Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Продолжаем знакомство с героями волейбольного сезона. В этот раз Вашему вниманию - капитан чемпиона России в женской Суперлиге Анастасия Ануфриенко, рассказавшая нам подробности победного пути «Динамо-Ак Барс». Как был преодолен провал прошлого сезона, в чем секрет Зорана Терзича при создании чемпионской атмосферы, что оказалось главным козырем чемпиона? Сейчас узнаем.
А заодно познакомимся с увлекательной биографией нашей собеседницы. Лихие повороты в карьере связующей – готовый материал для детектива. До 2021 года Ануфриенко играла в командах со скромными задачами (по меркам фаворитов), а первый блин уже на топ-уровне оказался комом – далекий запас в московском «Динамо». Следом – переезд в Казань, а в новой команде – нарастающий клубок своих проблем и первый за 14 лет вылет в четвертьфинале чемпионата России. Казалось, так волейбольный старик – Хоттабыч ведет Анастасию Ануфриенко через испытания, придерживает от нее титулы – чтобы потом щедро все компенсировать, первой вручив первый в ее карьере большой чемпионский приз.
Команда-семья, шутки и крик Терзича
-О чем думали, когда шли получать чемпионский Кубок?
-Быстро проскочили воспоминания всего сезона, той работы, которую мы проделали. Вспоминалось в те секунды, как иногда было тяжело, каждый игрок, тренер, каждый руководитель клуба, все вложили свою часть усилий в нашу победу. Когда мысли об этом соединяются, наслаждаешься моментом. Невероятные эмоции!
-Какой этап оказался самым сложным в этом сезоне?
-Наверное, его начало. Новый тренер, новый состав, много новых игроков. Ты притираешься, пытаешься понять каждого. Это накладывалось на физически тяжелые нагрузки, эмоциональные.
-Что у Зорана Терзича оказалось по-другому, в отличие от других тренеров?
-Зоран такой тренер, который хочет создать коллектив-семью. На это сразу была сделана ставка. Задача ставилась создать коллектив, где будет взаимопонимание, как в семье. И конечно, требование высокого качества исполнения всех технических элементов.
Еще у Терзича много шуток, даже во время тяжелых тренировок у нас всегда звучал юмор. Но Зоран может быть и очень громким - крепкое слово сказать, поругаться. В общем, и кнут, и пряник. Про него сказано уже многое, он очень классный тренер. Мне очень понравилось с ним работать.
-Сколько времени понадобилось на создание такой атмосферы – команды-семьи?
-Ой, у нас долго такие «качели» были (Смеется). В конце, сезона уже точно атмосфера сложилась полностью. А сколько понадобилось на ее создание? Четверть сезона точно ушло, чтобы прийти в себя и почувствовать целостность.
-После травмы Полины Матвеевой в команду в срочном порядке пригласили Веру Ветрову. Тренеры заранее проговаривали, как вы с ней будете делить игровое время?
-Нет, это не оговаривалось. В волейболе такое предсказать невозможно, что-то всегда может пойти не так, поэтому от нас обеих требовалось в любой момент выйти и помочь команде. И Вера была достойна выходить в составе, и я, и Полина, когда она вернулась.
На матчболах у «Локомотива» в четвертом матче закрывала глаза
-Насколько тяжело было поверить в большой успех после провала прошлого сезона?
-Это спорт. В нем надо всегда идти вперед, нельзя опускать руки. Надо поверить, что и тебе, и команде все по силам. Для большой победы мы все себя и отдаем.
-Победы в первом и четвертом матчах финальной серии добыты вашей командой в тяжелейшей борьбе на тай-брейке, но в решающем матче преимущество «Динамо-Ак Барс» оказалось безоговорочным. Есть этому объяснение?
-Тяжелый вопрос (Улыбается). Надо подумать. Не знаю, как это объяснить даже…В финальной серии были матчи или даже отрезки матчей, где наша команда менялась, как по щелчку – ничего не получалось, все валилось из рук. Почему так? Это финал, здесь все бывает. Невозможно объяснить.
-На тай-брейке четвертого матча «Локомотив» имел три даже не матч, а чемпионат-бола, “Динамо-Ак Барс» находился уже одной ногой в пропасти. Вы тогда стояли в квадрате для запасных. Ваши мысли и действия во время тех розыгрышей?
-Ой, нервы зашкаливали! Я там и прыгала, и ногой по стене била, и отворачивалась от площадки, и глаза даже закрывала(Смеется). Но ненадолго – на секунду только. Концовку эпизодов посмотреть успевала. Как Полина Матвеева закрыла блоком соперника в решающий момент, это видела.
-Козырем «Динамо-Ак Барс» в финальной серии стала постоянная смена связующих – вы с Матвеевой меняли друг друга. Волейбольные специалисты говорят, что когда связующие столь заметно отличаются антропометрически, для соперника это становится большой проблемой.
