Продолжаю серию публикаций о кладбищах Петербурга, на которых похоронены наши знаменитые соотечественники. Сегодня предлагаю вам небольшой рассказ о Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, больше известном сейчас под названием "Некрополь мастеров искусств".
Я расскажу о некоторых жителях Петербурга/Ленинграда и их могилах, здесь находящихся. Также на канале "Вдоль по Питерской" есть вариант видео-слайд-шоу с этим рассказом - "Показываю захоронения Некрополя мастеров искусств - Чайковский, Шишкин, Куинджи и другие знаменитости".
Я не пишу здесь, в этом тексте, подробно биографии упокоенных на Тихвинском кладбище. Цель у меня - лишь показать их могилы. Но на канале имеются публикации с подробностями жизни и творчества некоторых из упокоенных на этом кладбище. Их имена я выделю в тексте синим - это активные ссылки, кликнув на которые, вы сможете перейти на статьи о них.
Бенардаки Дмитрий Егорович, 1799 – 1870
Российский промышленник и меценат.
Российский промышленник, владелец множества чугуноплавильных и железоделательных заводов, создатель старейшего российского судостроительного Сормовского завода. Известен как меценат и благотворитель – ссужал деньгами Николая Гоголя (который даже вывел его в «Мёртвых душах» в качестве благодетельного капиталиста Костанжогло), был близко знаком с жуковским и Лермонтовым, помогал другу Пушкина Павлу Нащокину, заказывал картины Карлу Брюллову.
Умер от сердечного приступа 28 мая 1870 года в Висбадене, когда проходил там курс лечения. Тело было перевезено в Санкт-Петербург – поезд на Николаевском вокзале лично встречал император Александр II - похоронено в Церкви Святого Великомученика Димитрия Солунского при греческом посольстве, которая была построена за его счёт.
Эта церковь была закрыта в конце тридцатых, а в 1962 году полностью снесена. Сейчас на её месте находится концертный зал «Октябрьский». При раскопках фундамента в том же 1962 году рабочие обнаружили гроб с мумифицированным телом Бенардаки, в котором отсутствовало сердце. Позже сердце нашлось в музее кафедры судебной медицины Санкт-Петербургской академии имени Мечникова. Перезахоронение тела Бенардаки в Некрополе мастеров искусств состоялось в сентябре 2011 года. Тогда же на его могиле был открыт памятник, созданный скульпторами Василисой Балашовой и Андреем Широковым по проекту архитектора Геннадия Пейчева.
Бруни Фёдор Антонович, 1799 – 1875
Русский живописец и график италошвейцарского происхождения
Настоящее имя Фидели Бруни. Он родился в Милане, в 1807 году его отец Антонио Бруни переехал в Россию, где его сын, получив русское имя Фёдор, стал учеником Воспитательного училища при Академии художеств.
В 22 года он написал свою первую большую картину – «Смерть Камиллы, сестры Горацио», за которую позже получил звание академика. С начала тридцатых годов писал самую известную свою картину – «Медный змий» - которую окончил в 1840 году. Сейчас эта картина находится в Русском музее.
Также Бруни занимался росписью Исаакиевского собора – им создано 10 фресок, находящихся на аттике, полукружии и плафоне собора. С 1855 года был ректором Академии художеств. Умер 11 сентября 1875 года. Был похоронен на Выборгском католическом кладбище. В 1936 году в связи с грядущим уничтожением этого кладбища его останки были перенесены в Некрополь мастеров искусств.
Иванов Александр Андреевич, 1806 – 1858
Русский живописец, создатель монументального полотна «Явление Христа народу».
В 11 лет поступил в Императорскую Академию художеств. За успехи в рисовании получил две серебряные медали, за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» был награждён малой золотой медалью, за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» - большую золотую медаль и звание художника 14 класса.
Умер в возрасте 51 года от холеры. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. в 1936 году останки и надгробие были перенесены в Некрополь мастеров искусств.
Комиссаржевская Вера Фёдоровна, 1864 – 1910
Великая русская актриса.
«Чайка» русской сцены. Играла в театрах Вильно, Новочеркасска, Москвы. С 1896-го в Александринском театре Санкт-Петербурга. Оставив этот театр, в течение двух лет много гастролировала, собирая средства для открытия собственного театра. Осенью 1904 года театр был открыт в помещении современного «Пассажа» на Невском. В 1909 году, разочаровавшись в этом театре, Комиссаржевская его покинула. Она уехала на гастроли и, находясь в феврале 1910 года в Ташкенте, умерла от оспы. Тело было привезено в Петербург. Она была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В сентябре 1915 года на могиле был открыт памятник работы скульптора Марии Диллон. В 1936 году останки актрисы и памятник были перенесены в Некрополь мастеров искусств.
Крамской Иван Николаевич, 1837 – 1887
Русский живописец, один из главных художников реалистической школы второй половины 19 века.
