегодня это скорее можно охарактеризовать как болото (глубина немногим более метра). Причиной этого стало строительство завода Уралмаш, для нужд которого начали бурить артезианские скважины. В результате, вода из озера стала стремительно уходить. К концу 50-х гг. озеро исчезло полностью. После проведения ряда мероприятий, в чаше снова начала стоять вода, однако размер современного водоема составляет лишь около 1/5 от него же начала ХХ века.
Через некоторое время наш поезд пересечет ЕКАД. Направо практически сразу же будет уходить железнодорожная ветка на Среднеуральск, справа от которой будет располагаться монастырь Ганина Яма - так его в основном называют, хотя правильное название - Монастырь во имя святых царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма. Считается, что именно здесь 17 июля 1918 года в шахту были сброшены тела семерых членов царской семьи и их слуг.
Считается, что еще в середине XIX века этот участок земли купил некий артельщик Гавриил, который надеялся найти здесь золото. Почему-то местные стали называть его Ганя. Изрыл он здесь много земли. Золота не нашел, а вот руду здесь добывали. А монастырь будет основан уже в 2000 году,
Перед остановочным пунктом Гать железная дорога пересечет р. Исеть:
И почти сразу же будут начинаться ближайшие к Екатеринбургу с этой стороны скалы:
- Чертово городище - 347 метров;
- Малые черти:
После станции Исеть (поезд на ней не не останавливается) опять-таки слева по ходу движения будут скалы Петра Гронского.
А справа осталось Исетское водохранилище.
Постепенно высоты к западу от железной дороги начинают увеличиваться. Если ближе к городу высота была менее 350 метров над уровнем моря, то у села Таватуй уже 420 метров.
А гора Медвежка около ст. Мурзинка - это уже вообще 499 метров над уровнем моря.
И вот уже первая остановка на нашем пути - станция Верх-Нейвинск На часах 19:04.
Это один из старейших населенных пунктов в этой части. Считается, что он ведет начало с 1662 года (на год младше моего родного Иркутска, который на тысячи километров восточнее). Но городом он так и не стал - это посёлок.
Поезд же устремляется далее. Дорога проходит мимо нескольких прудов, озер, пересекает Серовский тракт около Невьянского водохранилища. И вот уже станция Невьянск. На часах 19:35. Город одной достопримечательности - так нередко говорят про Невьянск. Наклонная башня имени Демидовых:
Ну а через 2 часа 32 минуты после отправления из Екатеринбурга у нас будет Нижний Тагил. Считается, что именно здесь был создан первый русский паровоз. Он мог перевозить груз массой три тонны со скоростью 15 км/ч. Гораздо менее известным является тот факт, что здесь же был изобретен первый русский велосипед. Ну а про само место любят говорить так: "Была гора Высокая, а стала яма глубокая".
Здесь же поезд сделает первую длительную остановку на 28 минут, после чего отправится далее. Ну а если посмотреть на карту Нижнего Тагила, то онв поражает количеством различных подъездных железнодорожных путей:
Через 37 минут после отправления с вокзала Нижнего Тагила будет станция Баранчинская, а еще менее чем через двадцать минут - Гороблагодатская - узловая станция со стоянкой 12 минут.
Город по другому называется - Кушва. И именно здесь заканчивался первый сданный отрезок Горнозаводской железной дороги. Причем построен он был еще в 1878 году. Старое здание вокзала на станции вообще было уникальным. Оно было сплошь увешано картинами. Это были копии известных полотен, которые написал местный механик. Вроде как старое здание вокзала признали аварийным и снесли.
Ну а места здесь живописные. Вроде и не скажешь, что горы высокие, но красиво:
После остановки в этом городе, наш поезд следует по ветке на северо-запад в направлении станции Азиатская. Название говорит само за себя. Знаменитый участок однопутной железной дороги Чусовская - Гороблагодатная. Но поезд на ней не останавливается. У нас вообще теперь остановка будет нескоро - на станции Теплая Гора. Вот они - знаменитые петли на этом участке:
Ну и понятно, что если есть станция Азиатская, то значит должна быть и Европейская, а между ними граница Европа / Азия. Ну и понятно, что мы уже движемся по территории Пермского края. Но на Европейской тоже нет остановки. А вот и Теплая Гора:
Станции же у поезда глубокой ночью каждые 20-30 минут, а бывает и того чаще. Бисер, Лаки, Пашия (в Горнозаводске), Всесвятская (с длительной стоянкой), Скальный. И вот уже станция Чусовская. Здесь, кстати, очень интересно называется автомобильная дорога, которая идет вдоль железной - Северный широтный коридор.
Ехать этим поездом по этому участку с целью посмотреть красоты - идея не лучшая. Дело в том, что за окном то глубокая ночь. По идее лучше что-то дневное выбрать. Вот одна из рек района:
В Чусовском мы в 02:39. Стоянка здесь будет 35 минут.
Железная дорога снова резко поворачивает на север после пересечения Урала. Остается не так и много. Горы теперь справа и слева. Названия остановочных пунктов, которые поезд следует без остановки, один другого круче - Утёс, Грузди, Заготовка. Вот, например, Грузди и Утёсовский каменный карьер.
Ну а вперед одни из самых красивых мест на реке Усьва - Усьвинские столбы. Они, конечно, вдоль реки и в стороне от железной дороги, но места легендарные!
Далее будет пара станций со стоянкой по 25 минут - Половинка и Кизел.
А затем после станции Яйва поезд по дуге огибает Березники и в 09:15 оказывается в Соликамске.
Спасибо, что виртуально прокатились со мной по этой красивой железной дороге. И она очень отличается от КБЖД, например. Здесь всего один тоннель, но более 300 мостов.
До встречи на канале!