-Да, мы совершенно разные связки. И это же очень здорово! Когда есть две равносильные связующие – и можно использовать обеих. Плюс – конечно, ростовые данные Полины – за счет этого у нее очень хороший блок. Но заранее Терзич не предупреждал, что мы с ней будем меняться. Такое заранее не обговаривается, все происходит и решается уже в игре. Так же было и в пятом матче. Первую партию отыграла я, а когда перешли на другую сторону, Зоран сказал, что теперь выходит Полина.
-Как он это объяснил? Вы же убедительно выиграли партию.
-Никак. Просто сказал: «Настя, все в порядке, ничего не надумывай. Так нужно».
-После матча хоть объяснил?
-А смысл после матча то уже спрашивать? Мы ж понимаем, что эта замена оказалась для команды плюсом, направленным на победу – и в итоге принесла ее.
Почему меня назначили капитаном
-Капитаном Вас назначил главный тренер или выбрали голосованием?
-Назначил тренер. Голосование тоже было, но я его результатов не знаю. Оно было анонимным, поэтому кто за кого голосовал – неизвестно. В итоге Зоран сказал, что капитаном назначена я.
-Объяснил почему именно Вы?
-Нет. Он все сказал коротко и скромно – что меня назначают капитаном, Катю Енину – заместителем. Без громких речей. Но думаю, меня назначили, потому что я самая взрослая по возрасту и дольше многих играю в «Динамо-Ак Барс». Плюс еще связующая. Да и этот опыт у меня уже имелся – в «Динамо-Метар» я года три была капитаном. Не знаю, в этом ли всем причина моего назначения, но мои выводы такие.
-А за себя проголосовать можно было?
-Можно. Я за себя не голосовала(Смеется).
-У Вас есть в волейболе пример капитана?
-Я задавалась этим вопросом недавно. Образцом капитанства для меня остается только Анна Макарова. Больше таких примеров не было. Она могла со всеми контактировать очень мягко, если требовалось громко сказать свое слово – тоже говорила. Это всегда выглядело уверенно, Макарова для всех была авторитетом.
-С Ениной вы знакомы еще с волейбольной школы в Челябинске, вместе играли в московском «Динамо». Это облегчило создание нужной атмосферы в «Динамо-Ак Барс»?
-Нет. Без разницы, 20 лет знаком ты с кем–то или один месяц. Это все примерно одинаково, когда игроки встречаются в другой команде (Улыбается). Заочно мы все равно друг друга давно знаем.
-Во время празднования чемпионства у Вас капитанских обязанностей прибавилось?
-Нет. Каких-то специальных речей или отдельных разговоров с руководством от меня не потребовалось. Возникали вопросы, по которым я с директором общалась, но все в рамках разумного.
С напутствием от детского тренера
-Терзич порой остер на язык, в перерывах матчей отпускает жесткие выражения. По ходу сезону игроки обижались на тренера?
-Нет. Наверное, людям со стороны могло казаться, что Зоран сказал – и кто-то обиделся, но это не так. Мы ведь знаем смысл его слов глубже, и понимаем, что они идут на пользу.
-В интервью нашему каналу он говорил, что в «Динамо-Ак Барс» шел поиск лидера, не было в команде человека, который бы мог всегда взять слово, взбодрить партнеров.
-Да, я согласна – у нас не было такого лидера. Поэтому всегда приходилась каждому понемногу вкладываться в поддержку. Об этом у нас говорилось много – чтоб во время игры все выдавали эмоции и поддерживали друг друга. Как раз потому нет человека, готового всегда «пнуть» партнеров.
-Давно заметил, что на площадке Вы - воплощение спокойствия. А Вас вообще хоть что-нибудь способно вывести из себя?
-Даже не знаю. Для эмоционального срыва, не представляю, что должно произойти(Улыбается). Я предпочитаю играть с холодной головой, держать эмоции под контролем, не допускать их перебора ни в одну, ни в другую сторону. Хоть мне и говорят: «Настя улыбайся, покричи что-нибудь» - мне это мешает. Становится тяжело – есть риск что-то упустить в игре.
-Когда к этому пришли?
-Сколько себя помню – всегда такой была. Еще в детстве наш тренер Людмила Владимировна Сухова сказала, что связующая должна быть уравновешенной. Запомнилось на всю жизнь. Я всегда была деликатной девочкой, от меня тренеры крепких слов не требовали.
-За площадкой Вы тоже пример спокойствия?
-Со стороны видно лучше. Раньше была более вспыльчивая, в юном возрасте, но сейчас – да, спокойная на эмоции. Если даже где-то возникает конфликтная ситуация, всегда стараюсь холодную голову сохранять.
