Найти тему
Вдоль по Питерской

Сколько медведей на картине "Три медведя" и почему на могильном памятнике Ивану Шишкину ошибка в дате рождения

Оглавление

Если Александр Сергеевич Пушкин, согласно высказыванию поэта Аполлона Григорьева - наше всё в литературе, то Иван Иванович Шишкин - это "наше всё" в живописи.

Иван Шишкин. Фото culture.ru
Иван Шишкин. Фото culture.ru

Его картины даже попадают в современные песни. Помните, у Владимира Семёновича в песне "Случай в ресторане":

В ресторане по стенкам висят тут и там
"Три медведя", "Заколотый витязь"…
За столом одиноко сидит капитан.
"Разрешите?" — спросил я. "Садитесь!"

"Три медведя" - это, надо полагать, картина "Утро в сосновом лесу" - одно из самых известных полотен великого художника Ивана Шишкина. Интересно, что на самом деле на картине изображено четыре медведя, а не три, но вот как-то прицепилось это неправильное название. Видимо, по аналогии с русской народной сказкой. А вообще, как только ни называли эту картину. Изначально, по замыслу Шишкина, это было "Медвежье семейство в лесу". Часто говорили "Медведи в сосновом бору" и "Утро в сосновом бору" - и оба эти выражения не совсем корректны, ведь на картине, помимо сосен, мы видим и лиственные породы, и кустарники, и прочий подлесок, что для бора не характерно. Наконец, где-то с тридцатых годов прошлого столетия в народе бытовало несколько мрачноватое название "Мишки на лесозаготовках".

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ещё один немаловажный факт - эту картину Шишкин писал в соавторстве со своим другом (и кумом) Константином Савицким. И именно Савицкий изобразил на ней медведей. А когда выяснилось, что картину хочет приобрести для своей галерее известный любитель живописи и меценат Павел Третьяков, то Савицкий поставил свою подпись на ней под автографом Шишкина.

Николай Грандковский. Портрет художника Савицкого. 1902.  Государственная Третьяковская галерея. Москва
Николай Грандковский. Портрет художника Савицкого. 1902. Государственная Третьяковская галерея. Москва

По поводу дальнейших событий существует две версии. Первую озвучила в своих воспоминаниях жена Константина Апполоновича Валерия Дюмулен. Она писала, что успех картины Шишкин стал приписывать исключительно себе. Это сильно не понравилось Савицкому, и тот "замазал свою подпись под картиной, которую, если вглядеться, можно заметить в левом углу картины. Поступком Шишкина были возмущены все товарищи". К слову, Дюмулен также рассказала, что фигуры в картинах Шишкина всегда писал Савицкий. Например, в картине "Дождь в дубовом лесу". Правда, в эту версию верится с трудом - всё же Шишкин был очень хорошим и многогранным художником. И согласно другой версии, фамилию Савицкого стёр скипидаром сам Третьяков. Дело в том, что у Третьякова за несколько лет до этого эпизода произошел конфликт с Савицким - на картине "Встреча иконы", которую галерист приобрёл у художника, облупилась белая краска, которой были написаны облака, и Третьяков обратился к автору. Но произошло так, что Савицкий пришел в галерею тогда, когда хозяина не было и "обновил" облака, покрасив их розовым. Это не понравилось коллекционеру, и Третьяков смыл розовую краску, оставив картину с кракелюрами - трещинами на краске - и больше к Савицкому не обращался.

Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Поэтому и картину "Утро в сосновом лесу" Третьяков считал исключительно "шишкинской" и смыл подпись Савицкого. Забавно, что иногда даже ходят слухи, что якобы Шишкин просто не мог нарисовать медведей и поэтому обратился за помощью к другу-куму. На самом деле, разумеется, талант Ивана Ивановича был многогранен, об этом говорят и множество эскизов к полотну работы Шишкина, которые хранятся сейчас в Русском музее в Санкт-Петербурге. Скорее всего, Шишкин просто решил дать заработать Савицкому на этой картине - в то время финансовое положение его кума было довольно сложным. Сам Савицкий позже писал:

Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю.

