Найти тему
Школа «Летово»

В помощь учителю. 5 инструментов наставника

Мы уже рассказывали вам о школьной системе наставничества, и сегодня с удовольствием продолжаем эту тему. Наставник и учитель обществознания «Летово» Екатерина Ивановна Артющенко подготовила список инструментов, которые она использует в работе с детьми.

Внутренние и внешние опоры

Кому актуально:

  • неуверенность в себе;
  • тревожность;
  • большая загруженность;
  • ситуация неуспеха в чем-либо.

Подводка к упражнению: Опора — это все, что дает ощущение устойчивости, надежности, а самое главное — безопасности. Можно сначала спросить ребёнка: «Как ты думаешь, что означает внутренняя и внешняя опора?»

Задание: Нарисуйте 2 круга большой (внешние опоры) и в нем маленький (внутренние опоры). Заполните круги при помощи вопросов.

Внутренние опоры:

  • На что вы опираетесь внутри себя?
  • Во что вы безоговорочно верите?
  • Какая сила вас поддерживает в сложные периоды?
  • На что вы полагаетесь, когда всё идёт не по плану?

    Внешние опоры:
  • На что вы ориентируетесь вне своего внутреннего мира?
  • Что вы делаете, когда устали и надо восстановить ресурсы?
  • Какая сила/кто/что вас поддерживает в сложные периоды?
  • В чем вы находите вдохновение?
  • На что или кого вы полагаетесь вовне, когда все идет не по плану?

Квадрат Декарта

Кому подойдет:

  • сложность в принятии решений;
  • неуверенность, страх перед действием.

Задание: Нарисуйте квадрат и разделите его на четыре части. В каждой части напишите один из четырёх пунктов наблюдения за проблемой.

  • Что будет, если это произойдет?
  • Что будет, если это не произойдет?
  • Чего не будет, если это произойдет?
  • Чего не будет, если это не произойдет?

Это поможет рассмотреть проблему с разных сторон и получить о ней наиболее объективное представление. Очень важно дать на каждый из четырёх вопросов как можно большее количество ответов, так как это позволит рассмотреть максимальное количество особенностей проблем.

3-2-1

Кому актуально:

  • работа с сопротивлением;
  • этап рефлексии.

Задание: перечислите три плюса; напишите два риска; задайте один вопрос.

Пример:

  1. Плюсы: «разверну» свою тему, поверю в свои силы, меня будут слушать.
  2. Риски: не справлюсь с тайм-менеджментом, потеряю интерес к теме.
  3. Вопрос: как сохранить интерес к теме и мотивацию работать в проекте?

Метод 6 шляп

Кому актуально:

  • работать с информацией;
  • находить выгоды и возможности;
  • использовать интуицию;
  • критически анализировать проблемы;
  • генерировать творческие идеи;
  • организовать свое мышление.

Метод основан на том, что участники (или один человек) рассматривают вопрос, поочередно примеряя на себе определенную роль или шляпу: стратегическое мышление, аналитическое мышление, творческое мышление, эмоционально-интуитивное мышление, оптимистическое мышление, критическое мышление.

Карта желаний

Раздайте детям конверты и чистые листы бумаги. Прочитайте задание: «Нарисуйте себя в центре листа. Вы можете изобразить себя как угодно: автопортрет, образ, символ или ваше имя». Затем нарисуйте или напишите ответы на три вопроса:

  • Что бы вам хотелось уметь в конце этого учебного года? Например, научиться красиво писать, отжиматься 10 раз или максимально прокачать героя в любимой компьютерной игре.
  • Чем бы вы хотели обладать? Например, новый телефон, золотая медаль в соревнованиях по лыжам или пара волнистых попугайчиков.
  • Что бы вы хотели сделать? Например, съездить на экскурсию в Эрмитаж, окончить год без троек, выиграть олимпиаду.

После того как задание выполнено, каждый ученик запечатывает лист в конверт и подписывает его. В конце учебного года у вас будет хороший повод подвести итоги и поразмышлять над результатами. Дети всегда с интересом вскрывают конверты весной, и в большинстве случаев хотя бы одна из целей-желаний обычно осуществляется.

Ребята могут писать учебные и личные цели. Разделение ответов условно, вопросы нужны для того, чтобы подтолкнуть к рефлексии и размышлениям. В этом задании важна полная свобода мысли и конфиденциальность, чтобы все участники понимали, что после того, как лист запечатан в конверт, никто не увидит содержание.

Больше полезных материалов для учителей читайте в нашем Telegram-канале для профессионального сообщества «Летово.Профиль».