Судьбоносная встреча в аэропорту
-Кстати, в каком возрасте Вы стали связующей?
-В 12 лет. Сейчас вспоминаю тот период – и даже не могу объяснить, почему тренер так решила. По росту команда у нас тогда ровная была, никто не отличался особо. Когда пришли заниматься, были примерно одинаковые – я тогда второй после Кати Ениной стояла, это уже потом она заметно выше стала. Ольга Яргычова и Рита Курило тоже тогда рядом по росту стояли. Поеду в отпуске в Челябинск – встретимся с Людмилой Владимировной, тогда и спрошу ее, почему она меня уже в 12 лет связкой сделала. У нее опыт большой, наверное, что-то увидела.
-А как Вы смену амплуа восприняли?
-Я решение тренера приняла легко, не противилась, не возмущалась. Да, нападать мне нравилось - но и пасовать нравилось тоже. А вот моя бабушка очень злилась, ей хотелось, чтоб я дальше атаковала. Она даже хотела ехать ругаться с тренером (Смеется).
-Другая подробность Вашей волейбольной биографии – краснодарское «Динамо» пока единственное, в котором Вы еще не играли. Задумывались над тем, что будет красиво когда-нибудь закольцевать динамовскую историю?
-А я там уже играла – за молодежную команду, это надо тоже считать(Смеется). За основную? Вполне допускаю это, я для себя в будущем любую команду допускаю. Краснодар хороший город, приятный климат, хорошее руководство и команда. Посмотрим.
-В нашей Суперлиге много волейбольных пар. Ваш муж тоже из волейбола?
-Нет, вообще никак со спортом не связан. Мы познакомились в аэропорту. С командой возвращались из Сербии с турнира, а он там гостил у друзей. Это было в 2017 году. А в 2021 поженились. В мае была третья годовщина свадьбы.
-Материнство есть в ближайших планах?
-Позже. Пока я играю, все идет хорошо, поэтому сейчас в приоритете волейбол.
Знала, что переход в «Динамо» - большой риск, но пошла на него сознательно
-Московское «Динамо» стало первой в Вашей карьере командой-фаворитом. К 2021 году сыграть за такую стало приоритетом?
-Да, очень хотелось. Я всегда с восхищением смотрела на эти команды, которые выигрывают титулы, всегда претендуют на медали. Мне было интересно когда-нибудь себя там попробовать, ощутить эти эмоции. Да, я понимала, что есть риск – игровой практики может в «Динамо» оказаться намного меньше, так в итоге и получилось. Но я сознательно на этот риск пошла – мне было интересно. Конечно, хотелось и титулы выиграть, у меня их еще не было. Но это уже только в «Динамо-Ак Барс» удалось.
-Когда весной 2022 года московское и казанское «Динамо» встречались в бронзовой серии, Вы уже знали, что соперник – Ваша будущая команда?
-Нет. Предложение от «Динамо-Ак Барс» поступило только после завершения сезона. Точно я знала только то, что из московского «Динамо» ухожу. Поэтому ждала предложений. Меня не устраивало быть третьей связкой.
-Вас предупредили, что так будет?
-Нет. Но это и так понятно, в том числе, по тренировкам. Кто первый, на кого рассчитывают, а на кого нет.
-Некоторые игроки говорят, что в такой ситуации себя чувствуют в отрыве от успехов команды.
-Да, это так. Вы правильно сказали – ты как оторван от команды, к ее победам отношения не имеешь. Я чувствовала себя некомфортно, неуверенно, пыталась что-то с этим сделать, но…
-Задавали тренерам вопросы, чтобы свои перспективы прояснить, узнать, появится ли у Вас шанс?
-Это такой деликатный вопрос... Конечно, я подходила, спрашивала – но ничего конкретного в ответ не услышала. Сказали, что дальше видно будет.
-Это обижало?
-Конечно, это обидно, когда знаешь, что ты хороший достойный игрок, но по независящим от тебя причинам отодвинут. Я знала всю ситуацию в целом, поэтому понимала, что повлиять на нее не могу – дело не только в волейбольных причинах.
-Тогда появилась идея вернуться в команду попроще – чтобы снова больше играть?
-А предложение из Казани настолько быстро и своевременно пришло, что я даже подумать об этом не успела.
-Вы и до перехода в московское «Динамо» команды меняли часто, но в Казани задержались. Что там привлекло, кроме игровой практики и возможности выиграть титулы?
-Отношение к нам. Здесь настолько классная атмосфера! Это лучшая команда по всем показателям. Для команды делают все, и когда здесь предлагают остаться, то ты даже не задумываешься. По инфраструктуре и организации всего процесса «Динамо-Ак Барс» в России клуб номер один!
Если Вам интервью понравилось – Вы лайкнули. А если не были подписаны, но уже увлеклись волейболом, то Вы обязательно подписались!