Получив свою тысячу рублей, Савицкий просто отказался от подписи на произведении искусства. А прозорливый Третьяков впоследствии приобрел ещё пять полотен Шишкина.

Иван Крамской. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Иван Крамской. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Картина "Утро в сосновом лесу" стала одной из самых популярных в нашей стране. Уже в нашем веке Третьяковской галереей проводился соцопрос, в ходе которого выяснилось, что произведение Шишкина лишь совсем немного уступает в рейтинге популярности "Богатырям" Виктора Васнецова. Хотя, я думаю, если бы этот опрос проводился не в "Третьяковке", то наверняка "Мишки" обошли бы и васнецовский шедевр. Во всяком случае, это наверняка самая тиражируемая картина в России, учитывая количество конфет "Мишка косолапый", выпускаемых сейчас московской фабрикой "Красный Октябрь". Впрочем, ещё до революции и национализации, когда она называлась фабрикой по производству шоколадных конфет и чайных печений "Эйнем", её владелец Юлиус Гейс получил от Павла Третьякова разрешение размещать на обёртках конфет репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. А в двадцатые годы гений рекламных слоганов и, по совместительству, "агитатор, горлан-главарь" Владимир Маяковский сочинил для этих конфет слоган, который даже печатался на фантиках:

Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе Сберкнижку!

Именно тогда художник Александр Родченко и создал обёртку конфет "Мишка косолапый" со знакомым всем рисунком.

Конфеты "Мишка косолапый"
Конфеты "Мишка косолапый"

Но, конечно же, Иван Шишкин - автор не только "Утра в сосновом лесу". Помимо этого шедевра он написал множество картин: "Рубка леса" (1867), "Рожь" (1878), "Среди долины ровныя..." (1883),  "Лесные дали" (1884), "Сосны, освещенные солнцем" (1886), "Корабельная роща" (1898) и т.д. - общим числом около восьмисот. Он по праву считается самым сильным русским пейзажистом. Кроме того, когда Шишкин учился за границей - он был пенсионером Академии художеств - то много писал пером, а также работал в гравировке "царской водкой" - смесью азотной и соляной кислот. Тогда же он по заказу одного коллекционера написал картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", за которую получил звание академика.

Иван Шишкин. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Иван Шишкин. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

К слову, выражение "пенсионер от Академии" в то время имело несколько иное значение, чем сейчас. Так называли выпускника Академии художеств, получившего "пенсион" (что-то вроде современного гранта) для продолжения образования за границей.

Если за "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" Шишкин получил звание академика, то за картины "Сосновый лес" и "Чем на мост нам идти, поищем лучше броду" великая княгиня Мария Николаевна, бывшая тогда президентом Академии художеств, наградила живописца орденом Святого Станислава 3-й степени. В 1873 году Академия художеств присвоила ему звание профессора за картину "Лесная глушь". А в 1892 году Шишкин был назначен руководителем пейзажной мастерской Академии.

Иван Шишкин. Фото topkartin.ru
Иван Шишкин. Фото topkartin.ru

8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался от разрыва сердца во время работы над очередным произведением. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище. А в 1950 году прах художника вместе с памятником был перенесён в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище) Александро-Невской лавры. Интересно, что на памятнике ещё во время его установки на Смоленском кладбище была сделана ошибка - неправильно указан год рождения художника - вместо 1832-го выбит 1812 год. Кто добавил к возрасту художника двадцать лет, так и осталось невыясненным. Так с этой ошибкой он стоит и в наши дни.

Памятник на могиле Ивана Шишкина в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище)
Памятник на могиле Ивана Шишкина в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище)

Что же касается второй картины, упомянутой Владимиром Высоцким в своей песне, это, скорее всего, произведение Виктора Васнецова "После побоища Игоря Святославича с половцами". Тоже, конечно, известное полотно, но не такое популярное, как шишкинское "Утро..."

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.