Выдающийся портретист. Написал портреты Льва Толстого, Ивана Шишкина, Павла Третьякова, Михаила Салтыкова-Щедрина. Автор картин «Христос в пустыне», «Неизвестная».
Скончался от аневризмы аорты во время работы над портретом доктора Карла Раухфуса. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесён в Некрополь мастеров искусств. На могиле был установлен новый памятник.
Куинджи Архип Иванович, 1842 – 1910
Русский живописец, мастер пейзажной живописи.
Родился в очень бедной семье сапожника. С раннего детства работал – пас гусей, работал на стройке, служил в хлебной лавке. В 14 лет отправился к Айвазовскому в Феодосию, чтобы показать свои рисунки, но великий маринист отказался учить его. После этого Куинджи работал, в основном, ретушёром в разных фотоателье. В 1868 году с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств, где подружился с Иваном Крамским и Ильёй Репиным.
После устроенной им выставки одной картины – «Лунная ночь на Днепре» - стал одним из самых популярных художников современности. Картину приобрёл Великий князь Константин Константинович. Сейчас она в Русском музее.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких, а по возвращению в Петербург скончался. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. На могиле установили памятник по проекту архитектора Алексея Щусева - бронзовый бюст работы скульптора Владимира Беклемишева и гранитный портал с мозаичным панно по эскизу Николая Рериха, изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. В 1952 году останки художника и памятник были перенесены в Некрополь мастеров искусств.
Кустодиев Борис Михайлович, 1878 – 1927
Русский и советский живописец, портретист, театральный художник.
Родился в семье астраханского профессора философии. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Обучался у Ильи Репина, в том числе, принимал участие в работе великого художника над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», для которой написал около трети портретов.
Осенью 1903 года окончил учебный курс с золотой медалью, за картину «На базаре» получил звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Побывал во Франции, Германии, Италии, Испании. Создал множество работ, среди которых знаменитые «Портрет Ф.И.Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Русская Венера».
С 1909 года болел – ему диагностировали опухоль спинного мозга. Последние годы жизни провёл в инвалидном кресле. Картины писал лёжа. В 1927 году получил разрешение на поездку в Германию для лечения, но в мае того же года скончался от воспаления лёгких. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году его прах и надгробный памятник были перенесены в Некрополь мастеров искусств.
Стасов Владимир Васильевич, 1824 – 1906
Художественный и музыкальный критик, историк искусств. Одна из самых влиятельных фигур художественной жизни России второй половины XIX века.
Сын известного архитектора Василия Стасова. Много лет работал в Императорской Публичной библиотеке. В 1848 году был заключен в Петропавловскую крепость за связь с петрашевцами. После выхода из Петропавловки уехал за границу. Вернулся в Россию в 1854 году, принял участие в организации объединения композиторов, названное им «Могучая кучка». Также участвовал в организации «Товарищества передвижных выставок». Работал заведующим Художественным отделом Публичной библиотеки, где консультировал писателей, композиторов, художников, становясь фактически их соавтором. Особенно близок был с композиторами Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, писателями Тургеневым и Львом Толстым, художниками Репиным, Верещагиным и Васнецовым, скульпторами Микешиным и Антокольским. В 1900 году одновременно со Львом Толстым был избран почётным членом Императорской Академии наук.
Умер 23 октября 1906 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На могиле памятник работы скульптора Ильи Гинцбурга и архитектора Ивана Ропета.
Тартаков Иоаким Викторович, 1860 – 1923
Оперный певец, баритон.
Родился в Одессе, там же и начинал свой творческий путь. По слухам, был внебрачным сыном композитора Антона Рубинштейна. С 1882 по 1884 год выступал на сцене Мариинского театра в Петербурге, затем несколько лет гастролировал по стране. В 1894 году вернулся в столицу и до конца жизни оставался в Мариинке. Был первым исполнителем партий Гамлета в одноимённой опере Тома, Григория Грязного в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Дон Карлоса в «Каменном госте» Даргомыжского. С 1909 года был главным режиссёром театра.
Скончался 22 января 1923 года от травм, полученных в автомобильной аварии, когда он возвращался с шефского концерта для рабочих.
Тарханов Иван Романович, 1846 – 1908
Русско-грузинский физиолог и популяризатор науки.
Родился в Тифлисе. В возрасте 14 лет был перевезён отцом в Петербург, где после получения аттестата зрелости поступил в Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Но посетив лекции физиолога Ивана Сеченова, решил перейти в Медико-хирургическую академию. И хотя отец этому воспротивился, Тарханова вскоре исключили из университета за политическое выступление, но позволили остаться в Петербурге. И он стал учеником Сеченова. В 1869 году он окончил Академию, через год сдал экзамены на степень доктора медицины, а летом 1871 года защитил диссертацию. С 1877 по 1895 год был профессором кафедры физиологии Военно-медицинской академии. Был уволен за свои либеральные взгляды. Очень переживал из-за этого увольнения. Умер 11 августа 1908 года в своём доме в селе Кшешовице близ Кракова. Там же, на краковском кладбище, и был похоронен, но уже в сентябре того же года его прах перевезли в Петербург и упокоили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Через два года на могиле был установлен памятник по модели, которую создала его вдова, племянница скульптора Марка Антокольского, Елена Павловна.
