Мы уже рассказывали вам о школьной системе наставничества, и сегодня с удовольствием продолжаем эту тему. Наставник и учитель обществознания «Летово» Екатерина Ивановна Артющенко подготовила список инструментов, которые она использует в работе с детьми.
Внутренние и внешние опоры
Кому актуально:
- неуверенность в себе;
- тревожность;
- большая загруженность;
- ситуация неуспеха в чем-либо.
Подводка к упражнению: Опора — это все, что дает ощущение устойчивости, надежности, а самое главное — безопасности. Можно сначала спросить ребёнка: «Как ты думаешь, что означает внутренняя и внешняя опора?»
Задание: Нарисуйте 2 круга большой (внешние опоры) и в нем маленький (внутренние опоры). Заполните круги при помощи вопросов.
Внутренние опоры:
- На что вы опираетесь внутри себя?
- Во что вы безоговорочно верите?
- Какая сила вас поддерживает в сложные периоды?
- На что вы полагаетесь, когда всё идёт не по плану?
Внешние опоры: - На что вы ориентируетесь вне своего внутреннего мира?
- Что вы делаете, когда устали и надо восстановить ресурсы?
- Какая сила/кто/что вас поддерживает в сложные периоды?
- В чем вы находите вдохновение?
- На что или кого вы полагаетесь вовне, когда все идет не по плану?
Квадрат Декарта
Кому подойдет:
- сложность в принятии решений;
- неуверенность, страх перед действием.
Задание: Нарисуйте квадрат и разделите его на четыре части. В каждой части напишите один из четырёх пунктов наблюдения за проблемой.
- Что будет, если это произойдет?
- Что будет, если это не произойдет?
- Чего не будет, если это произойдет?
- Чего не будет, если это не произойдет?
Это поможет рассмотреть проблему с разных сторон и получить о ней наиболее объективное представление. Очень важно дать на каждый из четырёх вопросов как можно большее количество ответов, так как это позволит рассмотреть максимальное количество особенностей проблем.
3-2-1
Кому актуально:
- работа с сопротивлением;
- этап рефлексии.
Задание: перечислите три плюса; напишите два риска; задайте один вопрос.
Пример:
- Плюсы: «разверну» свою тему, поверю в свои силы, меня будут слушать.
- Риски: не справлюсь с тайм-менеджментом, потеряю интерес к теме.
- Вопрос: как сохранить интерес к теме и мотивацию работать в проекте?
Метод 6 шляп
Кому актуально:
- работать с информацией;
- находить выгоды и возможности;
- использовать интуицию;
- критически анализировать проблемы;
- генерировать творческие идеи;
- организовать свое мышление.
Метод основан на том, что участники (или один человек) рассматривают вопрос, поочередно примеряя на себе определенную роль или шляпу: стратегическое мышление, аналитическое мышление, творческое мышление, эмоционально-интуитивное мышление, оптимистическое мышление, критическое мышление.
Карта желаний
Раздайте детям конверты и чистые листы бумаги. Прочитайте задание: «Нарисуйте себя в центре листа. Вы можете изобразить себя как угодно: автопортрет, образ, символ или ваше имя». Затем нарисуйте или напишите ответы на три вопроса:
- Что бы вам хотелось уметь в конце этого учебного года? Например, научиться красиво писать, отжиматься 10 раз или максимально прокачать героя в любимой компьютерной игре.
- Чем бы вы хотели обладать? Например, новый телефон, золотая медаль в соревнованиях по лыжам или пара волнистых попугайчиков.
- Что бы вы хотели сделать? Например, съездить на экскурсию в Эрмитаж, окончить год без троек, выиграть олимпиаду.
После того как задание выполнено, каждый ученик запечатывает лист в конверт и подписывает его. В конце учебного года у вас будет хороший повод подвести итоги и поразмышлять над результатами. Дети всегда с интересом вскрывают конверты весной, и в большинстве случаев хотя бы одна из целей-желаний обычно осуществляется.
Ребята могут писать учебные и личные цели. Разделение ответов условно, вопросы нужны для того, чтобы подтолкнуть к рефлексии и размышлениям. В этом задании важна полная свобода мысли и конфиденциальность, чтобы все участники понимали, что после того, как лист запечатан в конверт, никто не увидит содержание.
Больше полезных материалов для учителей читайте в нашем Telegram-канале для профессионального сообщества «Летово.Профиль».