Если Александр Сергеевич Пушкин, согласно высказыванию поэта Аполлона Григорьева - наше всё в литературе, то Иван Иванович Шишкин - это "наше всё" в живописи.
Его картины даже попадают в современные песни. Помните, у Владимира Семёновича в песне "Случай в ресторане":
В ресторане по стенкам висят тут и там
"Три медведя", "Заколотый витязь"…
За столом одиноко сидит капитан.
"Разрешите?" — спросил я. "Садитесь!"
"Три медведя" - это, надо полагать, картина "Утро в сосновом лесу" - одно из самых известных полотен великого художника Ивана Шишкина. Интересно, что на самом деле на картине изображено четыре медведя, а не три, но вот как-то прицепилось это неправильное название. Видимо, по аналогии с русской народной сказкой. А вообще, как только ни называли эту картину. Изначально, по замыслу Шишкина, это было "Медвежье семейство в лесу". Часто говорили "Медведи в сосновом бору" и "Утро в сосновом бору" - и оба эти выражения не совсем корректны, ведь на картине, помимо сосен, мы видим и лиственные породы, и кустарники, и прочий подлесок, что для бора не характерно. Наконец, где-то с тридцатых годов прошлого столетия в народе бытовало несколько мрачноватое название "Мишки на лесозаготовках".
Ещё один немаловажный факт - эту картину Шишкин писал в соавторстве со своим другом (и кумом) Константином Савицким. И именно Савицкий изобразил на ней медведей. А когда выяснилось, что картину хочет приобрести для своей галерее известный любитель живописи и меценат Павел Третьяков, то Савицкий поставил свою подпись на ней под автографом Шишкина.
По поводу дальнейших событий существует две версии. Первую озвучила в своих воспоминаниях жена Константина Апполоновича Валерия Дюмулен. Она писала, что успех картины Шишкин стал приписывать исключительно себе. Это сильно не понравилось Савицкому, и тот "замазал свою подпись под картиной, которую, если вглядеться, можно заметить в левом углу картины. Поступком Шишкина были возмущены все товарищи". К слову, Дюмулен также рассказала, что фигуры в картинах Шишкина всегда писал Савицкий. Например, в картине "Дождь в дубовом лесу". Правда, в эту версию верится с трудом - всё же Шишкин был очень хорошим и многогранным художником. И согласно другой версии, фамилию Савицкого стёр скипидаром сам Третьяков. Дело в том, что у Третьякова за несколько лет до этого эпизода произошел конфликт с Савицким - на картине "Встреча иконы", которую галерист приобрёл у художника, облупилась белая краска, которой были написаны облака, и Третьяков обратился к автору. Но произошло так, что Савицкий пришел в галерею тогда, когда хозяина не было и "обновил" облака, покрасив их розовым. Это не понравилось коллекционеру, и Третьяков смыл розовую краску, оставив картину с кракелюрами - трещинами на краске - и больше к Савицкому не обращался.
Поэтому и картину "Утро в сосновом лесу" Третьяков считал исключительно "шишкинской" и смыл подпись Савицкого. Забавно, что иногда даже ходят слухи, что якобы Шишкин просто не мог нарисовать медведей и поэтому обратился за помощью к другу-куму. На самом деле, разумеется, талант Ивана Ивановича был многогранен, об этом говорят и множество эскизов к полотну работы Шишкина, которые хранятся сейчас в Русском музее в Санкт-Петербурге. Скорее всего, Шишкин просто решил дать заработать Савицкому на этой картине - в то время финансовое положение его кума было довольно сложным. Сам Савицкий позже писал:
Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю.
Получив свою тысячу рублей, Савицкий просто отказался от подписи на произведении искусства. А прозорливый Третьяков впоследствии приобрел ещё пять полотен Шишкина.
Картина "Утро в сосновом лесу" стала одной из самых популярных в нашей стране. Уже в нашем веке Третьяковской галереей проводился соцопрос, в ходе которого выяснилось, что произведение Шишкина лишь совсем немного уступает в рейтинге популярности "Богатырям" Виктора Васнецова. Хотя, я думаю, если бы этот опрос проводился не в "Третьяковке", то наверняка "Мишки" обошли бы и васнецовский шедевр. Во всяком случае, это наверняка самая тиражируемая картина в России, учитывая количество конфет "Мишка косолапый", выпускаемых сейчас московской фабрикой "Красный Октябрь". Впрочем, ещё до революции и национализации, когда она называлась фабрикой по производству шоколадных конфет и чайных печений "Эйнем", её владелец Юлиус Гейс получил от Павла Третьякова разрешение размещать на обёртках конфет репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. А в двадцатые годы гений рекламных слоганов и, по совместительству, "агитатор, горлан-главарь" Владимир Маяковский сочинил для этих конфет слоган, который даже печатался на фантиках:
Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе Сберкнижку!
Именно тогда художник Александр Родченко и создал обёртку конфет "Мишка косолапый" со знакомым всем рисунком.
Но, конечно же, Иван Шишкин - автор не только "Утра в сосновом лесу". Помимо этого шедевра он написал множество картин: "Рубка леса" (1867), "Рожь" (1878), "Среди долины ровныя..." (1883), "Лесные дали" (1884), "Сосны, освещенные солнцем" (1886), "Корабельная роща" (1898) и т.д. - общим числом около восьмисот. Он по праву считается самым сильным русским пейзажистом. Кроме того, когда Шишкин учился за границей - он был пенсионером Академии художеств - то много писал пером, а также работал в гравировке "царской водкой" - смесью азотной и соляной кислот. Тогда же он по заказу одного коллекционера написал картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", за которую получил звание академика.
К слову, выражение "пенсионер от Академии" в то время имело несколько иное значение, чем сейчас. Так называли выпускника Академии художеств, получившего "пенсион" (что-то вроде современного гранта) для продолжения образования за границей.
Если за "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" Шишкин получил звание академика, то за картины "Сосновый лес" и "Чем на мост нам идти, поищем лучше броду" великая княгиня Мария Николаевна, бывшая тогда президентом Академии художеств, наградила живописца орденом Святого Станислава 3-й степени. В 1873 году Академия художеств присвоила ему звание профессора за картину "Лесная глушь". А в 1892 году Шишкин был назначен руководителем пейзажной мастерской Академии.
8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался от разрыва сердца во время работы над очередным произведением. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище. А в 1950 году прах художника вместе с памятником был перенесён в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище) Александро-Невской лавры. Интересно, что на памятнике ещё во время его установки на Смоленском кладбище была сделана ошибка - неправильно указан год рождения художника - вместо 1832-го выбит 1812 год. Кто добавил к возрасту художника двадцать лет, так и осталось невыясненным. Так с этой ошибкой он стоит и в наши дни.
Что же касается второй картины, упомянутой Владимиром Высоцким в своей песне, это, скорее всего, произведение Виктора Васнецова "После побоища Игоря Святославича с половцами". Тоже, конечно, известное полотно, но не такое популярное, как шишкинское "Утро..."
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.