Товстоногов Георгий Александрович, 1915 – 1989
Советский театральный режиссёр, художественный руководитель БДТ
Родился в семье потомственного дворянина Александра Толстоногова. В 1937 году его отца репрессировали, а самого Георгия отчислили из ГИТИСа. Но вскоре он был восстановлен в институте, благополучно его окончил и стал работать режиссёром в Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова. В 1949 году переехал в Ленинград, где сначала возглавил театр имени Ленинского комсомола (нынешний театр-фестиваль «Балтийский дом»), а в 1956 году стал главным режиссёром Большого драматического театра имени Максима Горького. После смерти Товстоногова этому театру присвоили его имя – сейчас это БДТ имени Товстоногова.
Скончался 23 мая 1989 года, когда возвращался домой после репетиции спектакля «Визит старой дамы». Он находился за рулём своего автомобиля, успел припарковаться на Суворовской площади и умер от сердечного приступа. Был похоронен в Некрополе мастеров искусств. После него здесь уже никого не хоронили.
Чайковский Пётр Ильич, 1840 – 1893
Русский композитор, дирижёр, педагог.
Создатель множества музыкальных произведений: десять опер, три балета, семь симфоний, сто четыре романса, а также концерты, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные циклы и миниатюры.
В 1877 году композитор пытался покончить с собой, зайдя в сентябре в холодную воду Москва-реки с намерением заболеть воспалением лёгких и умереть. Причиной этого решения была скоропалительная женитьба на Антонине Милюковой. Через несколько недель их брак распался, но официально они так и не смогли развестись, но жили раздельно.
Чайковский умер 25 октября 183 года от холеры, которой заразился несколькими днями ранее, выпив стакан некипячёной воды в ресторане Лейнера – на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Черкасов Николай Константинович, 1903 – 1966
Советский актёр театра и кино.
Основную славу ему принесли главные роли в фильмах Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и «Александр Невский». Его лицо в роли святого князя изображено на советском ордене Александра Невского.
Больше тридцати лет играл на сцене Ленинградского театра драмы имени Пушкина – ныне Александринский театр. Ушёл из театра после того, как из труппы была отчислена его жена, актриса Нина Черкасова-Вейтбрехт.
Скончался 14 сентября 1966 года от эмфиземы лёгких и сердечной недостаточности. Был похоронен в Некрополе мастеров искусств. На могиле установлен памятник работы скульптора Михаила Аникушина.
Шимановская Мария, 1789 – 1831
Польская пианистка, композитор, педагог
Виртуозно играла на пианино, была первой пианисткой, исполнявшей свои сочинения по памяти. Первые свои концерты дала в Варшаве и Париже в 1810 году. С 1822 года гастролировала по Европе, выступала для королевских особо. Во время гастролей её всегда сопровождали трое её детей – с мужем она развелась. С 1828 года стала придворной пианисткой и преподавательницей музыки в Петербурге. На её дочери Целине женился польский поэт Адам Мицкевич.
Скончалась 25 июля 1831 года от холеры. Была похоронена на Митрофаньевском кладбище Петербурга. В советское время кладбище было уничтожено, могила Шимановской утеряна. В 2010 году в Некрополе мастеров искусств был открыт кенотаф в память о пианистке. Автор проекта – архитектор Вячеслав Бухаев.
Шишкин Иван Иванович, 1832 – 1898
Русский живописец, один из членов-учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок».
Считается главным мастером реалистического пейзажа в 19 веке. Многие картины художника приобретали члены царской семьи, в том числе, и император Александр Третий. Помимо пейзажей писал жанровые работы, например, «Крестьянка, сходящая с лестницы», «Перед зеркалом». Сейчас работы художника экспонируются и хранятся не менее, чем в тридцати отечественных и зарубежных музеях. Наиболее полные коллекции в Русском музее в Петербурге и Третьяковской галерее в Москве. Забавно, что первоначально медведей на самой знаменитой картине Шишкина не было. Их предложил добавить художник Константин Савицкий. Он же их и изобразил. И на картине было две подписи – Шишкина и Савицкого. Но Павел Третьяков, купивший эту картину для своей галереи, подпись Савицкого стёр.
Скончался от разрыва сердца во время работы за мольбертом. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году его останки и надгробие были перенесены в Некрополь мастеров искусств. К слову, на памятнике год рождения указан неверно. На самом деле, Шишкин родился не в 1812 году, а на двадцать лет позже – в 1832-м.
На этом пока всё, Продолжение, во всяком случае, в моих планах есть.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.